Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:13, курсовая работа
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие инновации 4
1.1.Инновации и инновационный процесс 4
1.2. Классификация инноваций 6
2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 9
2.3. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 11
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Пробный маркетинг 14
2.7. Разработка и испытание нового продукта 15
2.8. Коммерческая реализация 16
3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Экспертиза инновационных проектов 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 28
4. Инновации в современной России 35
4.1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций 35
4.2. Пути выхода из кризисной ситуации 37
Заключение 42
Список литературы
Главная задача экспертизы
– предоставление сведений о перспективности
новых технологических и
- прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.;
- обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.
В самом общем виде целям всестороннего исследования проекта на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового анализа.
Задачи:
- технического анализа
– рассмотрение технико-
- коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии;
- экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба;
- организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов;
- социального анализа
– определение пригодности
- финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта.
- экономического анализа –
отражение эффективности проекта с точки
зрения интересов всего общества в целом,
поступлений средств в различные бюджеты
в виде налогов и отчислений во внебюджетные
фонды.
Не существует универсальной
системы отбора проектов, т.к. инвесторы
и организации, реализующие проект, находятся
в своих неповторимых условиях функционирования,
и поэтому используют и руководствуются
своими методами и критериями.
Задача анализа инвестиций,
экспертизы и отбора проектов –
это проблема эффективности менеджмента.
Как с точки зрения организации
– разработчика проекта, так и
с точки зрения потенциального инвестора
основу реализуемой ими инвестиционной
политики составляют система предварительного
отсева инвестиционных проектов, не отвечающих
избранной стратегии, и совокупность
принципов и критериев отбора
проектов из большого количества предложений,
прошедших через сито предварительного
отсева. Как следствие этого, процесс
обработки и анализа
- предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта;
- независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта
- принятие решения о финансировании проекта.
Цель первого этапа – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.
В качестве возможных вариантов
приоритетов могут быть использованы:
общественная значимость проекта, влияние
на имидж инвестора; соответствие целям
и задачам инвестора; соответствие
финансовым возможностям инвестора; рыночный
потенциал создаваемого продукта, период
окупаемости проекта; прибыль и
уровень риска; экономичность и
безопасность проекта; соответствие законодательству.
С помощью обычного метода экспертных
оценок делается заключение о мере
соответствия представленного
Этап предварительной экспертизы
характеризуется минимальной трудоемкостью,
следовательно, и стоимостью экспертных
работ.
Pезультатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора, или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.
Второй этап характеризуется
выбором и использованием разнообразных
методов отбора инвестиционных проектов.
Наиболее распространенной последовательностью
использования этих методов является:
· составление перечня критериев,
которые необходимо принять во внимание
при рассмотрении проектов;
· бальная оценка проектов, в
т.ч. с учетом неопределенности;
· финансово-экономическая оценка
проектов, включающая методы дисконтирования
денежных потоков и определение срока
окупаемости инвестиций.
Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).
При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:
- целевые критерии ;
- внешние и экологические критерии;
- критерии реципиента, осуществляющего проект;
- критерии научно-технической перспективности;
- коммерческие критерии;
- производственные критерии;
- рыночные критерии;
- критерии региональных особенностей реализации проекта.
Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают:
- совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом;
- соответствие проекта отношению организации к риску;
- соответствие проекта отношению организации к нововведениям;
- устойчивость положения организации и т.д.
Внешние и экологические критерии включают:
- правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству;
- возможное влияние перспективного законодательства на проект;
- возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта;
- воздействие проекта на уровень занятости и т.д.
Критерии организации-
- навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи;
- стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке;
- данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории;
- данные о потенциале роста;
- показатели диверсификации и т.д.
При помощи научно-технических
критериев оценивается
- перспективности используемых
научно-технических решений;
- патентной чистоте изделий
и патентоспособности используемых технических
решений;
- перспективности применения полученных результатов в будущих разработках;
- положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.
Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:
- размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта;
- потенциальном годовом размере прибыли;
- ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли;
- значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора;
- соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений;
- сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков;
- стабильности поступления доходов от проекта;
- возможности использования
налоговых льгот;
- оценки периода удержания
продукта на рынке, вероятном объеме продаж
по годам;
- необходимости привлечения
заемного капитала и его доли в инвестициях;
- финансовом риске, связанном
с осуществлением проекта.
Производственные критерии
включают данные о:
- доступности сырья, материалов
и необходимого дополнительного оборудования;
- необходимости технологических
нововведений для осуществления проекта;
- наличие производственного
персонала (по численности и квалификации);
- возможности использования
отходов производства;
- потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.
Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:
- соответствия проекта потребностям рынка;
- общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок ;
- вероятности коммерческого успеха;
- эластичности цены на данную продукцию;
- необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок;
- соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;
- препятствий для проникновения на рынок;
- защищенности от устаревания
продукции и склонности к модернизации;
- ожидаемого характера конкуренции
и ее влияния на цену продукции и т.д.
Критерии региональных особенностей
реализации проекта обусловлены
различием ресурсных
Следующим этапом процедуры
экспертизы является бальная оценка
рассматриваемых проектов. Метод
бальной оценки заключается в
следующем:
- оцениваются наиболее важные
факторы, оказывающие влияние на результаты
проекта (составляется перечень критериев);
- критериям присваиваются веса
в зависимости от их значимости (оценка
значимости дается экспертами на основании
прошлого опыта или проведенного социологического
опроса среди потребителей);
- качественные оценки по каждому
из названных критериев (низкая, средняя,
высокая) выражается количественно.
По результатам составляются
оценочная таблица и профиль
проекта. Общая оценка проекта получается
при перемножении веса критерия и
веса ранга, соответствующих отмеченным
значениям. Оценки, полученные таким
образом, нельзя считать абсолютно
достоверными, что связано с субъективностью
экспертных оценок при определении
значимости каждого из факторов и
числового значения каждого из рангов.
Повысить объективность выводов
можно, главным образом, за счет привлечения
и к самим инновационным
Финансово-экономическая оценка предполагает проведение следующих мероприятий:
- финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту;
- определение коммерческой,
бюджетной и экономической эффективности
инвестиций в проект, реализуемый этой
организацией.
Оценка финансового состояния организации
проводится на базе трех основных форм
бухгалтерской отчетности: баланса (основной
формы), отчета о движении денежных средств
и отчета о прибылях и убытках. Она заключается
в расчете финансовых показателей, наглядно
отражающих эффективность деятельности
организации в краткосрочной и долгосрочной
перспективе (показатели платежеспособности
и ликвидности).
Информация о работе Инновационный процесс на предприятии и управление им