Инновационная политика и стратегия в новых условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 03:34, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для предпринимательских кругов России.
В прошлом в СССР и других социалистических странах введение нового идей и связанными с ними технологий, а также научно-исследовательских работ (НИОКР) осуществлялось в основном методами государственного вмешательства (планирования) и, естественно, централизованного бюджетного финансирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..…..…....…3
Теоретическая часть……………………………………………………….……….…...…….6
1. Государственная инновационная политика…………………………….……….…..……6
1.1. Место и роль инновационной политики в экономике…………….………......….……6
1.2. Меры воздействия государства в области инновации…………………….….…..……8
1.3. Влияние инноваций на социальную стабильность………………………..….….…….9
2. Стратегия государственных инноваций……………………………………….….…….10
2.1. Концепция стратегии инноваций………………………………………...….….……...10
2.2. Стратегия инновационного менеджмента…………………………………...……..….11
2.3. Инновационные стратегии и практика инновационной
деятельности в России…………………………………………………………….…..…….12
3. Влияние инноваций в государственной инновационной политике………….…..……15
3.1. Влияние инноваций на конкурентов……………………………………….……….…15
3.2. Оценка эффективности инноваций……………………………………….…….……...16
Заключение……………………………………………………………………….…………..20
Расчетная часть……………………………………………………………….……..……….22
Приложения………………………………………………………………………..…..……..23
Список использованной литературы……………………………………….………….……24

Файлы: 1 файл

Иновационный менеджмент.docx

— 98.50 Кб (Скачать файл)

    Набор внутренних  побудительных мотивов  инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и  в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять  решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной  малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке.

    Однако  зачастую внутренние причины оказываются  недостаточно весомыми. Многим компаниям  свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные  монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных  мотивов к риску, связанному с  инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные  соответствующими мерами экономической  политики государства.

    Государственная  инновационная политика в промышленно  развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата  для осуществления инновационных  процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства.

  

1.2. Меры воздействия  государства в области инновации

    Меры  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. (Последний фактор был всегда избирательной точкой исследований Лассаля в области благосостояния общества через инновации и налогообложения). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие.

    Как правило, в  период экономического спада  характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической  политике, предполагающего чрезвычайно  активное вмешательство государства  в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет  верх философия консерватизма, отдающего  предпочтение игре рыночных сил.

    В настоящее  время экономисты по степени  активности вмешательства государства  в экономику выделяют три группы стран:

    - в первой возобладала  концепция  необходимости активного вмешательства  государства в управление экономикой (Япония и Франция);

    - вторая характеризуется  преобладающим  упором на рыночные отношения  (США, Великобритания);

    - третья придерживается "промежуточного" варианта в  экономической, в  том числе и инновационной,  политике. Государственное регулирование  сочетается с низкой степенью  централизации государственного  аппарата, используются косвенные  методы воздействия при развитой  системе согласования интересов  правительства и бизнеса.

1.3. Влияние инноваций на социальную стабильность

    Это осуществляется  в виде создания социальной  инфраструктуры, включающее формирование  единой информационной системы  внутри страны. Это тем более  важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в  процессе реализации инновационного  цикла, состоящего из отдельно  обособившихся  этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами  этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови  в организме человека.

    При всем многообразии  форм и приемов  стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов  во всех промышленно развитых странах  прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную  политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность  инновационной политики со всеми  видами государственной экономической  политики вообще; это проявляется  в использовании единых экономических  инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.

    Характерным свойством  инновационной политики является  также широта воздействия: оно  нацеливается на предложение  инновационных идей, инициирует начальный  спрос на результаты инновационных  процессов, способствует привлечению  в инновационный бизнес финансово-кредитных  средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций  экономический и политический климат.

    Наконец, общая  черта инновационной политики - учет  особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности  на этапы, вероятностного характера, высокой  степени риска и т.д.

    Национальные  ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь  сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и  в сфере инноваций. Вследствие этого  возникает необходимость сосредоточивать  национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых  страна может добиться лидирующего  положения на мировом рынке. В  частности, выделяют американскую и  японскую модели инновационной политики.

    Американская  модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения  особой области, в последнее время  это военная технология, куда государство  вкладывает средства и тем самым  обеспечивает ее технологический приоритет.

    Японская  модель также предполагает создание технологического приоритета, но при  этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства  больших танкеров была заменена в  роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном  уровне определяются технологические  преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.

    Рыночные  ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую  ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным процессам, которые  обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться невостребованными  инновационные идеи, заключающие  в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня).

    Вот эти устремленные  в относительно дальнее будущее  идеи и призвана, главным образом, вбирать в свою орбиту современная  инновационная политика промышленно  развитых капиталистических стран  для создания социальной стабильности  в обществе с помощью инноваций.

 

2. Стратегия государственных инноваций

2.1.Концепция стратегии инноваций

    Концепция поведения  компании, Innovation strategy (Стратегия инноваций), развитие которой основано на новых технологиях и производстве новых продуктов, и будет представлять собой стратегию инноваций.

    По  западной классификации, фирмы делятся  на так называемых: Разведчиков (те, кто лидирует по технологиям, в рыночном развитии и коммерциализации, даже при обстоятельствах, что отдельный продукт не приносит прибыли), Аналитиков (апологетов Разведчиков). Их отличает прагматический подход к делу: производство поставлено так, чтобы в краткие сроки наладить выпуск «имитации» свежей новинки, разработанной Разведчиками, быстро пустить ее в оборот и начать получать прибыль. При этом они позволяют разработчикам продолжать дальше исследовать свой новый вид продукции).

    Третий  тип – Защитники. Это те, кто, выпуская на рынок новый продукт, готовятся  любыми методами и до конца отстаивать свое право на него.

 

 

 

2.2. Стратегия инновационного менеджмента

    В настоящее  время Россия переживает подъем  новаторства (в первую очередь  на предприятиях оборонного комплекса).

    На  смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развитие новых организационных  форм хозяйствования и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок  труда и т.д. В этих условиях буквально  вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного Акционерного Общества в сфере малого бизнеса.

    В бывших социалистических  странах вместо понятия “инновационный  менеджмент”  использовалось понятие «управления  НТП или внедрение достижений науки и техники в производство», что характерно для централизованно  управляемой технологии. В рыночных условиях хозяйствования, где организации на основании частной собственности имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении без окупаемости на перспективу вообще и сиюминутной прибыли в частности не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется разница в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

    Процесс введения  новшества на рынок принято  называть процессом научно-промышленной эффективности.

    Период  времени между появлением новшества  и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным  лагом. Любые изобретения, новые  явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к коммерциализации и уже в новом качестве они  выступают как нововведения. С  научной точки зрения получение  дохода от нововведения в его промышленной фазе называется автокорреляционной прибылью, так как на её присутствие требуется определённый срок научного, лабораторного и промышленного освоения.

    Известно, что  переход от одного качества  к  другому требует затрат ресурсов (финансовых, трудовых и т.д.). На первое место выдвигаются, естественно, финансовые возможности, без которых масштабность проекта будет иметь самое  минимальное реальное существование  во времени.

 

 

 

 

 

2.3. Инновационные  стратегии и практика инновационной  деятельности

в России

    Рассмотрим  проблемы стратегий инноваций в  их внедрении на современном предприятии. Главным аспектом рассмотрения будет  технология реализации инновационного замысла. Далеко не все идеи управленцев  плодотворны, но те немногие из них, которые  имеют в себе здравую идею, очень  редко реализуются. Поэтому, подобный опыт требует самого тщательного  рассмотрения.

    Обычной формой  реализации замысла в управленческой  практике является план или  нечто  подобное. Но с момента развала  централизованной экономики роль планирования, да и вообще осмысленной деятельности в рамках предприятия существенно  ослабла. Созданная экономическая  система «новой реформы» в России первоначально произвела (бартер, кризисы, отсутствие реально работающего  законодательства и т.п.) нормой жизни  и долговременные планы, скорее выглядят как необоснованное прожектерство.

    Самый яркий  пример это кризис 17 августа 1998 г., который одним дал существенные  преимущества, а другим подорвал  почти  законченные проекты. У последних  под угрозой оказались не только текущие планы, но и перспективные.

    Именно  тогда говорить об инновациях на перспективу  было вообще не только не реально, но и  профессионально непригодно. Именно поэтому определять стратегию современных  российских предприятий, как законченный  перспективный план, в который  на основе концептуальной идеи внесены  глобальные перспективные цели и  принципиально определенные решения, по их достижению, исходя из опыта, нельзя.

    Для разработки  подобных планов нет ни опыта, ни возможности. То, что может  сегодня называться стратегией на предприятиях, чаще всего имеет вид практик  в соединении с кратко- и среднесрочным  планированием. Государственная Дума Российской Федерации 01 декабря 1999 года приняла федеральный закон "Об инновационной деятельности и о  государственной инновационной  политике". Этот закон решает несколько задач. Прежде всего, закон вводит в нормативно-правовой оборот такие важнейшие понятия, как "инновационная деятельность" и "государственная инновационная политика".

    Кроме этого, закон  определил основы формирования  государственной инновационной  политики и главные способы реализации государственной поддержки инновационной  деятельности. Принятый федеральный  закон направлен на регулирование  государственной поддержки инновационной  деятельности, как сказано в законе: «в научно-технической и производственно-технологической  сферах».

    Проблема  закрытости. Перед тем, как непосредственно  перейти к описанию управленческих стратегий в области инноваций  хотелось бы обратить внимание на одну проблему, имеющую отношение к  исследуемой проблеме. Речь идет о  закрытости многих предприятий, где  есть инновации.

    На  предварительной стадии исследования обычно определяется набор возможных  предприятий для исследования. Информация собирается. Как правило, из трех источников – прессы, от экспертов и из личного  знания предприятий. Однако первые же попытки установить контакт, встретили  серьезное нежелание руководства  предприятий пускать к себе исследовательские  группы. Были и прямые отказы, когда, ознакомившись с программой исследования, руководитель говорил твердое «нет». Были и скрытые отказы, когда, дав формальное согласие, руководители сами или через своих представителей, саботировали встречи, срывали работу, намекали на несвоевременность или на нежелание участвовать в исследовании. Подобные ситуации возникали у разных групп. Причем, сопротивление было настолько сильным, что не помогали даже рекомендации авторитетных лиц и организаций, оказывавших содействие исследованию. На некоторых предприятиях, попавших в выборку, сценарий развивался по такому же принципу, для чего приходится заниматься аналитической работой. Проанализировав причины такого поведения руководителей предприятий, исследователи приходят к выводу, что это имеет определенное отношение к теме исследования, и характеризует ситуацию внедрения инноваций.

Информация о работе Инновационная политика и стратегия в новых условиях хозяйствования