Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Содержание инновационного менеджмента………….…………….5
1.1. Сущность инновационного менеджмента...…………………………..........5
1.2. Принципы и нормы инновационной деятельности......................................7
1.3. Виды и функции инновационного менеджмента...……………………....11
3. Глава 2. Инновационный процесс и рынок инновационной продукции….16
2.1. Инновационный процесс………………………… …………….………….16
2.2. Классификация инноваций…………………………………………………23
2.3. Рынок инновационной продукции…………………………………………20
4. Глава 3. Роль инновационного менеджмента в стратегическом управлении……………….....................................................................................23
3.1. Эффективность инновационного менеджмента………… ……………....23
3.2. Формы управления инновационным менеджментом… …………..……..25
3.3. Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении…..29
5. Заключение………………………………………………………….………....31
6. Список литературы …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 

     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам. Инновация  может быть рассмотрена как в  динамическом, так и в статическом  аспекте. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла.

     Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

     Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

     Ос Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

     Как ни парадоксально, но именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных  форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок  ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

     Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической  сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения  конструкторских и технологических  разработок до практического внедрения  и получения соответствующих  коммерческих и финансовых результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.  Сущность инновационного менеджмента 

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

     Согласно  концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в  технике и технологии расширяет  сферу своего влияния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.[1,52]

     Современные теории инновационного развития тесно  связаны с концепциями социально-организационных  изменений, в то время как более  ранние технократические тенденции  и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о  безусловной "технологической рациональности", способности к саморазвитию и  благотворности технологий для человечества.

     Если  с позиций технологического детерминизма раннее индустриальное развитие происходило  под лозунгом "свобода предпринимательства", то центральная идея постиндустриального  общества трактуется как всеобъемлющая "свобода нововведений".

     Происходящие  радикальные перемены позволяют  говорить не только об инновационной  направленности экономического роста, но и о значительной трансформации  факторов, определяющих его. "Свобода  нововведений" неизбежно влечет за собой широкий спектр изменений  в магистральных направлениях науки и научных знаниях, в технике и технологии производства, а также в возникновении множества социальных и организационно-управленческих инноваций. Радикальные сдвиги назревают именно в подходах к источникам и ресурсам экономического роста. .[3,343]

     Фундаментальным критерием экономического развития становится понимание человеческих и интеллектуальных ресурсов с позиций  их непреходящей ценности. Сточки зрения важности ресурсов экономического роста  первостепенной является сопряженность  интеллектуального потенциала с  требованиями авангардного научно-техническою  развития и с трудовой мотивацией, выступающей как поведенческая  установка.

     Инновационная направленность экономических процессов, присущих современной мировой экономике, доказала неэффективность организационных структур и методов традиционного менеджмента, не учитывающих возрастающего значения невещественных форм и нетрадиционных качественных факторов экономического роста. На смену концепциям и принципам традиционного классического менеджмента приходят новые модели инновационного управления - инновационный менеджмент.

     Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается  множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.

     В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим  прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо. Новшеством может  быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что  новшество используется. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится инновацией.

     Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению, и  уже в новом качестве они выступают  как нововведения, т.е. инновации. 

1.2. Принципы и нормы инновационной деятельности 

     Инновационный менеджмент как система представляет собой комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок и ценностных ориентации, регулирующих различные сферы инновационной деятельности. В рамках постиндустриального общества это означает:

  1. социально-экономический институт, активно влияющий на предпринимательскую деятельность и образ жизни, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической и политической сфер общества;
  2. социальную группу менеджеров, профессионально занятых управленческим трудом в сфере общественного и частного бизнеса, а также творческой, педагогической, научной деятельности;
  3. научную дисциплину, изучающую технико-организационные 
    и социально-экономические аспекты управления производством.

     В инновационном менеджменте следует  выделять два уровня. .[2,142]

     Первый  представлен теориями социального  управления инновационными системами  и концентрирует усилия на разработке стратегий инновационного развития, социально-организационных изменений, а также других экономических  и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.

     Второй  уровень инновационного менеджмента  являет собой прикладные теории организации  и управления инновационной деятельностью, а потому носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управлении, анализа инновационной деятельности, применению новейших приемов и методов воздействия на персонал, технико-технологические системы, на продуктовые и финансовые потоки.

     Ведущую роль социально-экономических институтов, таких, как наука, образование, менеджмент, подчеркивает крупнейший экономист и социолог Питер Дракер. Крупнейший теоретик школы "индустриальной социологии", П. Дракер видит совершенствование института классического менеджмента в обогащении его доктриной "человеческих отношений". Стремясь соединить абстрактное обобщение и институциональные принципы с управленческими рекомендациями, максимально приближенными к практике, он значительно расширил понимание института менеджмента, распространил его функции на управленческие структуры корпораций.

     На  институциональном уровне менеджмент означает способность предоставлять полномочия тем или иным группам работников принимать решения и осуществлять их на практике. Фактически институт имеет возможность проводить внутри данных социально-экономических отношений необходимые решения вопреки сопротивлению. В силу этого процесс управления — это способность или потенциальная возможность менеджера принимать решения, оказывающие влияние на действие и поведение персонала. В современном обществе менеджмент, основанный на функциях контроля и руководства, немыслим без социально-организационной и институциональной основы. .[7,316]

     В конечном счете, институт менеджмента — это структурированные социальные отношения, совокупность систем интеграции и дифференциации. Это система долговременных групповых и индивидуальных установок, ориентации, целей, решений, задач и практических действий. Институциональные основы менеджмента предполагают, что организация характеризуется:

     эффективностью, которая достигается за счет строгого разделения обязанностей и полномочий между членами организации;

     строгой иерархией, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками;

     формально установленной и четко зафиксированной  системой правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности;

     эмоциональной нейтральностью отношений, складывающихся между функционерами организации, где каждый выступает не как индивид, а как носитель и представитель  определенной должности;

     процессом "деперсонализации" индивидов  в организации.

     Базисной  системой социального института  служат совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установленный  порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и  поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозначает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.

     Развитие  демократических традиций и систем неформального взаимодействия приводит к переосмыслению структуры и  функций институтов. Оптимальная  рациональность действия и достижение связи отдельных частей, формальных функций, зачастую связанных с принуждением работника, обеспечиваются процессами социальной интеграции. Это подразумевает  наличие упорядоченных, бесконфликтных отношений между частями социальной системы, между поведением индивидов  и нормативными стандартами. Институциализация  менеджмента должна происходить  на основе принципов социальной интеграции и на базе общих для всех членов ценностей и норм.

Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое управление