Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:13, курсовая работа
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие инновации 4
1.1.Инновации и инновационный процесс 4
1.2. Классификация инноваций 6
2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 9
2.3. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 11
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Пробный маркетинг 14
2.7. Разработка и испытание нового продукта 15
2.8. Коммерческая реализация 16
3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Экспертиза инновационных проектов 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 28
4. Инновации в современной России 35
4.1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций 35
4.2. Пути выхода из кризисной ситуации 37
Заключение 42
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Дальневосточный Федеральный Университет
Дистанционные образовательные технологии
Центр дистанционного образования
Заочная форма обучения
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
Курсовой проект
Дисциплина: «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Тема: «Инновационный процесс на предприятии и управление им»
Владивосток
2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие инновации
1.1.Инновации и инновационный
процесс
1.2. Классификация инноваций
2. Управление инновационным
процессом
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Обзор рыночной ситуации
и генерация идей
2.3. Схема процесса разработки
и вывода товара на рынок
2.4. Фильтрация идей
2.5. Проверка концепции и экономический
анализ
2.6. Пробный маркетинг
2.7. Разработка и испытание нового
продукта
2.8. Коммерческая реализация
3. Оценка инновационных
проектов
3.1. Экспертиза инновационных
проектов
3.2. Методы оценки инновационных
проектов
4. Инновации в современной
России
4.1. Анализ состояния российской
экономики и сферы инноваций
4.2. Пути выхода из кризисной
ситуации
Заключение
Список литературы
Введение
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Разработка, внедрение в
производство новой продукции имеют
для фирм важное значение как средство
повышения
Инновационный менеджмент –
одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компании. Его
целью является определение основных
направлений научно-
Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной России.
1.Понятие инновации
1.1. Инновации и инновационный процесс
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты
в статистике науки, техники и
инноваций - рекомендации международных
организаций в области
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений
приводит к выводу, что специфическое
содержание инновации составляют изменения,
а главной функцией инновационной
деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер
выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники,
новых технологических процессов или
нового рыночного обеспечения производства
(купля - продажа).
2. Внедрение продукции с новыми
свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства
и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем. Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что
инновацию-результат нужно
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
Следовательно, научно-
а) обладать новизной;
б) удовлетворять рыночному спросу;
в) приносить прибыль
Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).
1.2. Классификация инноваций
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов. От расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
1. В зависимости от
технологических параметров
- продуктовые инновации, они
включают применение новых материалов,
новых полуфабрикатов и комплектующих;
получение принципиально новых продуктов.
- процессные инновации означают
новые методы организации производства
(новые технологии). Процессные инновации
могут быть связаны с созданием новых
организационных структур в составе предприятия
(фирмы).
2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
3. По месту в системе
(на предприятии, в фирме)
- инновации на входе предприятия
(изменения в выборе и использовании сырья,
материалов, машин и оборудования, информации
и др.);
- инновации на выходе предприятия
(изделия, услуги, технологии, нформация
и др.);
- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
4. В зависимости от
глубины вносимых изменений
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
5. В Научно-исследовательском
институте системных
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
2. Управление инновационным процессом
2.1. Роль НИОКР
в менеджменте фирмы как
На рис. 1 приведена схема
включения технологии в формирование
позиции конкурентного успеха фирмы,
но модернизированная
Рис. 1. НИОКР как фактор
конкурентного успеха фирмы.
Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множеств маркетинговых и научно-технических решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху, если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм.
Таким образом, при проведении
НИОКР следует учесть:
1) маркетинговые характеристики
рынка;
2)конкурентный статус фирмы
в НИОКР, производстве, управлении;
3)конкурентную позицию фирмы
и предполагаемые действия основных конкурентов;
4)социально-экономическую и политическую обстановку в государстве.
2.2. Обзор рыночной ситуации и генерация идей
Информация о работе Инновационный процесс на предприятии и управление им