Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:33, курсовая работа
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Глава 1. Содержание инновационного менеджмента………….…………….5
1.1. Сущность инновационного менеджмента...…………………………..........5
1.2. Принципы и нормы инновационной деятельности......................................7
1.3. Виды и функции инновационного менеджмента...……………………....11
3. Глава 2. Инновационный процесс и рынок инновационной продукции….16
2.1. Инновационный процесс………………………… …………….………….16
2.2. Классификация инноваций…………………………………………………23
2.3. Рынок инновационной продукции…………………………………………20
4. Глава 3. Роль инновационного менеджмента в стратегическом управлении……………….....................................................................................23
3.1. Эффективность инновационного менеджмента………… ……………....23
3.2. Формы управления инновационным менеджментом… …………..……..25
3.3. Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении…..29
5. Заключение………………………………………………………….………....31
6. Список литературы …………………………………………………………...
изложение конкретных результатов реализации проекта (увеличение объема продаж на X млн. рублей; получение чистой прибыли на X млн. рублей; увеличение доли фирмы на существующем рынке от X до Z% и т.д.);
выбор инновационной стратегии фирмы по достижению поставленных целей реализации проекта;
определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии;
определение возможных форм участия инвесторов в осуществлении инновационного проекта;
определение новых видов товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой в результате разработки и реализации проекта;
определение источников финансирования;
расчет уровня прибыльности;
определение примерного срока окупаемости;
расчет примерного жизненного цикла инновационного проекта;
определение
перспективы дальнейшего
Инновационный
проект ориентирован на разработку определенного
рынка, а также на конкретного
потребителя. Главным действием
для преуспевания фирмы на рынке
являются постоянные разработки нововведений,
которые связаны как с
При
разработке инновационных проектов
нужно учитывать, что современные
инновационные проекты, как правило,
требуют значительных инвестиций, которые
не всегда имеются. Поэтому вопрос об
инвестициях является наиболее трудно
решаемой проблемой, так как требуется
доказать необходимость, выгодность и
эффективность данного проекта.
Главным в этом случае является выбор
источника финансирования, его объем,
уровень платы по времени и
т.д. В этом случае требуется доказать
своему инвестору суть своего проекта,
продемонстрировать преимущества партнерства
и, самое главное, доходы, которые
они получат, как минимальные, так
и максимальные. Все эти показатели
следует соответствующим
Инновационный
проект должен быть достаточно подробным,
чтобы, ознакомившись с ним, потенциальные
инвесторы смогли получить полное представление
о предполагаемой программе и
понять ее цели. Состав и степень
детализации инновационного проекта
зависят от размеров будущей программы
и сферы, к которой она относится.
Например, если предполагается наладить
производство какой-либо продукции
или внедрение технологических
инноваций, то должен быть разработан
весьма подробный план, диктуемый
сложностью самого конечного продукта
инновационной программы и
зависит
от размера предполагаемого рынка
сбыта, наличия конкурентов и
перспектив использования результатов
программы.
3.2.
Формы управления инновационной
деятельностью
Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:
интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
выделение
управления инновационными процессами
в самостоятельный объект управления,
т.е. обособление инновационных
На
практике используются оба подхода
с преобладанием одного из них. При
этом крупные передовые западные
компании часто проводят реорганизацию
своего научно-производственного
Для
разработки и производства инновации,
как правило, создают специальные
подразделения, действующие подобно
независимой фирме, т.е. самостоятельно
осуществляющие свою производственную
и рыночную политику до тех пор, пока
динамично растут объем продаж и
прибыль. Если рост замедляется, то проводят
реорганизацию: слияние подразделения
с другими или изменение его
внутренней структуры, в т.ч. деление
на более мелкие самостоятельные
звенья. Если сразу у нескольких
подразделений одновременно возникают
общие научно-технические
В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность:
-
советы, комитеты, рабочие группы
по разработке технической
-
отделения и центральные
-
проектно-целевые группы, выполняющие
научные исследования и
-
отделы научно-
- центры развития, задачей которых является завоевание позиций на рынке путем расширения объема продаж. Такие подразделения являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение их персонала зависит от успехов на рынке;
-
венчурные структуры выступают
зачастую в качестве дочерних
компаний крупных корпораций, либо
как самостоятельные
-
специальные инновационные
-
аналитические группы, включающие
в свой состав управляющих,
исследователей и сотрудников
функциональных отделов. Они
Характерной
тенденцией развития инновационной
деятельности является поиск предприятиями
интеграционных связей друг с другом.
Это обусловлено дефицитом
- отраслевых институтов, создаваемых компаниями на паевых началах;
-
инновационных центров,
-
финансово-промышленных групп (
В
современных условиях успешному
научно-техническому развитию способствует
интеграция предприятий в ФПГ, холдинговые
структуры и т.п., где связи
строятся по горизонтальному (отраслевому),
вертикальному (межотраслевому), смешанному
(горизонтальному плюс вертикальному)
и диверсификационному (на основе слияния-поглощения)
типам. Как правило, динамично развивающиеся
ФПГ включают специализированные инновационные
структуры, такие как научно-
Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия в целом не влияет на эффективность инновационного процесса. Как крупные, так и мелкие предприятия обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:
наличие больших материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для осуществления дорогостоящих нововведений;
возможность проведения многоцелевых исследований, при которых объединяются усилия специалистов в различных областях знаний;
возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;
меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.
Роль мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:
возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность и нетрадиционные подходы;
возможность деятельности в тех областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли в случае успеха;
фактическое отсутствие бюрократического руководства.
Необходимость
поиска принципиально новых подходов
в сочетании с требованиями быстрого
и гибкого внедрения
3.3.
Место инновационного
менеджмента в стратегическом
управлении
Рассмотрение
механизма стратегического
На начальном уровне, в товарно-рыночной стратегии, на первый взгляд, инновационная составляющая проявляется только при выборе стратегии развития товара или стратегии диверсификации, поскольку они предполагают разработку и освоение продукт - инноваций. Вместе с тем уже известные, традиционные товары могут производиться с использованием новых технологий. .[12]
На втором уровне при осуществлении конкурентных стратегий реализуются конкретные инновационные стратегические решения. Как правило, они имеют точечный характер или направлены на выравнивание технического уровня производства. В первом случае инновационные решения применяются в отношении отдельных стадий основного перепроизводства с целью повышения производительности труда, снижения затрат. Недостаток такого подхода заключается в неравномерности технологического развития отдельных подразделений предприятия. Во втором случае инновационные решения направлены на ликвидацию узких мест и призваны «подтянуть» технический уровень вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств до уровня основного производства.
Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое управление