Инновационный процесс на предприятии и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие инновации 4
1.1.Инновации и инновационный процесс 4
1.2. Классификация инноваций 6
2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 9
2.3. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 11
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Пробный маркетинг 14
2.7. Разработка и испытание нового продукта 15
2.8. Коммерческая реализация 16
3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Экспертиза инновационных проектов 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 28
4. Инновации в современной России 35
4.1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций 35
4.2. Пути выхода из кризисной ситуации 37
Заключение 42
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 97.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Дальневосточный Федеральный  Университет

 

Дистанционные образовательные  технологии

Центр дистанционного образования

Заочная форма обучения

Школа экономики и менеджмента  ДВФУ

 

 

Курсовой проект

 

Дисциплина: «ИННОВАЦИОННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема: «Инновационный процесс на предприятии и управление им»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

1. Понятие инновации                                                                                                 4

1.1.Инновации и инновационный процесс                                                                4 
1.2. Классификация инноваций                                                                                  6

2. Управление инновационным  процессом                                                               8

2.1. Роль НИОКР в менеджменте  фирмы как субъекта рынка                               8

2.2.  Обзор рыночной ситуации и генерация идей                                                   9 
2.3. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок                                  11 
2.4. Фильтрация идей                                                                                                12 
2.5. Проверка концепции и экономический анализ                                                13

2.6. Пробный маркетинг                                                                                            14 
2.7. Разработка и испытание нового продукта                                                        15 
2.8. Коммерческая реализация                                                                                 16

3. Оценка инновационных  проектов                                                                        19

3.1. Экспертиза инновационных проектов                                                              19 
3.2. Методы оценки инновационных проектов                                                      28

4. Инновации в современной  России                                                                      35

4.1. Анализ состояния российской  экономики и сферы инноваций                    35 
4.2. Пути выхода из кризисной ситуации                                                               37 
Заключение                                                                                                                42 
Список литературы                                                                                                   43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Разработка, внедрение в  производство новой продукции имеют  для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности  и устранения зависимости фирмы  от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного  осуществления внедрения инноваций  на предприятии необходима профессиональная, система инновационного менеджмента. 

Инновационный менеджмент –  одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции. 

Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной  деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной  России. 

 

 

 

 

 

1.Понятие инновации

1.1. Инновации и инновационный процесс 

 

    В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. 

Международные стандарты  в статистике науки, техники и  инноваций - рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Таким образом, инновация  является следствием инновационной  деятельности. 

Анализ различных определений  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.  
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:  
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).  
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.  
3. Использование нового сырья.  
4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5.  Появление новых рынков сбыта. 

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как  динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем. Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что  инновацию-результат нужно рассматривать  с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны  все три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается  на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные  виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации  производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны: 

а) обладать новизной; 

б) удовлетворять рыночному  спросу; 

в) приносить прибыль производителю. 

Распространение нововведений, как и их создание является составной  частью инновационного процесса (ИП). 

 

1.2. Классификация инноваций

 

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов. От расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

1. В зависимости от  технологических параметров инновации  подразделяются на: 

-  продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.  
- процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы). 

2. По типу новизны для  рынка инновации делятся на: 

- новые для отрасли в мире; 

-  новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий). 

3. По месту в системе  (на предприятии, в фирме) можно  выделить:  
- инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);  
- инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, нформация и др.); 

- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. В зависимости от  глубины вносимых изменений выделяют  инновации: 

- радикальные (базовые); 

- улучшающие; 

- модификационные (частные).

5. В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации: 

- технологические; 

- производственные; 

- экономические; 

- торговые; 

- социальные; 

- в области управления.

 

2. Управление инновационным  процессом

2.1. Роль НИОКР  в менеджменте фирмы как субъекта  рынка

На рис. 1 приведена схема  включения технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы, но модернизированная применительно  к инновациям НИОКР.

 

 

 
Рис. 1. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы. 

      Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множеств маркетинговых и научно-технических решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху, если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм.

Таким образом, при проведении НИОКР следует учесть:  
1) маркетинговые характеристики рынка;  
2)конкурентный статус фирмы в НИОКР, производстве, управлении;  
3)конкурентную позицию фирмы и предполагаемые действия основных конкурентов; 

4)социально-экономическую и политическую обстановку в государстве.

 

2.2. Обзор рыночной  ситуации и генерация идей

Разработка любой инновации  начинается с генерации идей —  постоянного и систематического поиска возможностей создания новых  товаров. Этот этап — задающий в  инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись. 

Анализируя информационные потоки, стимулировавшие возникновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягивания спросом". В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих технологических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягивание спросом".

Информация о работе Инновационный процесс на предприятии и управление им