Инновационная политика и стратегия в новых условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 03:34, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для предпринимательских кругов России.
В прошлом в СССР и других социалистических странах введение нового идей и связанными с ними технологий, а также научно-исследовательских работ (НИОКР) осуществлялось в основном методами государственного вмешательства (планирования) и, естественно, централизованного бюджетного финансирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..…..…....…3
Теоретическая часть……………………………………………………….……….…...…….6
1. Государственная инновационная политика…………………………….……….…..……6
1.1. Место и роль инновационной политики в экономике…………….………......….……6
1.2. Меры воздействия государства в области инновации…………………….….…..……8
1.3. Влияние инноваций на социальную стабильность………………………..….….…….9
2. Стратегия государственных инноваций……………………………………….….…….10
2.1. Концепция стратегии инноваций………………………………………...….….……...10
2.2. Стратегия инновационного менеджмента…………………………………...……..….11
2.3. Инновационные стратегии и практика инновационной
деятельности в России…………………………………………………………….…..…….12
3. Влияние инноваций в государственной инновационной политике………….…..……15
3.1. Влияние инноваций на конкурентов……………………………………….……….…15
3.2. Оценка эффективности инноваций……………………………………….…….……...16
Заключение……………………………………………………………………….…………..20
Расчетная часть……………………………………………………………….……..……….22
Приложения………………………………………………………………………..…..……..23
Список использованной литературы……………………………………….………….……24

Файлы: 1 файл

Иновационный менеджмент.docx

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет»

 

(ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

 

 

Кафедра «Производственный менеджмент»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

тема «Инновационная политика и стратегия в новых условиях хозяйствования»

 

 

 

Студент: Насонова Елена Алексеевна, МТс-614

 

Руководитель: Денисевич Елена Ивановна, к.и.н., доцент

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………..…..…....…3

Теоретическая часть……………………………………………………….……….…...…….6

1. Государственная инновационная  политика…………………………….……….…..……6

1.1. Место и роль инновационной политики в экономике…………….………......….……6

1.2. Меры воздействия государства в области инновации…………………….….…..……8

1.3. Влияние инноваций на социальную стабильность………………………..….….…….9

2.  Стратегия государственных инноваций……………………………………….….…….10

2.1. Концепция стратегии инноваций………………………………………...….….……...10

2.2. Стратегия инновационного менеджмента…………………………………...……..….11

2.3. Инновационные стратегии и практика инновационной 

деятельности в России…………………………………………………………….…..…….12

3. Влияние инноваций в государственной инновационной политике………….…..……15

3.1. Влияние инноваций на конкурентов……………………………………….……….…15

3.2. Оценка эффективности инноваций……………………………………….…….……...16

Заключение……………………………………………………………………….…………..20

Расчетная часть……………………………………………………………….……..……….22

Приложения………………………………………………………………………..…..……..23

Список использованной литературы……………………………………….………….……24

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Инновационный  менеджмент - сравнительно новое  понятие  для предпринимательских кругов России.

    В прошлом в  СССР и других социалистических  странах введение нового идей  и связанными с ними технологий, а также научно-исследовательских  работ (НИОКР) осуществлялось в основном методами государственного вмешательства (планирования) и, естественно, централизованного  бюджетного финансирования.

    В современных  условиях хозяйствования, когда  частная собственность  на средства производства является доминирующей в производстве, простом и расширенном  воспроизводстве предшествующие механизмы  социалистического строя внедрения  нового продукта (в том числе интеллектуальной собственности), уже не работают, а  новые только реально формируются. Следует отметить, что в капиталистическом  обществе новая потребительская  стоимость была, есть и будет необходимой, всегда востребованной функцией спроса, и, естественно, предложения производства. Однако до своего заданного предела.

   Повторим  общеизвестные слова: принято считать, что понятие нововведение является русским вариантом английского  слова “innovation”- введение новшеств.

    Под новшеством  понимается новый порядок, новый  обычай, изобретение, новое  явление.

    Русское “нововведение”  означает процесс  использования новшеств. Таким образом, с момента принятия к распространению  новшество приобретает новое  качество, становится нововведением  или инновацией.

    Особую  остроту тематике государственной  инновационной политике придает  то, что в условиях общего подъёма, переживаемого в настоящее время  развитием экономики, Россия имеет  уже свои собственные приоритеты, концентрирующихся исключительно  в интересах собственников топливно-энергетического  комплекса.

    Целью данной  работы является анализ государственной  инновационной политики, который  позволит оценить её преимущества  перед другими экономическими  направлениями развития в области  увеличения национального дохода страны.

    Так, в частности, «получается, что инновационная  деятельность направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшение производимого  продукта, придания ему свойства товара, то есть потребительской стоимости, способа его производства и удовлетворение потребностей общества исключительно в новых товарах и услугах. И для улучшения благосостояния общества роль государства в регулировании инноваций как никогда высока. Инновационный процесс не мыслим без финансирования и инвестирования нового разработанного товара или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, как частного случая, широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта, где самоокупаемость выступает уже как результат многофакторной функции государственного и частного производства, направленного на увеличение национального дохода. Вопросы государственной инновационной политики представляют сейчас более чем актуальную и злободневную тему исследований в увеличении общегосударственной эффективности экономики, то есть росту таких показателей, как капиталоотдача, фондоотдача, производительности труда и оптимизации инвестиций.

Именно поэтому инновации могут и должны подвергаться государственному регулированию в пределах заданных правительственных программ (целевых функций).

    Прибыль, которая  подвергается налогообложению, растёт  исключительно на основе самых  совершенных технологий, являющихся порождениями именно инновационных  процессов. Поэтому государство  заинтересованно в создании такой  системы, где инновационные процессы, инновационный менеджмент могли  бы регулироваться оптимально, то есть при заданных ограничениях получать максимальное отчисление в бюджет. Кроме того, вопросы финансирование в этом случае становятся именно государственной  категорией, что несёт в себе сущность законодательной как активности, так и исполнительности.

    Инновационная  индустрия - это система взаимодействия  собственно инноваторов, т.е. людей, занимающихся созданием новых идей научного и  технического плана и частично их реализацией, а также инвесторов, товаропроизводителей разработанной  конкурентоспособной продукции  или услуг и развитой именно научной  инфраструктуры.

    Вот и получается, что инновационная  деятельность направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшение производимого  продукта, придания ему свойства товара, то есть потребительской стоимости, способа его производства и удовлетворение потребностей общества исключительно  в новых товарах и услугах. И для улучшения благосостояния общества роль государства в регулировании  инноваций как никогда высока.

    Но  сам инновационный процесс - это широкое понятие, и может быть рассмотрен с различных позиций.

    Во-первых, его  можно рассматривать как  параллельно последовательное осуществление  научно- исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга.

    Во-вторых, его  нужно воспринимать как временные  этапы жизненного цикла нововведения, которые функции потребительского свойства преобразовывают в меновую  стоимость.

    В-третьих, инновационный  процесс не мыслим без финансирования  и инвестирования нового разработанного  товара или услуги. В этом случае  он выступает в качестве инновационного  проекта, как частного случая, широко  распространенного в  хозяйственной практике инвестиционного  проекта, где самоокупаемость выступает  уже как результат многофакторной функции государственного и частного производства, направленного на увеличение национального дохода.

    Вопросы государственной  инновационной  политики представляют сейчас более  чем актуальную и злободневную тему исследований в увеличении общегосударственной  эффективности экономики, то есть росту  таких показателей, как капиталоотдача, фондоотдача, производительности труда  и оптимизации инвестиций.

    Именно  поэтому инновации могут и  должны подвергаться государственному регулированию в пределах заданных правительственных программ (целевых  функций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственная  инновационная политика

1.1 Место и роль инновационной политики в экономике

    Государственная  инновационная политика – это  вмешательство государства в  научно-исследовательскую деятельность  как промышленно-развитых производственно-финансовых  групп и объединений, средних  и малых предприятий, так и  отдельных учёных и исследователей  во всех областях науки и  техники (включая и гуманитарные  сферы) в  виде распределения заказов  и  коммерческих грандов на  основе приоритетов  экономической  эффективности народного  хозяйства, направленных на повышение  благосостояние своего общества.

    Место и роль  инновационной политики в  структуре регулирования экономики  государством определяются особенностями  инновационного процесса как объекта  управления. Этот процесс в большей  степени, чем другие элементы научно-технического прогресса (НТП), связан с товарно-денежными  отношениями и со всеми стадии его реализации.

    Данное  обстоятельство вполне убедительно  проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран, включая и Россию. Основная масса инновационных заказов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и, следовательно, коммерческих задач компаний, добивающихся высокой прибыльности.

    В настоящий  момент времени практически  все промышленно-развитые государства  мира перешли на государственное  участие инновационной политики. Это относится в разных формах и к России. Но следует подчеркнуть: в этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена только практический коммерческий результат.

    Сама  идея, дающая ей толчок, имеет исключительно  меркантильное содержание: это уже  не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске, необходимость выживания даже простого воспроизводства. В практической направленности инновационной идеи и состоит  ее притягательная сила для капиталистических  компаний. Однако следует отметить, что государственная политика инноваций считает экономический эффект уже на перспективу, а не на сиюминутный момент времени, что свойственно малым и средним предприятиям.

    Так исследования  космического пространства, вопросы  энергетической безопасности – (управляемая термоядерная реакция) – борьба со злокачественными  образованиями  в человеческом организме, вопросы  обороноспособности финансируются  в основной массе из государственного бюджета. И критерием оценки перспективности  выбираемой программы исследований могут быть совсем иные показатели, чем у производств с частной  собственностью. Например, создание самолёта F-111 стало возможным только при  участии государственных заказов, так же как и решение вопросов спутниковой связи и космического шпионажа.

    Приступая к  разработке и осуществлению  идеи создания новой потребительской  стоимости, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала.

    Существеннейшая  специфика такого рода вложений  состоит  в том, что она связана с  резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой  идеи в новом продукте достигает  только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней  стадии массового производства и  массовых продаж.

Американский  специалист в области инноваций  Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%.(2)

    Иными словами, отдача от вложения капитала  в инновационный процесс имеет  крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал  в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может  при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче  отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.

    Какие же причины  заставляют предпринимателей идти  на столь значительный риск? Отметим, что для любой экономической  системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных  компаний; "объединения" промышленных  фирм, университетов, правительственных  лабораторий в разных комбинациях  и т.д.) такие факторы могут  быть подразделены на внутренние  и внешние, на так называемую  объективную и субъективную природу, когда личные связи позволяют  получать государственные заказы, минуя тендеры и прочие конкурсные  фильтры отбора. Так, к числу внутренних  побудительных мотивов инновационной  активности можно отнести необходимость  замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление  группы талантливых инженеров  реализовать свой творческий  потенциал (субъективная причина).

Информация о работе Инновационная политика и стратегия в новых условиях хозяйствования