Инновационный процесс на предприятии и управление им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие инновации 4
1.1.Инновации и инновационный процесс 4
1.2. Классификация инноваций 6
2. Управление инновационным процессом 8
2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка 8
2.2. Обзор рыночной ситуации и генерация идей 9
2.3. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок 11
2.4. Фильтрация идей 12
2.5. Проверка концепции и экономический анализ 13
2.6. Пробный маркетинг 14
2.7. Разработка и испытание нового продукта 15
2.8. Коммерческая реализация 16
3. Оценка инновационных проектов 19
3.1. Экспертиза инновационных проектов 19
3.2. Методы оценки инновационных проектов 28
4. Инновации в современной России 35
4.1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций 35
4.2. Пути выхода из кризисной ситуации 37
Заключение 42
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 97.18 Кб (Скачать файл)

Главная задача экспертизы – предоставление сведений о перспективности  новых технологических и организационных  решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и  рискованности инвестиций на основе интегральной оценки самого инновационного решения и внешних условий, в  которых оно будет осуществлено. Проведение экспертизы представляет собой  исключительно трудную задачу, и  ее качество во многом определяется квалификацией  экспертов и размерами средств, выделяемых на ее проведение. Вне зависимости  от вида, экспертиза выполняет две  основные функции: 

-  прогнозирование экспертами и специалистами в конкретных узких областях знаний различных показателей технического уровня проекта, времени на его осуществление, затрат, предполагаемых доходов, объема рынка, величины спроса и т.д.;

-  обобщение полученных оценок экспертов с помощью специальных как теоретических, так и неформальных методов, на основании которых принимается окончательное решение о целесообразности осуществления инновации.

В самом общем виде целям  всестороннего исследования проекта  на протяжении всего периода жизненного цикла служит проведение технического, коммерческого, экологического, организационного, социального, экономического и финансового  анализа. 

Задачи:

- технического анализа  – рассмотрение технико-технологических  альтернатив и оценки их реализуемости,  сроков осуществления проекта  в целом и его фаз; определение  доступности и достаточности  источников сырья, рабочей силы  и других требуемых ресурсов; составление календарных планов  и сетевых моделей;

-  коммерческого анализа – определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии;

-  экологического анализа - определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба;

-  организационного анализа – определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов; 

- социального анализа  – определение пригодности проекта  для его пользователей и приемлемости  для региона; оценка социально-культурных  и демографических характеристик  населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества  и структуры рабочих мест; условий  труда и бытовых условий;

-  финансового анализа – определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям – участникам проекта. 

-  экономического анализа – отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды.  
Не существует универсальной системы отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями. 

Задача анализа инвестиций, экспертизы и отбора проектов –  это проблема эффективности менеджмента. Как с точки зрения организации  – разработчика проекта, так и  с точки зрения потенциального инвестора  основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс  обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме: 

-  предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта;

-  независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта 

-  принятие решения о финансировании проекта.

Цель первого этапа  – это выявление соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам  и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов  проекта.

В качестве возможных вариантов  приоритетов могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние  на имидж инвестора; соответствие целям  и задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и  уровень риска; экономичность и  безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного  предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности  проекта.  
Этап предварительной экспертизы характеризуется минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ.

Pезультатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора, или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы. 

Второй этап характеризуется  выбором и использованием разнообразных  методов отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью  использования этих методов является:  
· составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов;  
· бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности;  
· финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций. 

Отбор проектов с помощью  перечня критериев нацелен на выявление общего представления  о проекте (его достоинствах и  недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень  их важности может различаться в  зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного  проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора). 

При составлении перечня  критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют  приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы: 

-  целевые критерии ;

-  внешние и экологические критерии; 

- критерии реципиента, осуществляющего  проект;

-  критерии научно-технической перспективности; 

-  коммерческие критерии; 

-  производственные критерии; 

-  рыночные критерии; 

-  критерии региональных особенностей реализации проекта. 

Состав целевых критериев  определяется социально-экономической  ситуацией в стране. Некоторые  целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано  с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают: 

-  совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом; 

-  соответствие проекта отношению организации к риску; 

-  соответствие проекта отношению организации к нововведениям; 

-  устойчивость положения организации и т.д. 

Внешние и экологические  критерии включают: 

-  правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству; 

-  возможное влияние перспективного законодательства на проект; 

-  возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта; 

-  воздействие проекта на уровень занятости и т.д. 

Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают: 

- навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи;

-  стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке; 

-  данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории; 

-  данные о потенциале роста;

-  показатели диверсификации и т.д. 

При помощи научно-технических  критериев оценивается вероятность  достижения требуемых научно-технических  показателей проекта и влияние  их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или  родоначальником семейства новых  продуктов, определяющим дальнейшею специализацию  организации. Поэтому оценивать  проект следует не только с позиций  непосредственно нового проекта, а  целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства  продуктов, а также изменения  соответствующей технологии для  дальнейших разработок продукта или  других сфер его приложения. Для  организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:  
-  перспективности используемых научно-технических решений;  
-  патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений; 

-  перспективности применения полученных результатов в будущих разработках; 

-  положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д. 

Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о: 

 -  размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта; 

 -  потенциальном годовом размере прибыли; 

 -  ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли; 

 -  значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора; 

 -  соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений; 

 -  сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков; 

 -  стабильности поступления доходов от проекта; 

 -  возможности использования налоговых льгот;  
-  оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам; 

 -  необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях;  
-  финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.  
Производственные критерии включают данные о:  
-  доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования;  
-  необходимости технологических нововведений для осуществления проекта;  
-  наличие производственного персонала (по численности и квалификации);  
-  возможности использования отходов производства;

-  потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д. 

Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку: 

-  соответствия проекта потребностям рынка; 

-  общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок ;

-  вероятности коммерческого успеха;

-  эластичности цены на данную продукцию; 

-  необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок; 

-  соответствие проекта уже существующим каналам сбыта; 

-  препятствий для проникновения на рынок; 

-  защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации;  
-  ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д. 

Критерии региональных особенностей реализации проекта обусловлены  различием ресурсных возможностей, степени социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях  в различных регионах.

Следующим этапом процедуры  экспертизы является бальная оценка рассматриваемых проектов. Метод  бальной оценки заключается в  следующем:  
-  оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев);  
-  критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей);  
-  качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно. 

По результатам составляются оценочная таблица и профиль  проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и  веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким  образом, нельзя считать абсолютно  достоверными, что связано с субъективностью  экспертных оценок при определении  значимости каждого из факторов и  числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов  можно, главным образом, за счет привлечения  и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров  из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования  и т.д. 

Финансово-экономическая  оценка предполагает проведение следующих  мероприятий: 

-  финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту; 

-  определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.  
Оценка финансового состояния организации проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности). 

Информация о работе Инновационный процесс на предприятии и управление им