Инновация как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Эффективность современного предприятия, темпы его развития определяются инновационной активностью и производством «товаров рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо выводят на новую ступень удовлетворения известные потребности, либо существенно расширяют круг потребителей (объемы продаж). Инновация – это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае если оно ориентирована на экономическую выгоду, ее результатом является добавочная прибыль. Инновация – сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1 Сущность инновационного менеджмента…………………………….5
Понятие, цель, задачи и основные функции системы инновационного менеджмента…………………………………………………………………...5
Причины возникновения инновационного менеджмента……………..10
Классификация и структура инновационного процесса
Раздел 2. Исследование инновационной деятельности……………………….18
2.1 Организация инновационной деятельности на предприятии…………….18
2.2. Значение и методы выбора инновационной стратегии…………………...24
2.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности…….30
Раздел 3.
3.1. Роль руководителя в процессе инновационной деятельности…………...34
3.2. Методы стимулирования государством активной инновационной деятельности……………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

   С внедрением инноваций культура фирмы может радикально измениться, и не всегда это изменение может происходить в лучшую сторону. Внедрение инновации происходит для повышения эффективности и результативности работы фирмы. Однако новшества требуют также изменения устоявшихся норм и правил, что не всегда способствует подъему внутренней культуры фирмы. Для разрешения подобных ситуаций существует такая профессия, как менеджер. В его задачи входит в первую очередь организация внутреннего распорядка, и именно от его действий зависит то направление, в котором далее будет двигаться фирма. В тех компаниях, где такая должность не предусмотрена, эта функция возлагается на непосредственного руководителя. Самое главное с внедрением инноваций – стабилизировать состояние внутренней культуры фирмы, тем самым не дать внутренним факторам отрицательно отразиться на таком важном мероприятии, как внедрение инновации.

 

3.2. Методы стимулирования государством активной инновационной деятельности

Инновационная деятельность как целенаправленный процесс создания и внедрения новшеств является основой развития любой производственной системы. Но организация инновационной деятельности подчинена культурным, этническим, политическим и другим особенностям каждой отдельно взятой страны. Конечно, в эпоху глобализации эти различия заметны всё меньше, но они не исчезают до конца.

Современное состояние  мировой экономики характеризуется  непрерывно прогрессирующим ростом конкурентоспособности национальных экономик на основе научно-технологических инноваций. Необходимо отметить, что государственное регулирование инновационной сферы взаимосвязано с инвестиционной политикой государства, финансирующей фундаментальные научные исследования и высокорисковые инновационные проекты.

Цель государственного регулирования инновационной деятельности – это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в  международном разделении труда  и получение от этого оптимальных выгод.

Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных  связей в области инновационной  деятельности.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов, и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а так же расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

[4, стр.310].

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной  деятельности: экономическое, организационное, финансовое, нормативно-правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

1)развитие рыночных отношений;

2)проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

3)создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;

4)обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;

5)расширение спроса на инновации;

6)предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

7)содействие модернизации техники;

8)развитие лизинга наукоемкой продукции;

9)активизация предпринимательства;

10)пресечение недобросовестной конкуренции;

11)поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

12)развитие экспортного потенциала страны;

13)развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;

14)внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Организационные факторы государственного регулирования  инновационной деятельности:

1)содействию развитию инновационной деятельности;

2)кадровая поддержка инновационной деятельности;

3)содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

4)моральное стимулирование инновационной деятельности;

5)информационная поддержка деятельности(обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере);

6)защита интересов  украинских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Финансовые  факторы государственного регулирования  инновационной деятельности:

1)проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

2)направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;

3)выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесторов;

4)создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

5)предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантии украинскими и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования  инновационной деятельности:

1)установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;

2)гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Инструменты государственного регулирования:

1)социально-экономические и научно-технологические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

2)государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

3)государственные заказы и современные контрактные системы;

4)индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

5)механизм интеграции регуляторов и структур.

Основные функции  государственных органов в инновационной  сфере:

- аккумулирование средств на научные исследования в инновации;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, страхование рисков;

- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав, интеллектуальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование научно-инновационной инфраструктуры;

- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

- обеспечение социальной и экологического сектора;

- повышение общественного статуса инновационной деятельности;

- региональное регулирование инновационных процессов;

- урегулирование международных аспектов инновационных процессов.

    Формы государственной поддержки инновационной деятельности:

- прямое финансирование;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков и т.п.

Центральное место  в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

Можно выделить общие черты, присущие всем инновационно-активным странам:

1. Сильная роль государства как в финансировании определённых инновационных проектов, так и в развитии инновационной деятельности вообще.

2. Устойчивая  правовая база, способствующая развитию  инновационной деятельности.

За рубежом  производство наукоёмкой продукции  обеспечивают всего 50-55 макротехнологий, причем 80% этого рынка сконцентрировано в семи наиболее развитых странах. От экспорта наукоёмкой продукции ежегодно США получают 700 млрд. долл., Германия – 530 млрд. долл., Япония – 400 млрд. долл.

В мировой экономической  науке считается доказанным, что  вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50%. Объём мирового рынка наукоёмкой продукции составил в 2001 году около 2 трл. долл. Из этой суммы 39% принадлежит США, 30% - Японии, 16% - Германии.

В настоящее  время до сих пор не принят закон  «Об инновационной деятельности и государственной инновационной  политике», не смотря на обилие законов, заменяющих его («Об авторском праве и смежных правах», «О науке и государственной научно-технической политике», Патентное законодательство…). Однако эти законы носят локальный, фрагментарный характер, по многим пунктам слабо увязаны между собой, отдельные нормы изложены недостаточно четко, не оказывают стимулирующего эффекта на использование достижений НТП, защиту отечественного товаропроизводителя и потребителя.

Наиболее приемлемой формой финансирования инновационной  деятельности считается венчурное. Венчурное финансирование - финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

 

Заключение.

В результате инновационной  деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные  продукты, новые или усовершенствованные  технологические процессы, появляются новые формы организации и  управления различными сферами экономики и ее структурами.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку  и насытить рынок разнообразной  конкурентоспособной продукцией.

Предприятие может  оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хорошую продукцию, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение на своем предприятии, чтобы не отстать от конкурентов.

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным  потенциалом. В условиях рыночной экономики  характерны тенденции ускорения  развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования предприятия. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

Применительно к коммерческим организациям, инновация - это конечный результат инновационной деятельности по созданию и практическому освоению новшества в производственной или непроизводственной сфере, качественно отличного от предшествующего аналога, способствующего удовлетворению определенной общественной потребности и дающего ряд эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический эффект).

Для достижения своих целей по созданию и производству инноваций предприятие осуществляет инновационную деятельность.

Инновационную деятельность можно определить как целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую из совокупности различных видов работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию и производству инноваций.

 

 

Список литературы:

  1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005г
  2. Балашевич М.И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт. – Мн. 2005. – 617 с.
  3. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – К.: МАУП. 200. – 148 с.: ил. – Библиогр.: с. 142 – 143.
  4. Гончарук В.А., Развитие предприятия. – М: ДЕЛО, 2005г
  5. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.Л. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  6. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. - М.: Юнити, 2003. - 471 с.
  7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2005. – 295 с.
  8. Орлов А.И. Инновационный менеджмент. – М: Изумруд, 2003г
  9. Родченко В.В. Международный менеджмент: Учебное пособие. – К.: МАУП, 2000. – 240 с.: ил. – Библиогр.: с. 234-235.
  10. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент – М: ИНФРА & М , 2008г
  11. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2005. - 318 с.
  12. Чернышева Б.Н., Попадюк Т.Г., Инновационный менеджмент и экономика организации – М: ИНФРА-М, 2007г
  13. Варава Л.М., Ковальчук В.А. Инструменты управления инновационной деятельностью на предприятиях горнодобывающей промышленности // Актуальні проблеми економіки. - № 2(104). – 2010 – С. 94-100.
  14. Коринько Н.Д. Инновации в деятельности субъектов хозяйствования // Актуальні проблеми економіки. - №5(95). – 2009 – С. 149-154.
  15. Пирог Д.З. Опят развития инновационной деятельности малых предприятий в зарубежных странах. // Актуальні проблеми економіки. - №3(105). – 2010 – С. 163-170.
  16. http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section4.html#4.1
  17. http://bunich.ru/book/content.php?id=5
  18. http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Innov_man/c5.html
  19. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook166/book/index/index.html
  20. Материалы сайта AUR.RU. Административно-управленческий портал, http://www.aup.ru/ - Инновационный менеджмент – государственное регулирование.

Информация о работе Инновация как объект менеджмента