Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Содержание инновационного менеджмента………….…………….5
1.1. Сущность инновационного менеджмента...…………………………..........5
1.2. Принципы и нормы инновационной деятельности......................................7
1.3. Виды и функции инновационного менеджмента...……………………....11
3. Глава 2. Инновационный процесс и рынок инновационной продукции….16
2.1. Инновационный процесс………………………… …………….………….16
2.2. Классификация инноваций…………………………………………………23
2.3. Рынок инновационной продукции…………………………………………20
4. Глава 3. Роль инновационного менеджмента в стратегическом управлении……………….....................................................................................23
3.1. Эффективность инновационного менеджмента………… ……………....23
3.2. Формы управления инновационным менеджментом… …………..……..25
3.3. Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении…..29
5. Заключение………………………………………………………….………....31
6. Список литературы …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

     Термины "инновация" и "инновационный  процесс" близки, но не однозначны. Инновационный  процесс связан с созданием, освоением  и распространением инноваций. Создатели  инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия  и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Следовательно, научно-технические инновации должны:

     обладать  новизной;

     удовлетворять рыночному спросу;

     приносить прибыль производителю.

     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

     Простой инновационный процесс переходит  в товарный за две фазы:

     1) создание новшества и его распространение;

     2) диффузия нововведения.

     Первая  фаза — это последовательные этапы  научных исследований, опытно-конструкторских  работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого  производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки  такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения, а также между производителями  и потребителями.

           

2.2. Классификация инноваций 

     Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических  или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также  входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции  за счет освоения производства не выпускавшихся  прежде на данном предприятии, но уже  известных на рынке продуктов, с  целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

     продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально  новых продуктов.

     процессные  инновации означают новые методы организации производства (новые  технологии). Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

     По  типу новизны для рынка инновации  делятся на:

     новые для отрасли в мире;

     новые для отрасли в стране;

     новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

     инновации на входе предприятия (изменения  в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

     инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

     инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

     радикальные (базовые);

     улучшающие;

     модификационные (частные).

     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана  расширенная классификация инноваций  с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

     технологические;

     производственные;

     экономические;

     торговые;

     социальные;

     в области управления. 

2.3.  Рынок инновационной  продукции 

     Научно-техническая  продукция - это логичный результат  интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция  признается товаром, если она выступает  средством углубления, расширения и  получения новых знаний, а ее использование  обеспечивает экономию затрат общественного  труда при сохранении потребительской  стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок  научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений  между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем  права владения, пользования и  распоряжения, в результате которых  происходит эквивалентный обмен  платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную  в научно-технической продукции. .[13]

     Субъекты  инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

     Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

     в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т.д.);

     в не овеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ  в виде аналитического отчета, обобщающего  описания способа, конструкторской  и технической документации);

     в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга  и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и  обслуживанием инновационной деятельности.

     Общепринятым  в мировой практике является обобщение  всего спектра экономических  отношений по поводу купли-продажи  результатов научной, инновационной  деятельности и оказания услуг в  этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит  современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему  соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему  адекватного управления, социальную и природную среду, в которой  реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических  последствий (прежде всего, экологических). Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

     он  традиционно является новым для  выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми  потребителями);

     он  является неэластичным, вследствие ограниченного  влияния ценовой политики на объем  сбыта;

     он  характеризуется ограниченным количеством  покупателей и продавцов.

     Спрос на инновационную продукцию может  исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в  широком его понимании.

     Во  многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку  характерной особенностью для нее  является высокая степень рыночной и технологической неопределенности. Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах. Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:

     потребитель еще не знает, в какой мере новая  продукция может удовлетворить  его потребность (или в какой  степени новые продукты лучше  уже существующих);

     поведение потребителя подвержено влиянию  многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки  новой продукции;

     в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

     трудно  предсказать скорость, масштабы распространения  новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

     Технологическая неопределенность заключается в  отсутствии у производителя уверенности  в том, сможет ли продукция удовлетворить  осознанные запросы потенциальных  потребителей. Технологическая неопределенность обусловлена следующими, трудно прогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:

     нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва  установленных и согласованных  сроков ее поставок;

     отсутствием возможностей послепродажного и  гарантийного обслуживания;

     проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих  в себе риск конфликтов с законодательством  и общественностью в случае использования  новой технологии;

     сложностью  определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором  еще достаточно товаров, к которым  привык потребитель.

     ГЛАВА 3. РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Эффективность инновационного  менеджмента 

     Одной из целей инновационного проекта  является доказательство потенциальным  партнерам того, что фирма будет  в состоянии реально производить  необходимое количество товаров  с более высоким качеством.

     Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются:

     определение основных целей проекта, вида инновации (реконструкция, внедрение новых  технологий и т.д.) и доказательство соответствия проекта общим целям  фирмы;

Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое управление