Инновация как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Эффективность современного предприятия, темпы его развития определяются инновационной активностью и производством «товаров рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо выводят на новую ступень удовлетворения известные потребности, либо существенно расширяют круг потребителей (объемы продаж). Инновация – это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае если оно ориентирована на экономическую выгоду, ее результатом является добавочная прибыль. Инновация – сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1 Сущность инновационного менеджмента…………………………….5
Понятие, цель, задачи и основные функции системы инновационного менеджмента…………………………………………………………………...5
Причины возникновения инновационного менеджмента……………..10
Классификация и структура инновационного процесса
Раздел 2. Исследование инновационной деятельности……………………….18
2.1 Организация инновационной деятельности на предприятии…………….18
2.2. Значение и методы выбора инновационной стратегии…………………...24
2.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности…….30
Раздел 3.
3.1. Роль руководителя в процессе инновационной деятельности…………...34
3.2. Методы стимулирования государством активной инновационной деятельности……………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

        Выделяют следующие причины возникновения инновационного менеджмента:

    • спонтанность создания новых изделий;
    • потребность выработки методов, с помощью которых можно управлять нововведениями и ускорить процесс их внедрения;
    • необходимость применения нововведений и ускорить процесс их внедрения;
    • противоречие между старыми изделиями и нововведениями, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реакции на нововведения.

   Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счёте ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы выполнить её в жизнь, и лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашёл инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес.

       Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое её внедрение обладает уникальностью.

      В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного и иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

Рой Росвелл, автор статьи «изменение характера инновационного процесса», выявляет несколько поколений моделей инновационного процесса.

     Линейный подход к определению инновационного процесса он относит к 1950-м – середине 1960-х гг., т.е. к первому поколению инновационного процесса, который подталкивается технологиями. Простой линейно-последовательный процесс с упором на роль НИОКР и отношением к рынку лишь как к потребителю результатов технической активности производства представлен на рис. 1.1.

 


 


 

Рис. 1.1. Первое поколение инновационного процесса

   Второе поколение  инновационного процесса, по Росвеллу, относится к концу 1960-х – началу 1970-х гг. Та же линейно-последовательная модель, но с упором на важность рынка, на потребности которого реагируют НИОКР (рис. 1.2.).


                                           


 

 

 

 

Рис. 1.2. Второе поколение инновационного процесса.

   Третье  поколение: начало 1970-х – середина 1980-х гг. Сопряженная модель. В  значительной степени комбинация  первого и второго поколений  с акцентом на связи технологических способностей и возможностей с потребностями рынка (рис. 1.3.).

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Третье поколение инновационного процесса. Интерактивная модель инновационного процесса.

   Четвёртое поколение: середина 1980-х гг. – настоящее время. Это японская модель передового опыта. Отличается тем, что акцентирует внимание на параллельную деятельность интегрированных групп и внешние горизонтальные и вертикальные связи. Главное здесь в параллельной деятельности. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях. Это ускоряет решение задачи, так как время реализации технической идеи и превращения её в готовую продукцию в современном мире – это очень важный аспект.

   Пятое поколение: наше время – будущее. Это модель стратегических сетей, стратегическая интеграция и установление связей. Её отличие состоит в том, что к параллельному процессу добавляются новые функции. Это процесс ведения НИОКР с использованием систем вычислительной техники и информатики, с помощью которых устанавливаются стратегические связи.

 

 

 

 

1.3 Классификация  и структура инновационного процесса

    Разнообразие специфических условий, в том числе экономических, организационных и других, в инновационной деятельности приводит к тому, что, несмотря на общность предмета инноваций, каждое её внедрения обладает уникальностью. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и соответственно субъектов инновационной деятельности. Существует несколько мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации инноваций. Рассмотрим некоторые из них. Российский исследователь Ю. В. Яковец предложил следующую классификацию инноваций:

1) базисные инновации – реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой кардинальных переворотов в технике, формируются новые ее направления, отрасли;

2) улучшающие инновации – предусматривают реализацию изобретений среднего уровня и служат базой для создания новых моделей взамен старой на новую, либо расширяют сферу ее применения;

3) микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

4) псевдоинновации – направлены на модернизацию моделей машин и технологий, представляющих уже вчерашний день техники.

   Классификация инноваций по различным признакам:

1.По источнику появления: 1) НТП; 2) Общество; 3)Потребности предприятия.

2.По предмету инновации: 1) Продукт (новый товар); 2) Процесс (новая технология, новая методика новая организация труда)

3.По масштабу применения: 1) Экономика страны; 2) Отрасль; 3)Предприятие; 4) Подразделение

4.По цели создания: 1) Стратегические (фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем); 2) Реактивные (обеспечивающая выживание предприятия, нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов, работа сотовых компаний)

5.По характеру удовлетворения потребности: 1) Удовлетворяющие существующие потребности; 2) Формирующие новые запросы

6.По способу разработки: 1) С привлечением внешних разработчиков; 2) Разработанные на данном предприятии

7.По виду эффекта: 1) Научно-технические; 2) Экономические; 3)Социальные; 4) Экологические; 5) Информационные; 6)Политические

8.По конкретным результатам процесса нововведений: 1)патенты; 2)изобретения; 3) новые или модифицированные изделия; 4) услуги; 5) стандарты; 6) методы управления; 7) организация производства.

    В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения. С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:

1) инновации на «входе» в предприятие;

2) инновации на «выходе» из предприятия;

3) инновации структуры предприятия как системы, которая включает в себя отдельные элементы и взаимосвязи между ними.

      По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

     По  технологическим параметрам различают  инновации продуктовые и процессные. С помощью продуктовых инноваций получают принципиально новые социально полезные продукты с применением новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих. Процессные инновации заключаются в разработке и применении новых технологий, методов организации, создании новых организационных структур.

       Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на этой почве научно обоснованной классификации инноваций имеют достаточно весомую практическую значимость, поскольку обладают потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного новшества. А это в свою очередь необходимо для осуществления реальной, ощутимой поддержки со стороны государственных органов по внедрению инноваций на предприятиях страны.

Содержание  инновационного процесса охватывает этапы  создания, как новшества, так и нововведения

Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):

1. Стадия  исследования

фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы (фундаментальные исследования - это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.);

прикладные  исследования и экспериментальные  модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи);

экспериментальные разработки, определение технических  параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка.

2. Стадия  производства

первичное освоение и подготовка производства (на этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности.);

запуск и  управление освоенным производством (полномасштабное производство - это  период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка);

3. Стадия  потребления

поставка продукции  на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);

устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).

 

Раздел 2. Исследование инновационной  деятельности

2.1. Организация  инновационной деятельности на  предприятии.

   Инновации  являются результатом творческой  предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют  многие подразделения фирмы и  на которую оказывают все большее  воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.).

    Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре этапа, последовательность которых представлена на рис. 2.1


 

Рис. 2.1 Функциональная последовательность инновационного процесса

На первом этапе  осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные  познания. Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер. На третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий. Четвертый этап – коммерциализация новшества – продолжался от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.

Жизненный цикл товара завершается исчезновением  этого товара с рынков сбыта. Зависимость  объема продаж от жизненного цикла  товара графически представлена на рис.

Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или принципиально новых изделий.

    На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют. В группе экономических и технологических факторов влияние на инновационную деятельность предприятия оказывают наличие необходимых финансовых ресурсов, материально-технических средств, прогрессивных технологий, хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Инновационная активность в современных условиях непосредственно зависит от научно-технического потенциала предприятия, включающего: 1)научно-технические и инженерные кадры;

2)материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е. совокупность средств труда в области научных исследований, в том числе научное оборудование и установки и технику в экспериментальных цехах, лабораториях, вычислительных центрах и т.д.;

Информация о работе Инновация как объект менеджмента