Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:12, курсовая работа
Эффективность современного предприятия, темпы его развития определяются инновационной активностью и производством «товаров рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо выводят на новую ступень удовлетворения известные потребности, либо существенно расширяют круг потребителей (объемы продаж). Инновация – это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае если оно ориентирована на экономическую выгоду, ее результатом является добавочная прибыль. Инновация – сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1 Сущность инновационного менеджмента…………………………….5
Понятие, цель, задачи и основные функции системы инновационного менеджмента…………………………………………………………………...5
Причины возникновения инновационного менеджмента……………..10
Классификация и структура инновационного процесса
Раздел 2. Исследование инновационной деятельности……………………….18
2.1 Организация инновационной деятельности на предприятии…………….18
2.2. Значение и методы выбора инновационной стратегии…………………...24
2.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности…….30
Раздел 3.
3.1. Роль руководителя в процессе инновационной деятельности…………...34
3.2. Методы стимулирования государством активной инновационной деятельности……………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
На тему
Инновация как объект менеджмента
Выполнила:
Студентка 3 курса 1 группы ФЭУП
Одесса ОГЭУ 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1 Сущность инновационного менеджмента…………………………….5
Раздел 2. Исследование инновационной деятельности……………………….18
2.1 Организация инновационной
деятельности на предприятии………
2.2. Значение и методы
выбора инновационной
2.3 Оценка эффективности
организации инновационной
Раздел 3.
3.1. Роль руководителя в процессе инновационной деятельности…………...34
3.2. Методы стимулирования государством
активной инновационной деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Процесс создания научно-технических
нововведений (инноваций) объединяет науку,
технику, предпринимательство и управление.
Эффективность современного предприятия,
темпы его развития определяются инновационной
активностью и производством «товаров
рыночной новизны», которые либо удовлетворяют
совершенно новую потребность, либо выводят
на новую ступень удовлетворения известные
потребности, либо существенно расширяют
круг потребителей (объемы продаж). Инновация
– это технико-экономический процесс,
который через практическое использование
идей и изобретений приводит к созданию
лучших по свойствам изделий и технологий.
В случае если оно ориентирована на экономическую
выгоду, ее результатом является добавочная
прибыль. Инновация – сложный, многогранный
и многоэтапный процесс, охватывающий
весь спектр видов деятельность от исследований
и разработок до маркетинга.
Инновационные изменения создают в экономической системе внутреннюю энергию эффективного роста. Эти изменения также нарушают сбалансированность и равновесие, но создают основы экономического роста, перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономической системы к новой пропорциональности, к новому равновесному состоянию.
Именно это позволяет говорить
об актуальности проблемы изучения инновационного
менеджмента и подготовке специалистов,
способных подготовить инновационное
решение, объединить большое количество
организаций и людей и побудить их на обновление,
создать необходимые и достаточные экономические
условия и стимулы для достижения цели
инновации.
Последовательность управленческих действий
при современной управлении инновациями,
состоит в организационной диагностике,
выработке решений и реализации процесса.
Особое место в управлении инновациями
занимают отношения между собственником
новшества, на котором базируется инновация,
и инвестором. Кроме того необходимо учитывать
возможность использования новшества
в совместной деятельности по объекту
нововведения, которая появляется при
создании различных хозяйственных объединений
на базе договоров о кооперации или консорциуме.
Роль инновационного менеджмента: побудить
и объединить большое количество организаций
на обновление, создать необходимые и
достаточные условия и стимулы для достижения
целей. В каждом отдельном случае целенаправленное
изменение в материальном пр-ве, приводящее
к экономическому развитию, потребует
рационального использования ресурсов,
знания особенностей инновации, способов
управления как инновационным процессом
в целом, так и его отдельными этапами.
Необходимо также иметь четкое представление
о возможностях применения инноваций
и способах достижения социального согласия
по объекту нововведений.
Раздел 1. Сущность инноваций.
1.1 Понятие, цель,
задачи и основные функции
системы инновационного
В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. Однако однозначного толкования термина «инновации» не существует. Насчитывается более 100 различных определений, как отечественных, так и зарубежных специалистов. Есть два подхода к определению инноваций: широкий и узкий.
В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода различные специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового ранее действовавшего, но устаревшего. В узком смысле инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике.
Главной целью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.
Нововведения создаются для улучшения финансового состояния и получения выгоды: прямой (живые деньги) и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации. [19]
В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), а не обладать глобальной новизной (быть новой для всех).
Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы. Как и для любой другой области менеджмента, для него свойственно:
Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности.
Инновация – продукт научно-технического прогресса. Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений. Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. Однако положительный эффект в инновационной деятельности не всегда достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика заключается в неопределенности, возникающей при практическом использовании нововведений. Так, около 90% инноваций не воспринимается рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения. Инновационный менеджмент выполняет функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.
Существуют два типа функций менеджмента инноваций:
1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;
2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций. [16]
Функции субъекта управления:
1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;
2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;
3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;
4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;
5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;
6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;
7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.
Функции объекта управления:
1) рисковое вложение капитала в инновационный проект;
2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта;
3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.
Как и
для любой другой области
На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии – стадии планирования – составляется план реализации стратегии. На второй – определяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются исследования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта. Здесь ведется оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
В общем виде
инновационный процесс можно
записать в виде цепочки:
ФИ – ПИ – Р
– Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,
где ФИ и ПИ – фундаментальные и прикладные
исследования;
Р – разработка; Пр – проектирование;
С – строительство; ОС – освоение;
ПП – промышленное производство; М – маркетинг;
Сб – сбыт.
Для анализа этой цепочки
следует абстрагироваться от факторов
обратной связи между различными ее элементами,
учесть длительность цикла ФИ – ОС (который
может продолжаться свыше 10 лет) и относительную
самостоятельность каждой из фаз (ФИ –
ПИ; Пр – С) и т.д.
Начальной стадией любого инновационного
процесса является фундаментальное (теоретическое)
исследование, связанное с понятием научной
деятельности. Разумеется, и каждый отдельный
элемент цикла насыщен научной деятельностью,
связанной с фундаментальным исследованием.
Характерно, что количество новых сведений
убывает от ФИ к ПП. При этом исследовательская
деятельность все больше заменяется навыками,
опытом и стандартными приемами.
1.2 Причины возникновения инновационного менеджмента
Новация – новшество, не введённое в производственный процесс. Инновация – нововведение, имеющее практическое внедрение в производственной деятельности.
Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение инноваций в пространстве и времени.
Й. Шумпетер на основании выводов А. Афтальона, М.Ленуара, М.Туган-Барановского, В.Парето, открывших существование коротких и средних волн, и Кондратьева сформулировал теорию инноваций. Он определил роль предпринимателя в процессе инноваций, т. е. предприниматель связывает изобретение и новацию. По мнению Й. Шумпетера, техническая новация – это экономическое средство для получения высокой прибыли. Инновации имеют волнообразное развитие, это учитывается при разработке и выборе инновационной стратегии. Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» – изобретение и инновация. В наше время длина цикла сокращается до 35–40 лет вследствие научно-технического прогресса.