Инновационная стратегия на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности на предприятии.
Задачи, необходимые для достижения цели:
1.Провести анализ внешней среды, анализ стратегии конкурентов.
2.Провести анализ внутренней среды предприятия, путём составления SWOT-анализа
3.Определить базовую стратегию предприятия на основе анализа конкурентных преимуществ; Выбрать стратегию развития предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…………3
Глава 1 Понятие инновации и инновационного процесса………………………….5
1.1 Понятие инновации………………………………………………………..……...5
1.2 Понятие инновационного процесса …………………………………..………....9
1.3Виды и особенности инновационных стратегий ……………………………....10
Глава 2 Анализ деятельности кафе «Рафаэль»……………………..……………...21
2.1 Краткая характеристика и организационная структура предприятия……….21
2.2 Анализ внешней и внутренней среды …………………………………………24
2.3 Анализ конкурентов …………………………………………………………....32
3. Формирование стратегии………………………………………………………...35
3.1 Определение базовой стратегии кафе «Рафаэль» на основе анализа конкурентных преимуществ……………………………………………………......35
3.2 Предлагаемые мероприятия………………………………………………..…....36
Заключение …………………………………………………………………….…….38
Список использованных источников ………………………………………………39

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

"Портрет" отрасли  общественного питания целесообразно  составить по следующим доминирующим в отрасли экономическим характеристикам:

1) Размер отрасли. По  данным на март 2010 года в Екатеринбурге  действуют 209 кафе, 47 баров, 11 закусочных. Размер отрасли достаточно большой. 

2) Темпы роста и  стадии развития отрасли. Темпы  роста отрасли не достаточно высокие и составляют около 10% в год. Что касается стадии жизненного цикла отрасли, то, на мой взгляд, в Екатеринбурге данная отрасль находится в стадии насыщения. Но, не смотря на это, с каждым годом все равно увеличивается количество новых заведений общественного питания, это кафе, закусочные, рестораны.

3) Потребность в первоначальном капитале. Для открытия заведения общественного питания в первую очередь требуется помещение, своё или арендуемое. Производственная часть должна соответствовать требованиям СЭС, требованиям оптимального распределения рабочих мест и правильной организации потоков персонала (если маршруты персонала пересекаются с маршрутами клиентов или, например, кухня находится слишком далеко от зала, то клиенты будут недовольны заведением). В целом технологический проект должен включать план цехов, план расстановки технологического оборудования, план вывода вентиляции, электроснабжения, водоснабжения и канализации, спецификации технологического оборудования, требования по отделочным материалам, пояснительную записку по технологии приготовления блюд и обработки продуктов. В зависимости от объема работ на объекте дополнительно могут потребоваться проект перепланировки или реконструкции, проект вентиляции или изменение проекта вентиляции, проект электроснабжения или изменение проекта электроснабжения, проект слаботочных систем или изменение проекта слаботочных систем и др. Также важной составляющей является и дизайн-проект заведения. Из чего следует, что потребность в первоначальном капитале есть и совсем не маленькая, что делает отрасль менее привлекательной и повышает барьеры входа.

4) Рентабельность отрасли. В целом, рассматривая бизнес по созданию кафе, ресторанов, закусочных, можно отметить что прибыльность в данной отрасли сегодня не столь значительна, как, например, в финансовой, страховой и пр. сферах. Сложности в прогнозировании спроса, требования оперативности поставок и цене продукции и сильная конкуренция на рынке ставят многие компании на грань выживания. К этому надо добавить необходимость обеспечивать высокое качество и безопасность продукции для защиты потребителей и брэнда, необходимость снижения себестоимости продукции, обеспечивать оперативную консолидацию финансовых данных и повышать инвестиционную привлекательность для выхода на рынки заемного капитала. Однако, при соблюдении необходимых требований по качеству продукции, обслуживания, грамотная ценовая политика позволяют рассчитывать на высокую и со временем стабильно прогнозируемую прибыль. Следовательно, при правильном выборе концепции заведения, соответствующей требованиям потребителей отрасль рентабельна, что делает её привлекательной для новых организаций.

5) Барьеры входа. Как мы уже определили, отрасль в Екатеринбурге находится в стадии насыщения. А на стадии насыщения вход в отрасль новых "игроков" оказывается гораздо более трудным делом. Сложность входа объясняется высокой конкуренцией.

6) Технологические инновации. Технологические инновации развиты хорошо.

7) Цикличность отрасли. На данную отрасль оказывают влияния сезонные колебания (снижения числа посетителей летом, в сезон отпусков), однако подобные колебания не оказывают большого влияния на деятельность заведений, следовательно отрасль циклична. В результате анализа доминирующих характеристик отрасли для всех факторов был определен ранг по степени важности для анализируемой отрасли и балл. В результате была получена оценка неполной привлекательности отрасли, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка выявленных экономических характеристик по 10-балльной шкале.

Фактор 

Ранг 

Балл 

Оценка 

1. Емкость отрасли 

0,10 

0,25

2. Темпы роста 

0,10 

2

0,20 

3. Первоначальный капитал 

0,05 

3

0,15 

4. Рентабельность 

0,30 

7

2,10

5. Барьеры входа

0,30 

1,2 

6.Технологические инновации  

0,10 

0,60

7. Цикличность

0,05 

5

0,25

Итого

1,00

 

4,7


 

Оценку полной привлекательности  отрасли получают из оценки неполной привлекательности отрасли и  оценки конкурентной ситуации в отрасли, которую получают в результате анализа  конкурентной ситуации по методики М. Портера.

 

Анализ движущих сил  отрасли

Среди движущих сил, вызывающих изменения в отрасли общественного  питания, выделим следующие:

· Изменение темпов роста  отрасли. Темпы роста отрасли  высокие 10% в год.

· Изменение в составе  покупателей и способов использования продукта. В ближайшие годы изменения в составе покупателей маловероятны. Способ использования продукта не изменится.

· Инновации в продуктах. Продуктовые инновации возможны, в нашем случае - это появление  новых напитков, блюд.

· Технологические инновации значительно облегчают работу заведений общественного питания.

· Маркетинговые инновации. Фактор оказывает влияние на отрасль. В отрасли общественного питания  активно применяется реклама  на интернет-сайтах, в газетах и  журналах города.

· Вход или выход крупных фирм в отрасли. Фактор оказывает влияние. Вход крупных фирм может ожесточить конкуренцию между существующими компаниями в отрасли.

· Распространение технологических  ноу-хау оказывает положительное  воздействие на отрасль.

· Изменения в стоимости и эффективности. За последнее время повысились цены на сырьё, что повлияло на цену готовых блюд. Изменения в стоимости привели к потере определённого сегмента потребителей.

· Влияние законодательных  изменений. Фактор оказывает большое  влияние на отрасль и чаще всего изменения в законодательстве ограничивают деятельность заведений общественного питания.

· Изменение социальной, демографической обстановки, стиля  жизни. Фактор оказывает положительное  влияние на отрасль. В последнее  время стало модно и престижно встречаться, проводить время в кафе или в других подобных заведениях, что благоприятно влияет на деятельность заведений подобной концепции.

· Снижение неопределенности и риска в бизнесе. На данный момент можно сказать, что у отрасли  средний уровень неопределенности и риска. Многие заведения терпят крах в первые недели после открытия, из того, что не соответствовали потребительским интересам или были расположены в невыгодном месте.

Вывод: благодаря проведению анализа движущих сил отрасли  было выявлено влияние факторов на отрасль общественного питания, в том числе на наше предприятие.

Итак, анализ показал, что  следующие два фактора оказывают  отрицательное влияние:

· Изменения в стоимости  и эффективности

· Влияние законодательных  изменений

Положительную направленность имеют:

· Изменения темпов роста  отрасли

· Технологические инновации 

· Распространение технологических  ноу-хау 

· Снижение неопределенности и риска в бизнесе

Такую силу, как маркетинговые  инновации необходимо отслеживать, оставшиеся движущие силы также необходимо учитывать.

 

Анализ внутренней среды  кафе «Рафаэль»

SWOT-анализ

Выявить и соотнести  между собой ограничения и  возможности, сильные и слабые стороны  предприятия поможет SWOT - анализ.

Данный анализ подразумевает  анализ внутренней среды компании, а также выявления возможностей и опасностей для компании со стороны рынка. На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании.

SWOT-анализ "Рафаэль" (таблица 3)

 

Сильные стороны (S):  

Слабые стороны (W):

-Персонал организации  имеет высокую квалификацию.

-Наблюдается текучесть  кадров среди официантов и  барменов, что обуславливается полной  занятостью не подходящей для  студентов, а именно студенту заняты в данных должностях.

-Предоставление возможности  обучения и развития персонала.

Высокая арендная плата, обусловленная местоположением.

-Заработная плата  достаточно высокая и выдаётся  в установленный срок.

-Слабая организация  маркетинговой информационной системы на предприятии

-Заработная плата  достаточно высокая и выдаётся  в установленный срок.

Отсутствие опыта маркетинговых  исследований.

-Регулярное обновление  оборудования. -Организация рентабельна.

-Значительная нагрузка  на одного специалиста.

-Возможность контролировать  все процессы в компании со  стороны руководства.

-Нестабильные объемы  реализации.

-Поддержание корпоративного  духа.

-Возможность карьерного  роста.

-Выгодное расположение  заведения.

-Возможен безналичный  расчёт.

Возможности (О):

Угрозы (Т):

Политические:

- Программа долгосрочного  социально-экономического развития  России.

Политические:

-Изменения в законодательстве

- Изменения в нормативных  актах, требованиях к помещению  и пр.

Экономические:

 

- Уровень жизни населения

Ситуация с оплатой  труда с региона отражает общероссийские тенденции - цена труда в городе растет

- Падение доллара по  отношению к рублю, т.е. укрепление  российской валюты.

Экономические:

 

- Повышение ставки  рефинансирования.

- Уровень инфляции.

- Рост цен: 

Повышение цен на сырьё  повышает себестоимость готовых  блюд, что значительно понижает прибыль

Технологические:

введение новых программ бухгалтерского учёта, оснащение кухни  новыми автоматизированными системами, значительно облегчают деятельность заведений общественного питания

Технологические :

Существует угроза со стороны товара-заменителя

Социальные:

-Повышение числа трудоспособного  населения (потенциальные потребители)

Демография:

В Свердловской области, как и во всех практически регионах России наблюдается снижение демографического потенциала.


 

Наиболее сильные стороны  организации:

- Предоставление возможности обучения и развития персоналу

 - Высокий уровень обслуживания.

 - Организация рентабельна.

 - Поддержание корпоративного духа компании.

- Выгодное расположение заведения.

- Возможен безналичный расчёт.

 

Наиболее слабые стороны:

- Наблюдается текучесть кадров среди официантов и барменов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях.

 - Высокая арендная плата, обусловленная местоположением

- Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии.

 - Значительная нагрузка на одного специалиста.

 - Нестабильные объемы реализации.

Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности "Рафаэль", при учете и ограничении влияния слабых сторон и угроз, что обеспечит предприятию конкурентные преимущества.

2.3 Анализ конкурентов

Эта часть конкурентного  анализа делается с целью идентифицировать благоприятные возможности и опасности, с которыми может встретиться фирма (в нашем случае кафе) в отрасли.

Основными конкурентами являются: кафе "Джага", кафе "Виктория", кафе "Комфорт"

Таблица 4 .Характеристика конкурентов.

Характеристика 

Рафаэль

А

Джага

В

Виктория

С

Комфорт

D

1.Цена товара

Высокая

2,0

Выше средн 3,0

Высокая

2,0

Низкая

5,0

2.Расположение (наличие  парковки)

Есть 

5,0

Есть

5,0

Далеко

1,0

Рядом, но небольшая 2,0

3. Ассортимент

Широкий

 

5,0

Широкий

 

5,0

Узкий

 

2,0

Средний

 

3,0

4.Степень квалификации  персонала 

Высокая

5,0

Высокая

5,0

Средняя

3,5

Средняя

3,0

5.Уровень сервиса

Высокий

5,0

Высокий

5,0

Средний

4,5

Средний

3,0

6. Имидж

Средний

3,5

Высокий

5,0

Средний

3,0

Низкий

2,5

 Итог

26

28

16

18.5

Информация о работе Инновационная стратегия на предприятии