Инновационная политика и стратегия в новых условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 03:34, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для предпринимательских кругов России.
В прошлом в СССР и других социалистических странах введение нового идей и связанными с ними технологий, а также научно-исследовательских работ (НИОКР) осуществлялось в основном методами государственного вмешательства (планирования) и, естественно, централизованного бюджетного финансирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..…..…....…3
Теоретическая часть……………………………………………………….……….…...…….6
1. Государственная инновационная политика…………………………….……….…..……6
1.1. Место и роль инновационной политики в экономике…………….………......….……6
1.2. Меры воздействия государства в области инновации…………………….….…..……8
1.3. Влияние инноваций на социальную стабильность………………………..….….…….9
2. Стратегия государственных инноваций……………………………………….….…….10
2.1. Концепция стратегии инноваций………………………………………...….….……...10
2.2. Стратегия инновационного менеджмента…………………………………...……..….11
2.3. Инновационные стратегии и практика инновационной
деятельности в России…………………………………………………………….…..…….12
3. Влияние инноваций в государственной инновационной политике………….…..……15
3.1. Влияние инноваций на конкурентов……………………………………….……….…15
3.2. Оценка эффективности инноваций……………………………………….…….……...16
Заключение……………………………………………………………………….…………..20
Расчетная часть……………………………………………………………….……..……….22
Приложения………………………………………………………………………..…..……..23
Список использованной литературы……………………………………….………….……24

Файлы: 1 файл

Иновационный менеджмент.docx

— 98.50 Кб (Скачать файл)

    Основным  мотивом для запрета является боязнь выдать информацию во внешнюю  среду. Для многих руководителей  интерес исследователей к их предприятию  был сродни интересу налоговых, криминальных или других внешних и недружественных  структур. Еще одним мотивом была боязнь промышленного шпионажа, что можно отнести к влиянию инноваций на конкурентно способность. Такая закрытость во многом обусловлена социально-экономической обстановкой. Действия властей в области фискальной политики, травля нелояльных предпринимателей и лоббирование «своих» компаний и определяют такое поведение руководителей. Боязнь продемонстрировать свой успех очень велика. Достижение даже небольших успехов дается столь большим трудом, и они столь непрочны, что любой интерес воспринимается как угроза. При этом способность властей и криминалитета к разрушительным действиям действительно велика. Нужно либо дружить с теми, кто обладает разрушительными возможностями, либо оставаться незаметным для них. Таким образом, возникает эффект «замка на песке» - сколь бы значительно предприятие ни продвинулось, сколь бы ни велика была конкурентоспособность производимой продукции, все это может рухнуть в один момент из-за действия таких внеэкономических факторов, как немилость властей или «криминальный наезд». Даже если предприятие ввяжется в судебное разбирательство по поводу незаконности претензий властей и победит в нем, это займет несколько месяцев, и возникший ущерб (потеря заказов, средств, кадров, поставщиков и т.п.) наверняка будет невосполним.

    Таким образом, можно выделить три типа деятельности  управленцев при внедрении  инновации. Первый тип это запрограммированная  инновация, в ходе которой реализуется  продуманная комплексная инновационная  программа. Такая инновация имеет  следующие особенности: наличие  более или менее четкой программы  в форме бизнес-планов, перспективных  программ и т.п.

    Другой  особенностью является комплексность  инновации, которая увязывает различные  аспекты инноваций в единый, взаимообусловленный  процесс изменения технологии, организации  производства, структуры персонала  и т.п. Важно то, что эта комплексность  осознается заранее или очень  быстро, но ко всем изменениям руководство  предприятия готовится предварительно, на основе какого-то плана действий. Это почти идеальный тип и  сюда попадает меньшинство предприятий.

    Второй  тип, более распространенный – это  тип эволюционной инновации. Эволюционной ее следует назвать потому, что  инновация не является заранее продуманным  процессом, а неким развивающимся  процессом, где одна стадия обусловливает  последующую. Причем, отличием от первого  типа является то, что последующие  стадии не предвидятся, а осознаются по мере возникновения. Схема эволюционной инновации, как правило, такова: сначала  появляется новое оборудование, потом  оно устанавливается и монтируется, затем решается проблема сбыта новой  продукции, совершенствуется структура  производства и, наконец, подбираются  необходимые работники. Разумеется, что эта схема достаточно условная и в отдельных случаях, некоторые  ее этапы имеют различную последовательность, но в большинстве случаев эти  отклонения незначительны.

    Наконец, третий  тип это ошибочные или  авантюрные инновации. Их главной особенностью является отсутствие сбыта новой  продукции. Причиной отсутствия сбыта является или изначальная ошибочность планов или резкое ухудшение конъюнктуры на рынке. Но сколь бы продуманными ни были первоначальные планы руководителей, общий неуспех определяется именно этим фактором.

 

 

 

 

3. Влияние инноваций  в государственной инновационной политике

3.1.Влияние инноваций на конкурентов

    Препятствия для  инноваций и оценка потенциального  влияния усиления конкуренции  на изменение инновационной активности  предприятия Группа российских  исследователей получила результаты, свидетельствующие о неоднозначном  влиянии уровня конкуренции на  инновационную активность - было  эмпирически подтверждено существование  так называемой перевернутой  “U-образной” кривой, при этом  было высказано предположение, что  большинство российских фирм  находятся в таких условиях, когда  дальнейшее усиление конкуренции  будет способствовать росту инновационной  активности. [Юдаева и др., 2004]

    В этой связи  закономерен вопрос: в  какой мере низкая инновационная  активность компаний связана с несовершенством  институтов и в какой с неразвитостью  конкурентной среды? Рассмотрим сначала  вопрос о существующих препятствиях для инновационной деятельности. Можно отметить следующее:

    1.Недостаток собственных  финансовых средств, причем вне  зависимости от динамики инновационной деятельности;

    2.Отсутствие механизмов  налогового стимулирования инноваций, при этом данное препятствие  тем более значимо, чем выше динамика инноваций;

    Отдельно  следует указать на такую проблему, как нестабильность условий хозяйствования. Это препятствие представляет собой  существенный барьер для «старта  инноваций» в пассивных фирмах и, в еще большей степени, для  устойчивого роста инноваций.

    В целом, инновационно–активные фирмы  отмечают более широкий спектр препятствий  на пути инноваций, чем инновационно–пассивные. Руководители инновационно-активных фирм чаще требуют налоговых льгот, помощи со стороны государства. Даже на высокое налоговое бремя чаще жалуются руководители именно инновационно-активных компаний, хотя их финансовое положение в целом несколько лучше, чем инновационно-пассивных. Наряду с этим, можно отметить, что далеко не исчерпана проблема нестабильности условий хозяйствования и значительную роль в ее решении может сыграть государство, в том числе путем развития стабильных и прозрачных институтов.

    3. Предприятия, уже  находящиеся  в условиях сильной конкуренции, как с зарубежными, так и российскими компаниями, чаще оценивают влияние конкуренции как неоднозначное. Таким образом, усиление конкуренции является важным фактором роста инновационной активности, однако при этом возможен неблагоприятный структурный эффект, связанный с более значительными проблемами для небольшого бизнеса. Необходимо также отметить, что полученные результаты не следует интерпретировать прямолинейно: усиление конкуренции проявляется в росте инновационной активности предприятий в значительной мере через смену (формирование) стратегии развития фирмы. Последнее в значительной мере зависит не только от системы корпоративного управления, менеджмента в фирме, но и от наличия в отрасли инновационного уклада, инновационной среды.

 

3.2. Оценка эффективности инноваций

    Проблема  комплексной оценки эффективности  капитальных вложений постоянно  находилась и находится в центре внимания ученых-экономистов и руководителей-практиков  различных уровней и рангов. И  прежде чем приступить к рассмотрению конкретных методик оценки инновационных  проектов, целесообразно остановиться на некоторых методологических вопросах в области капитальных вложений, ориентируясь при этом на современное  состояние и перспективы развития экономики страны. В общем случае проблема оценки эффективности инвестиций возникает перед потенциальным  инвестором, т.е. перед тем хозяйствующим  субъектом, в распоряжении которого находятся капитальные ресурсы, инвестирование которых может принести их собственнику некоторую выгоду.

    Реализации  любого инновационного проекта в  условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных  методических задач:

    1) оценка выгодности  каждого из  возможных вариантов осуществления  проекта;

     2) сравнение  вариантов и выбор  наилучшего из них.

    Эффективность  проекта характеризуется системой  показателей, отражающих соотношение  затрат и результатов. В состав затрат проекта включаются предусмотренные  в проекте и необходимые для  его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления  проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников.

  Для стоимостной оценки  результатов  и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные  цены. Инновационные проекты должны отбираться с учетом инфляционного  фактора. Инфляция как повышение  уровня цен в экономике измеряется либо индексом изменения цен, либо уровнем  инфляции. Индекс изменения цен характеризуется  соотношением цен, а уровень инфляции — процентом повышения цен.

    При оценке  эффективности инновационного проекта  соизмерение разновременных показателей  осуществляется путем  приведения их к ценности в начальном  периоде, так как одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значительная продолжительность жизненного цикла  инноваций приводит к экономической  неравноценности осуществляемых в  разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие устраняется  с помощью так называемого  метода приведенной стоимости, или  дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени  можно принять, например, год начала реализации инноваций.

    Дисконтирование  основано на том, что любая  сумма, которая будет получена  в будущем, в настоящее время  обладает меньшей  ценностью. С помощью дисконтирования  в финансовых вычислениях учитывается  фактор времени. Идея дисконтирования  состоит в том, что для фирмы  предпочтительнее получить деньги сегодня, а не завтра, поскольку, будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный дополнительный доход. Кроме того, откладывать получение денег на будущее рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

    Поскольку инвестиции  характеризуются одноразовостью  или ограниченным периодом вложений, длительным сроком окупаемости, большой  величиной, а издержки производства — это величина, как правило, годовая, то для того чтобы привести их к  единой годовой размерности с  помощью коэффициента экономической  эффективности или уровня процентной ставки, берут часть инвестиций (капитальных  вложений). Отсюда и появился термин «приведенные затраты».

3i = Сi + Ен Кi = min,

где 3i —  приведенные затраты по каждому  варианту;

Сi — издержки производства (себестоимость) по тому же варианту;

Ен — норматив эффективности капитальных вложений;

Кi — инвестиции по тому же варианту.

В плановой экономике величина Ен устанавливается централизованно. В рыночной экономике каждая отдельная фирма, предприятие устанавливает такой норматив либо на уровне процентной ставки E, либо как норматив рентабельности инвестиций Rн.

    Следовательно, экономическая  ценность (стоимость) нововведений  для их покупателя непосредственно  определяется их ожидаемой (прогнозируемой) полезностью, позволяющей ему преодолевать проблему ограниченности того или иного  вида привлеченных ресурсов.

    Стоимость инноваций  для их продавца непосредственно  определяется ожидаемой выгодностью  их продажи. Понятия стоимости и  полезности инноваций в экономическом  смысле идентифицируются во взаимосвязанном анализе качества и количества:

    а) производимых вещей (продуктов);

    б) выполняемого труда (работ и функций);

    в) изменения издержек производства и  реализации;

    г) изменения объема  продаж, доли на рынке, прибыли  и других показателей  конкурентности в рамках существующего  спроса.

    Эффективность  инноваций непосредственно определяется  их конкретной способностью сберегать  соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете  на единицу всех необходимых и  предполагаемых полезных эффектов создаваемых  продуктов, технических систем, структур.

    Само  понятие "эффективность науки" распространяется на комплекс проблем  оценки научной деятельности в различных  ее аспектах: экономическую эффективность, научно- технический уровень, социальную эффективность и т. д.

    Сравнительно  недавно стали появляться исследования, в которых эффекты НИОКР базируются на концептуальном подходе, согласно которому выделяют три их вида: социально- политический, научно-технический и экономический. Эти виды эффектов находятся в  определенном единстве, взаимно влияют друг на друга. Результат, получаемый от реализации НИОКР, имеет экономический, социальный или чисто научный  характер.

    Экономическим  называется результат, приводящий  к  сбережению трудовых, материальных или  природных ресурсов либо позволяющий  увеличить производство средств производства, предметов потребления и услуг, получающих стоимостную оценку.

    Социальным  называется результат, способствующий удовлетворению потребностей человека и общества, не получающих, как правило, стоимостной оценки (улучшение здоровья, удовлетворение эстетических запросов и т. д.). Многие проявления социального  эффекта нельзя измерять прямо или  косвенно, здесь приходится ограничиваться лишь качественными показателями. Чем  значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку. Для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, а другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Очевидно, целесообразна разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность показателей общественного благосостояния, а также использование экспертных методов оценки. Научный эффект, являющийся результатом ФИ и ПИ, может быть оценен через потенциальный экономический эффект. Научно-технический эффект является результатом ПИ, ОКР и Ос и может быть оценен через ожидаемый экономический эффект. Исследования показывают: 15% результатов прикладных исследований характеризуются потенциальным экономическим эффектом и 85% — ожидаемым (по дальнейшему использованию ПИ).

Информация о работе Инновационная политика и стратегия в новых условиях хозяйствования