Информационные условия разработки и исполнения управленческих решений. Типы классификации информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Современный бизнес невозможен без использования информационных технологий, которые являются удобными инструментальными средствами управления бизнес-процессами. Сегодня преимущество получают руководители, имеющие возможность моделировать предполагаемые варианты развития рыночной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения и контролировать их исполнение. (1, с.45) Для грамотной ориентации на рынке программного обеспечения необходимо определить, что подразумевается под такими популярными в наше время понятиями как «информация», «информационная система», «информационные системы поддержки принятия решений».
Информация является простейшей фундаментальной категорией, которую невозможно определить, используя другие категории. Поэтому общепризнанного определения этого понятия не существует.

Файлы: 1 файл

методы козловский.docx

— 68.10 Кб (Скачать файл)

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем на основе обработки знаний (13. с.30-35). Поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях. Работа первого уровня поддержки исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии, с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации поддержки принятия решения на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив. Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде знаний, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

Классификация по характеру использования информации

По характеру  использования информации различают  информационно-поисковые системы  и информационно-решающие системы.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система  «Касатка» (корпорация SBI) предназначена для использования определенных информационно-аналитических материалов при разработке стратегий маркетинга и менеджмента, данная разработка имеет явно выраженный обучающий характер.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие. Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Классификация информационных систем по функциональному признаку.

Функциональный признак определяет назначение системы, а также ее основные цели и задачи. В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая. 

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции. Маркетинговая деятельность включает в себя такие виды деятельности как  анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж, организацию рекламной кампании по продвижению продукции и т.п. Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам. Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем: производственные системы, системы маркетинга, финансовые и учетные системы, системы управления  кадрами табл.4.

Табл. 4. Функции  информационных систем

Информацион-ные системы маркетинга

Производственные информационные системы

Финансовые и учетные ин-формационные системы

Кадровые информацион-ные системы

Исследование рынка и прогно-зирование продаж

Планирование объемов работ и  разработка календарных планов

Бухгалтерский учет

Анализ и прогноз в трудовых ресурсах

Управление продажами

Оперативный контроль и управление производством

Расчет зарплаты

Ведение архивов записей о персонале

Рекомендации по производству новой  продукции

Анализ работы оборудования

Разработка финансового плана

Анализ и планирование подготовки кадров

Анализ и установ-ление цены

Участие в форми-ровании заказов

Бюджетиро-вание

 

Учет заказов

Управление запасами

Финансовый анализ

 

 

Классификация информационных систем на основе уровней управления.

Выбирая информационную системы, пользователь должен ясно представлять    ее назначение, чьи интересы она будет обслуживать и на каком уровне управления планируется ее применять. Управленческая деятельность – это совокупность действий руководства предприятия и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления – трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося продуктом управленческого труда, и доведении этого решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его выполнения.

Управленческий  труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. При всем подлинном многообразии управленческой деятельности возможно в зависимости от ее содержания выделить следующие виды деятельности:  эвристическая, административная, операторная.

Эвристическая деятельность заключается в формулировании новых идей, концепций, решений. В управлении она воплощается в разработке новых планов, технологий, форм организации труда. Процесс такой деятельности может быть разделен на две составляющие: аналитическая и конструктивная. Аналитическая составляющая подразумевает сбор, изучение и анализ необходимой для принятия решения информации. Конструктивная составляющая представляет собой подготовку, обсуждение и принятие управленческого решения. Деятельность такого вида представляет собой частично структурированную  задачу.

Административная деятельность – это непосредственное управление действиями и поведением объекта управления. Она заключается в организации коммуникаций между разными участниками процесса управления и в общем случае предполагает выдачу распоряжений и контроль их исполнения. Такая деятельность в большей или меньшей степени может быть формализована.

Операторная деятельность. Несмотря на то, что управленческий труд – процесс весьма творческий, некоторая его часть является рутинной и представляет собой набор стереотипных, повторяющихся операций, необходимых для информационного обеспечения производственных процессов. В основном, это операции, связанные с документированием управленческой деятельности. Обработка документов составляет основное содержание операторного труда (имеется в виду оформление, регистрация документов, обработка поступающей корреспонденции). Операторная деятельность формализуется наиболее простым способом и легко поддается автоматизации.

Рассмотрим возможности  использования существующих информационных технологий на различных уровнях  управления. На рис.3 представлено  графическое изображение системы управления предприятием  сквозь призму  информационных технологий управления.

Рис.3. Система управления предприятием  и  информационные технологии  управления

Предприятие любой  отрасли можно рассматривать  как субъект экономической деятельности, потребляющий необходимые ресурсы  и достигающий определенного  запланированного результата. Систему  управления предприятием можно условно  разбить на два слоя: нижний –  оперативный и верхний – стратегический.

На вход системы  управления поступает информация об основных ресурсах, которыми необходимо управлять (финансовые, материальные, кадровые, информационные), в то время  как ее выходом является результат  основной деятельности предприятия. По мере того как осуществляется движение вверх, происходит структурирование первичной  информации, ее свертка и фильтрация, так что попадающие к высшему  руководству отчеты ужу содержат всего несколько величин, однако самых существенных для  выработки стратегических решений по управлению и развитию. Чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых человеком с помощью информационной системы.

Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы, и ее роль в принятии решений. Любой  уровень управления нуждается в  информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения. Основание пирамиды составляют информационные системы, с  помощью которых сотрудники-исполнители  занимаются операционной обработкой данных, а менеджеры низшего звена  – оперативным управлением. Наверху  пирамиды на уровне стратегического  управления информационные системы  изменяют свою роль и становятся стратегическими, поддерживающими деятельность менеджеров высшего звена по принятию решений  в условиях плохой структурированности  поставленных задач.

На основе данной модели управления предприятием, можно  ввести  классификацию систем управления, представленную в табл.5.

На практике не всегда удается применить введенные  здесь принципы классификации «в чистом виде», поскольку не существует четкой границы между корпоративными информационными системами и интегрированными системами управления предприятием, включающими широкий набор функций.

Корпоративные информационные системы

На современном  мировом рынке информационных технологий особое место занимают корпоративные  информационные системы (КИС), которые  обеспечивают интегрированное решение  задач управления предприятием как  по вертикали (от первичной информации до поддержки принятия решений высшим руководством), так и по горизонтали (все направления деятельности и  технологические операции), т.е. сочетают в себе классификационные признаки систем оперативного учета и управления. В мировой практике данные информационные системы получили название EIS — Enterprise Information System.

Крупные КИС, чаще всего, не являются готовым продуктом  они

представляют собой  совокупность структурированных особым образом данных и программных средств, а также  технологии  настройки и применения.

Высокая стоимость  и сложность таких систем обусловили  доступность данного класса информационных систем только крупным предприятиям. Процесс внедрения КИС на предприятии предполагает, что предприятие имеет четко определенную структуру управления, которая не подвержена резким изменениям. Модель этой организационной структуры закладывается в основу корпоративной информационной системы. Предприятие, находящееся на этапе выбора стратегии развития, не имеющее четко определенной эффективной организационной структуры, не в состоянии внедрить КИС. Таким предприятиям следует использовать легко настраиваемые недорогие средства информационных систем оперативного учета и управления.

Табл. 5. Классификация  информационных систем в соответствии с уровнем управления предприятием.

Корпоративные информационные системы

Обеспечивают интегрированное решение  задач управления предприятием как  по вертикали (от первичной информации до поддержки принятия решений высшим руководством), так и по горизонтали (все направления деятельности и  технологические операции).

Системы оперативного управления и учета

Поддерживают, главным образом, оперативный  уровень управления и учета. Среди  этих систем существует деление по типам ресурсов и объектам, управление которыми они обеспечивают:

  • Бухгалтерский учет (финансы);
  • Бюджетирование (управленческий учет финансов);
  • Торговые операции (продукция, расчеты с контрагентами);
  • Складской учет (материалы и готовая продукция);
  • Кадровый учет (персонал);
  • Управление документами (информационные ресурсы);
  • Управление проектами (инновационная деятельность);
  • Управление производством (технологические процессы).

Аналитические информационные системы

Поддерживают стратегический уровень  управления. Обеспечивают подготовку аналитической информации и отчетности, поддержку принятия решений. Выделяются две группы таких продуктов:

  • Интегрированные системы, выполняющие обработку и анализ больших объемов информации, содержащихся в базах данных корпоративной информационной системы;
  • Тиражируемые аналитические системы.

 

 

Современные корпоративные  информационные системы в первую очередь, предназначены для управления и планирования производственного  процесса. Учетные функции, хотя и  глубоко проработаны, выполняют  вспомогательную роль и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета. Ядром каждой производственной системы являются воплощенные в ней рекомендации по управлению производством. Исходным стандартом, появившимся в 70-х годах, был стандарт MRP (Material Requirements Planning), представляющий собой планирование материалов для производства. MRP-система – это информационная система, позволяющая оптимально регулировать поставки комплектующих и материалов, контролировать запасы на складе и саму технологию производства. Дальнейшее развитие MRP-систем и их постепенная трансформация в системы класса (Manufacturing Resource Planning)  шло по пути расширения функционального состава.            

Информация о работе Информационные условия разработки и исполнения управленческих решений. Типы классификации информации