Инновация как объект менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Эффективность современного предприятия, темпы его развития определяются инновационной активностью и производством «товаров рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо выводят на новую ступень удовлетворения известные потребности, либо существенно расширяют круг потребителей (объемы продаж). Инновация – это технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий и технологий. В случае если оно ориентирована на экономическую выгоду, ее результатом является добавочная прибыль. Инновация – сложный, многогранный и многоэтапный процесс, охватывающий весь спектр видов деятельность от исследований и разработок до маркетинга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1 Сущность инновационного менеджмента…………………………….5
Понятие, цель, задачи и основные функции системы инновационного менеджмента…………………………………………………………………...5
Причины возникновения инновационного менеджмента……………..10
Классификация и структура инновационного процесса
Раздел 2. Исследование инновационной деятельности……………………….18
2.1 Организация инновационной деятельности на предприятии…………….18
2.2. Значение и методы выбора инновационной стратегии…………………...24
2.3 Оценка эффективности организации инновационной деятельности…….30
Раздел 3.
3.1. Роль руководителя в процессе инновационной деятельности…………...34
3.2. Методы стимулирования государством активной инновационной деятельности……………………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

3)информационное обеспечение – отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов;

4)систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и управление ими на предприятии.

Научно-технический  потенциал предприятия выступает  составной частью инновационного потенциала, т.е. способности предприятия к  развитию на основе разработки и внедрения  новых продуктов и технологий.

    Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рис.3.2

    Предприятие-инноватор заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление инновационных разработок. Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования.

Финансирование  инноваций осуществляется из тех  же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.

В последнее  время в деловом мире все более  широкое распространение получает реинжиниринг, считающийся одной  из наиболее эффективных инноваций  в управлении. Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку (перепроектирование) деловых провесов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.

Выделяют два  вида деятельности по реинжинирингу: кризисный  реинжиниринг и реинжиниринг развития. По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации и необходимы решительные меры. Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами.

В зависимости  от размеров производства, ресурсов, имеющихся  в распоряжении предприятия, характера  продукции, традиционных форм организации  научно-технической деятельности в  отрасли и ряда других факторов предприятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:

1)полный инновационный цикл (фундаментальные исследования — поисковые исследования — прикладные научно-исследовательские работы (НИР) — опытно-конструкторские работы (ОКР) — промышленное освоение — производство — сбыт);

2)поисковые исследования — прикладные НИР — ОКР — промышленное освоение — производство — сбыт;

3)прикладные НИР — ОКР — промышленное освоение — производство — сбыт;

4)ОКР — промышленное освоение — производство — сбыт;

5)только промышленное освоение;

6)только производство.

Фундаментальные научные исследования – теоретическая  или экспериментальная деятельность, направленная на получение принципиально  новых знаний об основных закономерностях  развития природы, общества, человека. Результаты фундаментальных исследований не являются носителями стоимости. Превращение их в товар происходит лишь тогда, когда определено их прикладное значение и уже на этой основе – возможность использовать их в коммерческих целях.

Поисковые научные  исследования направлены на определение возможностей использования новых теоретических знаний в целях удовлетворения конкретных общественных потребностей. Именно с проведения поисковых исследований начинается непосредственная инновационная деятельность предприятий.

Прикладные  научные исследования направлены преимущественно  на достижение практических целей и  решение конкретных задач и четко  ориентированы на удовлетворение определенных общественных потребностей. В значительной степени прикладные НИР являются продолжением поисковых исследований и предшествуют опытно-конструкторским работам (ОКР). Результатом выполнения прикладных НИР является количественное определение той или иной общественной потребности (нового продукта, процесса, новой техники). На основе этих характеристик составляется техническое задание на выполнение ОКР.

Опытно-конструкторские  работы имеют целью создание новых  материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем и методов их дальнейшего  совершенствования; выполнение ОКР  базируется на знаниях, приобретенных в результате предшествующих научных исследований. Выделяются следующие основные стадии выполнения ОКР: 1) разработка проекта; 2) эскизно-техническое проектирование; 3) разработка рабочей конструкторской и технологической документации на технологические процессы, опытные образцы, их изготовление и испытание; 4)корректировка технической документации в процессе освоения производства новой продукции.

Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества  от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса.

 

2.2 Значение  и методы выбора инновационной  стратегии.

    С   выбором   стратегии   связана   разработка   планов   проведения

исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

    Стратегическое  планирование преследует две основные цели.

1. Эффективное  распределение   и  использование  ресурсов.  Это  так называемая  "внутренняя  стратегия".  Планируется   использование ограниченных ресурсов,  таких,  как  капитал,  технологии,  люди. Кроме  того,  осуществляется  приобретение  предприятий  в  новых отраслях, выход из нежелательных  отраслей,  подбор  эффективного "портфеля" предприятий.

2. Адаптация к внешней  среде. Ставится задача обеспечить  эффективное приспособление  к  изменению  внешних   факторов   (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

    Разработка  стратегии   начинается   с   формулировки   общей   цели организации. Она должна быть понятна  любому  человеку.  Постановка  цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

    Общая цель  организации должна учитывать:

1)основное направление деятельности фирмы; 2)рабочие  принципы  во  внешней  среде  (принципы  торговли;  отношения  к потребителю; ведение деловых связей); 3)культура организации, ее традиции, рабочий климат.

    При выборе  цели нужно учитывать два аспекта: кто является  клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить.

   После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования – конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

1. Прибыльность – добиться в текущем году уровня чистой прибыли 5млн.д.е.

2. Рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии). Например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук.

3. Производительность. Например, средняя часовая выработка на одного рабочего 8 ед. Продукции.

4. Продукция (общий объем  выпуска, выпуск новых товаров  или снятия некоторых моделей  с производства и др.).

5. Финансовые ресурсы  (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного  капитала; размер оборотного капитала и др.).

6. Производственные мощности, здания и сооружения. Например, построить новые складские помещения площадью 4000 кв. метров.

7. НИОКР и  внедрение новых технологий. Основные  показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения.

8. Организация  - изменения в организационной структуре и деятельности. Например. Открыть представительство фирмы в определенном регионе.

9. Человеческие  ресурсы (их использование, движение, обучение и т.п.).

10. Социальная  ответственность. Например, выделить  определенные средства на оборудование больницы.

    Чтобы цель могла быть достигнута, нужно исходить из следующих принципов:

1. Четкая и  конкретная формулировка цели, выраженная  в конкретных измерителях(денежных, натуральных, трудовых).

2. Каждая цель  должна быть ограничена во времени, задан срок ее достижения (например, наладить серийный выпуск новой модели мясорубки к концу 3-го квартала). Цели могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются с учетом изменений обстановки и результатов контроля.

3. Цели должны  быть достижимыми. 

4. Цели не  должны отрицать друг друга.

    Процессы  и изменения во  внешней  среде  оказывают  жизненно-важное

влияние на  фирму.  Основные  проблемы,  связанные  с  внешней  средой  –

экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.

    Особенно  важным фактором является  конкуренция.  Поэтому  необходимо

выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля  рынка, объемы продаж, цели и т.д.).

    Целесообразно  провести исследования по следующим направлениям:

    1. Оценить  текущую стратегию конкурентов  (их  поведение  на  рынке;

приемы продвижения  товаров и т.п.).  

    2. Исследовать  влияние внешней среды на конкурентов.

    3. Попытаться  собрать  сведения  о  научно-технических  разработках соперников и другую  информацию  и  составить  прогноз  будущих  действий конкурентов и наметить пути противодействия.

    Тщательное  изучение сильных и слабых  сторон конкурентов и  сравнение их результатов  с  собственными  показателями  позволит  лучше  продумать стратегию конкурентной борьбы.

    К  серьезным факторам внешней среды  относятся социально-поведенческие

и   экологические   факторы.   Фирма   должна   учитывать   изменения   в демографической ситуации, образовательном уровне и др.

    Анализ  внутренней среды  проводится  с  целью  выявления  сильных   и слабых сторон в деятельности фирмы.

  Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

  Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная  – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная  – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная  – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

   Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги". Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:

1. Зарождение. Этот  переломный момент характеризуется  появлением зародыша новой системы  в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую  и требует перестройки всей  жизнедеятельности.

2. Рождение. Здесь  перелом состоит в том, что  реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

3. Утверждение.  Переломом является возникновение  сформировавшейся (взрослой) системы,  которая начинает на равных  конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы  в такой период, когда она исчерпывает  свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение.  Переломный момент, состоящий в  начале «увядания» системы, в  появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего  развития: молодость и зрелость  уже позади, а впереди старость.

6. Падение. Во  многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

7. Исход. Этот  переломный момент характеризуется  завершением снижения большинства  значимых показателей жизнедеятельности  системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

Информация о работе Инновация как объект менеджмента