Инновационный процесс на предприятии и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие инновации 4
1.1.Инновации и инновационный процесс 4
1.2. Классификация инноваций 6
2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 9
2.3. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 11
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Пробный маркетинг 14
2.7. Разработка и испытание нового продукта 15
2.8. Коммерческая реализация 16
3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Экспертиза инновационных проектов 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 28
4. Инновации в современной России 35
4.1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций 35
4.2. Пути выхода из кризисной ситуации 37
Заключение 42
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 97.18 Кб (Скачать файл)

Недостаточность денежных средств  – 40%;  
Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;  
Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;  
Высокая стоимость технологических инноваций – 16%

Анализ динамики основных экономических показателей по четырем  агрегированным комплексам отраслей за период с 1993 по 2002 год позволил получить следующие результаты: 

1. Средняя рентабельность  промышленности снижалась, но  на начальных этапах технологических  процессов она была выше, чем  на завершающих, в то время  как в развитых странах при  возрастании степени технологической  обработки продукта наблюдается  рост рентабельности производства  и валовой добавленной стоимости. 

2. Наименьшее снижение  объема выпуска и инвестиций  приходится на комплекс "ресурсы,  энергоносители и энергия", наибольшее - на инвестиционный комплекс, комплекс  конечной продукции и производственной  инфраструктуры. Во многих отраслях  не осуществляется даже простое  воспроизводство, углубляется разрыв  кооперационных связей, технологические  цепочки укорачиваются и упрощаются. 

3. Положительное сальдо  внешнеторгового баланса формируется  за счет экспорта сырья и  энергоносителей. В структуре  экспорта и в общем объеме  промышленного производства значительно  возрастает доля первичных ресурсов  и продукции с низким уровнем  переработки. В структуре импорта  более 80% составляет продукция  машиностроения, продовольствие и  ТНП.

4. Сохраняется резкое  снижение инновационной активности  промышленных предприятий - до 3-5%. В таких условиях необходим  поиск новой последовательности  локальных зон развития элементов  технологической структуры экономики,  которая бы обеспечила: 

- устойчивый и быстрый  экономический рост; 

- уменьшение структурно-технологических  диспропорций в производственно-технологической  структуре экономики и, как  следствие, повышение качества  экономического роста; 

- гарантирование национальной  независимости в обеспечении  страны важнейшими продуктами (стратегическими  ресурсами, продовольствием, товарами  народного потребления и т.д.); 

- повышение уровня и  качества жизни населения; 

- воссоздание механизмов  ориентации и воспроизводства качественной рабочей силы.

 

4.2. Пути выхода  из кризисной ситуации

 

Очевидно, что в современной  России только экономический рост способен обеспечить финансовые и другие ресурсные  накопления, необходимые для качественных изменений в национальной экономике  и технологической модернизации производства. Такой подход позволит также ликвидировать сложившуюся  диспропорцию в технологической  структуре экономики: в настоящее  время доля промышленности в ВВП  составляет не более 26%, в бывшем СССР она равнялась 37%, а в развитых промышленных странах превышает 45%.

Принимая во внимание, что  в настоящее время федеральная  правительственная программа экономического развития основана на экспорте природных  ресурсов, что позволяет иметь  темпы роста от 2% до 8% ВВП ежегодно, целесообразно проанализировать иное направление развития экономики. Это  направление именуется ресурсно-инновационным, и его внедрение позволит повысить темпы роста ВВП более чем  на 14% ежегодно. Примером может служить  развитие Москвы. Здесь уже ряд  лет темпы роста ВВП (ВРП) составляют более 14%, а в 2002 году в ОПК столицы (а это 370 предприятий) прирост ВВП  превысил 20%. [4] В основе созидательной (инновационной) стратегии развития экономики лежит естественное для  промышленно развитой страны условие - последовательное сокращение доли экспорта первичных ресурсов и энергоносителей  с целью увеличения объемов их внутреннего эффективного потребления  с последующим наращиванием экспорта продукции с высокой долей  добавленной стоимости. В результате существующий производственно-технологический  потенциал станет востребованным, что  позволит создать перспективную  технологическую структуру промышленности на основе освоения новых технологий и инноваций. 

Что же необходимо для построения эффективной инновационной политики в Российской федерации?

Во-первых, необходимо обеспечить спрос на инновации со стороны  основных отечественных потребителей знаний и идей – бизнеса. При этом необходимо пропагандировать отечественные  разработки, доводить результаты проводимых изысканий до широкой общественности, поскольку, как мне кажется, явный  недостаток информации о деятельности российских научных центров служит дополнительным козырем в колоде иностранных производителей высоких  технологий. Предприятия просто вынуждены  покупать западные инновационные продукты, причем, зачастую уступающие российским аналогам, и по завышенным ценам.  
Во-вторых, стимулировать увеличение предложения инновационных идей со стороны отечественных производителей – научных и исследовательских организаций. Для этого необходимо несколько видоизменить организационные структуры учреждений науки. При этом необходимо сформировать четкое понимание того, что наука также нуждается в грамотном экономическом подходе. Научные организации должны сами стремиться на рынок, искать инвесторов для своих исследований, заинтересовывать конечных производителей своей деятельностью. Научным институтам требуется грамотный маркетинг и PR. Только тогда в российскую науку потекут инвестиционные потоки. Только тогда, зарабатывая реальные деньги на прикладной сфере, научные организации будут иметь достойное финансирование на приобретение современного оборудования, оплату труда своих работников, проведение в жизнь образовательных программ и, наконец, на крайне затратные и рисковые фундаментальные исследования. 

В-третьих, государство должно всеми доступными ему способами  обеспечить связь между отечественными производителями знаний и их потребителями, по возможности, не только внутри страны, но и на международном уровне. Науку  нужно концентрировать,- идея наукоградов, ГНЦ и крупных исследовательских  центров не должна умереть. В условиях рассредоточенности научных ресурсов очень сложно добиться быстроты, эффективности  и экономичности научных разработок. Но при этом данные научные центры должны быть максимально открытыми  для заказчиков технологических  разработок. Они не должны быть организованы по советскому принципу: километры  колючей проволоки и номер  почтового ящика вместо адреса. Должно быть так, чтобы любой желающий заказать какие-либо исследования в интересующей его области знал, где это можно  сделать, во сколько это ему обойдется, и был уверен в высоком качестве полученного результата. 

Только при наличии  всех трех составляющих образуется замкнутый  инновационных цикл: наука – производство – наука. 

Чтобы добиться этого, необходимо совершенствовать инновационную инфраструктуру, то есть организационную и законодательную  среду, обеспечивающую связь между  наукой и бизнесом. По данным Минобразования России, сейчас организационная инфраструктура в сфере инноваций включает 76 университетских технопарков, 12 ИПЦ, 4 ИПК, около 2000 малых инновационных  предприятий при университетах.

При этом результаты инновационной  деятельности остаются не востребованными  отечественным производством. Причина  в том, что целью построения инфраструктуры изначально являлась не ориентация науки  на потребности бизнеса, а «сохранение  научно-технического потенциала». Несовершенна и законодательная составляющая: не урегулированы права собственности  на продукты интеллектуальной деятельности, созданные в советский период, отсутствуют эффективные механизмы  коммерциализации прав собственности, принадлежащих государству. 

Наконец, и это, пожалуй, самое  главное, следует определиться с  инновационной стратегией. Опыт стран  с развитой рыночной экономикой показывает, что реализация высокотехнологичного пути развития экономики России может  осуществляться по двум принципиально  различным направлениям. Первое связано  с осуществлением промышленной политики, второе — с проведением политики, направленной на стимулирование и развитие конкуренции.

Реализация первого пути подразумевает централизацию принятия решений и выбор приоритетов  экономического развития. Этот путь ориентирован на поддержку отечественных компаний путем государственного вмешательства  в конкуренцию через инструменты  протекционистской и налоговой  политики. К странам, в которых  была успешно реализована промышленная политика, как правило, относят Японию и «азиатских тигров».

Конкурентная политика основана на принципах низкого уровня ограничений  для развития бизнеса при равенстве  условий для отечественных и  зарубежных компаний. При этом упор делается не на вертикальное отраслевое развитие, а на стимулирование межотраслевых  связей. Характерным примером стран, успешно реализовавших конкурентную политику, служат США и Финляндия.  
Успех России при переходе от инерционной к инновационной схеме развития во многом зависит от правильности выбора стратегии. Очевидно, что такая стратегия должна быть направлена на восстановление роли научного потенциала России как необходимого технологического звена в производстве конкурентоспособной отечественной продукции. Очевидно также, что решать эту задачу необходимо не за счет увеличения государственного участия в финансировании науки, а за счет устранения пробелов инновационного цикла. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная работа была направлена на изучение аспектов управления, связанных  с инновациями. В результате проведенной  работы были выявленные основные положения  инновационной деятельности и управления ею. 

Так, любой ввод нового товара на рынок - рискованное мероприятие. Отмечено, что инновации достигают  успеха в 65% случаев (по опросам 700 английских компаний), хотя только 10% из них были по-настоящему новыми, а 20% - лишь новыми версиями товаров.

Таким образом, введение нового товара на рынок - род статистической игры. Большое число промежуточных  этапов перед выводом товар на рынок призвано снизить риск, однако на все это требуется время. 

Инновационный процесс - сложное  комплексное организационное мероприятие  с информационно насыщенными  этапами принятия самых разнородных  решений. Концептуальная организация  такого процесса, изложенная выше, позволяет  снизить риск ошибочных решений  и издержки в процессе выполнения НИОКР и организации серийного  производства нового товара. При отборе инновационных проектов используется экономическая оценка их эффективности с национальной, коммерческой и бюджетной точек зрения. Для более эффективного отбора необходимо использовать экспертизу инновационных проектов. 

Ситуация в современной  России характеризуется высоким  инновационным потенциалом, нереализуемым  преимущественно вследствие отсутствия необходимого финансирования. Улучшение  ситуации возможно только при условии  согласованной на всех уровнях экономики  стратегии инновационного развития России. 

 

 

 

 

 

Список литературы

 
1.           Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Юнити, 1997 г. 

2.       Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент = Innovatory anagement: учебник для студентов вузов по специальности и направлению “Менеджмент”. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998 г.

3.     Уткин Э. А. Управление фирмой. – М.: «Акалис», 1996. – 616 с.

4.     Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инноваций – М.: «Филинъ», 1997 – 516 с.

5.     Сергеев И. В. Экономика предприятий: Уч. пособие – 2-е изд., - М.: Финансы и статистика, 2000 – 304 с.

6.    Егоршин А. П. Управление персоналом. – 2-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 199. – 624 с.

7.     Труханович  Л. В. Кадры предприятия. 300 образцов должностных инструкций. – М.: «Дело и сервис», 2000г. – 880с.

8.   Коробейников О. П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4. с.25 – 37.

9.    Любимова Н. Г. Оптимизация распределения финансовых ресурсов в задаче перспективного развития производственно – технологического комплекса // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 4. с.78 – 87.                        

 

 

 


Информация о работе Инновационный процесс на предприятии и управление им