Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Содержание инновационного менеджмента………….…………….5
1.1. Сущность инновационного менеджмента...…………………………..........5
1.2. Принципы и нормы инновационной деятельности......................................7
1.3. Виды и функции инновационного менеджмента...……………………....11
3. Глава 2. Инновационный процесс и рынок инновационной продукции….16
2.1. Инновационный процесс………………………… …………….………….16
2.2. Классификация инноваций…………………………………………………23
2.3. Рынок инновационной продукции…………………………………………20
4. Глава 3. Роль инновационного менеджмента в стратегическом управлении……………….....................................................................................23
3.1. Эффективность инновационного менеджмента………… ……………....23
3.2. Формы управления инновационным менеджментом… …………..……..25
3.3. Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении…..29
5. Заключение………………………………………………………….………....31
6. Список литературы …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

     Современные социально-экономические институты, такие, как наука, искусство, изобретательство, решают интеграционные проблемы с помощью  таких механизмов, как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и сужение привилегий членов сообщества и повышение уровня общности. В развитых странах нее  большее значение приобретают институты, воплощающие комплекс, ориентированный  на достижение ценностей. В число  доминирующих попадают научные и  образовательные институты, которые  обеспечивают доминирование ценностей  компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности.

     Отличительной чертой института инновационного менеджмента  является относительно большая независимость  выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения  тесно связан с присутствием в  мотивационной структуре личности профессиональной компетентности и  личной ответственности.

     Становление инновационного менеджмента тесно  связано с "раскрепощением" личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс  создания новшества становится предметом  свободного нравственного и эмоционального выбора личности.

     Функциональный  инновационный менеджмент направлен  на эффективное управление процессом  разработки, внедрения, производства и  коммерциализации новшеств. Задачей  инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.

     Инновационный тип экономического развития предприятия  означает, прежде всего, снижение детерминированности и усложнение системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней среды ставит проблему выживания предприятий в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента. 

      1.3. Виды и функции инновационного менеджмента 

     Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней  и внутренней среды. 

     Таблица 1

     Виды  и функции инновационного менеджмента

Функции инновационного менеджмента Виды  инновационного менеджмента
 
 
Стратегический Функциональный, оперативный
Прогнозирование Стратегии приоритетов  развития и роста  Новых товаров, технологий
Планирование  Экспансия в  новые отрасли, рынки  Повышение качества и конкурентоспособности товаров 
Анализ  внешней среды  Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры  Анализ поведения  конкурентов, емкости рынка, объемов  продаж и т.д.
Анализ  внутренней среды  Анализ конкурентных преимуществ фирмы  Анализ факторов эффективности производства продукции 
Виды  решений  Стратегические  решения по целям миссии и развитию фирмы  Оперативные решения  по разработке, внедрению и производству новшеств
Мотивация Обеспечение фирме  динамического роста и конкурентоспособности  Обеспечение высокой  производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства
Контроль  Выполнение  миссии фирмы, ее роста и развития Контроль за исполнительской дисциплиной и  качеством исполнения
 

     Так, стратегический менеджмент сосредотачивает  свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы  особое внимание уделяется анализу  и созданию конкурентных преимуществ  фирмы.

     В арсенале методов анализа все  большее место занимают теория вероятностей, теория очередей, эконометрические модели, концепция движущих сил и главных  достоинств. Главные достоинства  тесно связаны с функциями оперативного инновационного менеджмента, опирающегося на внутренние возможности: повышение эффективности факторов производства, разработку новых технологий, товаров и услуг, внедрение мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности товаров.

     Оперативный тактический инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством  и коммерциализацией новшеств. В  оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный  горизонты. Системы оперативного менеджмента  располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы  на средний и нижний уровни менеджмента. .[12,15]

     Стратегический  и оперативный инновационный  менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менеджмент концентрируется  на важнейших проблемных и структурных  областях, то оперативный менеджмент охватывает все направления деятельности предприятия, его функциональные подсистемы, структурные элементы и конкретно  всех участников инновационной деятельности.

     Оперативное управление инновационной деятельностью  анализирует возможности, ищет и  согласует наиболее эффективные  пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия. Оно  сосредоточено на формировании производственных, научных, маркетинговых, а также  различных обеспечивающих подсистем  предприятия, осуществляет управление подразделениями материально-технического снабжения, сбыта, информационного  и финансового обеспечения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает  формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля предприятия, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом.

     Целью деятельности в области оперативного управления инновациями является реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упрочения ее позиций  на рынке.

     Управление  инновационной деятельностью фирмы  состоит из:

     постановки  стратегических и тактических целей,

     разработки  системы стратегий,

     анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,

     анализа инфраструктуры,

     анализа возможностей фирмы,

     диагноза  реально сложившейся ситуации,

     прогноза  будущего состояния фирмы,

     поиска  источников капитала,

     поиска  патентов, лицензий, ноу-хау,

     формирования  инновационного и инвестиционного  портфелей,

     стратегического и оперативного планирования,

     оперативного  управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим  производством,

     совершенствования организационных структур,

     управления  технико-технологическим развитием  производства,

     управления  персоналом,

     управления  и контроля за финансами,

     анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности  инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке,

     разработки  стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии фирмы на рынке, устранения, диверсификации и управления рисками. В последнее десятилетие в связи с возрастанием стохастических и случайных факторов во внешней среде, а также вследствие неполноты и асимметричности информации в сложных социотехнических системах стали нарастать процессы десинхронизации ритма и роста параметров возмущения системы. С точки зрения термодинамики это объясняется не только возрастанием энтропии как меры устойчивости системы, но и повышением склонности системы к переходу в нестабильное, хаотичное состояние. Данное допущение в полной мере относится к инновационным преобразованиям. В такой ситуации стратегия фирмы как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, оказалась напрямую связанной с реакцией фирмы на происходящие изменения. Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций предприятия и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.

     Главными  типами реакций предприятий на изменение  среды считаются:

     производственная, основанная на поддержании прежнего уровня;

     конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке;

     предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода;

     инновационная, ориентированная на системное обновление.

     Типы  реакций предприятий демонстрируют  тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с  мероприятиями стратегического  и оперативного менеджмента.

     Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности.

     При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней  среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы [11,376].

     ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И РЫНОК ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

2.1. Инновационный процесс 

     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества в  нововведение также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств, инвестиции рынок капитала, нововведения рынок  чистой конкуренции нововведений. Эти  три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс. .[4,78]

Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое управление