- Предложен комплекс мероприятий
по совершенствованию системы финансового
оздоровления российских промышленных
предприятий путем создания системы территориально-организованного промышленно-экономического мониторинга, которая позволяет осуществлять наблюдение и предупреждение
кризисных ситуаций с последующим применением
формализованных процедур.
- Проанализированы тенденции
развития законодательства о банкротстве
в России, на основе чего уточнены приоритетные
направления модификации института несостоятельности, в том числе в части совершенствования
системы антикризисного управления и
повышения эффективности осуществления
реабилитационных мероприятий.
- Практическая значимость
работы состоит в системном рассмотрении института банкротства , что позволяет снизить правоприменение
данного института в качестве инструмента
неконкурентных действий. Выводы исследования использованы
- 7
- Минэкономразвития России при
подготовке предложений по внесению изменений
в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и нормативные правовые акты, направленные на реализацию
Закона о банкротстве в части регулирования
реабилитационных процедур и деятельности
арбитражных управляющих. Предложения, связанные с формированием
единой государственной политики в сфере
банкротства стратегических организаций, а также совершенствованием
системы финансового оздоровления, использованы в деятельности
Правительственной комиссии по обеспечению
реализации мер по предупреждению банкротства
стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, при разработке и применении
мер государственной поддержки и реструктуризации
указанных категорий промышленных предприятий. Полученные результаты могут
быть также использованы в учебном процессе
при подготовке учебных программ по дисциплинам «Государственное регулирование
экономики», «Стратегический менеджмент», «Антикризисное управление», а также в системе подготовки
и переподготовки руководителей и специалистов
предприятий.
- Апробация результатов
исследования. Результаты исследования были представлены автором
на различных научных семинарах и опубликованы . Материалы первой, второй и третьей главы представлены
в форме докладов на следующих конференциях:
- Проблемы развития экономики
в условиях кризиса, декабрь 2008, Институт экономики и антикризисного
управления, г. Москва.
- Проблемы оздоровления экономики
государства и предприятий в условиях
мирового финансового кризиса, 6-7 мая 2009, Институт экономики и антикризисного
управления, г. Москва.
- Финансовые проблемы оздоровления экономики
государства и предприятий в рыночных
условиях, 18-19 апреля 2007, Институт экономики и антикризисного
управления, г. Москва.
- Антикризисное управление как
направление стабилизации российской
экономики, 2007, Институт повышения квалификации государственных
служащих, г.Москва.
- Публикации. Основные результаты диссертации
опубликованы в 8 научных работах общим объемом 6,7 п.л.
- Структура диссертации. Диссертация изложена на 134 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы
и перечня использованных нормативных
правовых актов. Диссертационная работа содержит 18 таблиц и 19 рисунков.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. СОДЕРЖАНИЕ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА
И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
- 1.1. Теоретические аспекты несостоятельности
и банкротства.
- 1.2 Роль института банкротства
в системе регулирования экономики и этапы его становления.
- 2. АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТА
БАНКРОТСТВА НА ПРОЦЕССЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Оценка несостоятельности и
выявление причин кризисности российских
промышленных предприятий.
- Экономико-статистические аспекты использования
различных процедур банкротства.
- Анализ правоприменительной
практики проведения процедур банкротства.
- 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
- 3.1. Прогнозирование банкротства
на основе мониторинга, и применение экономических методов предупреждения
несостоятельности.
- Совершенствование экономических
и правовых механизмов функционирования
института банкротства.
- Совершенствование процедур
банкротства и антикризисного управления.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- ЛИТЕРАТУРА
- II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
- 2.1. Принципы использования
института банкротства для реструктуризации
промышленных предприятий
- Анализ экономической практики
свидетельствует об отсутствии в настоящее
время в России действенных механизмов
предупреждения банкротства, а также четких и однозначных
критериев выбора и реализации его процедур.
- Возможность восстановления платежеспособности хозяйствующих
субъектов в ходе процедур банкротства
предусмотрена в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), однако практическое применение
его положений позволяет реализовывать
агрессивные действия как со стороны кредиторов, так и должников. В результате должники в преддверии
несостоятельности выводят активы, а кредиторы создают ситуацию, в которой предприятие не в
состоянии сохранить работоспособность.
- Автором проведен анализ факторов, оказывающих влияние на эффективность
реализации процедур банкротства промышленных
предприятий. К ним относятся: наличие объективных ограничений
эффективного применения механизма банкротства, отсутствие благоприятного
инвестиционного климата в отдельных
секторах экономики, неравенство условий конкуренции , несовершенство нормативно-правовой базы, правонарушения в сфере банкротства.
- Однако доминирующее количество
применений к должникам процедуры конкурсного
производства объясняется, прежде всего, недостатками существующего режима банкротства:
- отсутствием действенного мониторинга
отдельных категорий налогоплательщиков;
- несвоевременным инициированием
должниками дел о банкротстве, в том числе по причине недостаточной
информированности о предусмотренных
законодательством процедурах банкротства, их позитивных последствиях
и положительном эффекте;
- недостаточностью и неэффективностью
антикризисных мер, а также отсутствием реальной
возможности у предприятий-должников восстановить платежеспособность;
- большой продолжительностью и значительными материальными
затратами на судебное производство, выплату вознаграждения арбитражному
управляющему и оплату услуг лиц, привлекаемых им для обеспечения
своей деятельности;
- неэффективностью системы арбитражного
управления, допускающей такие нарушения при реализации
процедур банкротства, как низкое качество проведения
анализа финансового состояния должника, затягивание срока процедуры
наблюдения, невыполнение
- плана внешнего управления, несоблюдение сроков проведения
процедур , необоснованное занижение конкурсной
массы, недостаточный контроль арбитражных
управляющих за соблюдением графика финансового
оздоровления и т.д.
- Сложившаяся ситуация является
ненормальной и блокирует возможность
модернизации отечественного предпринимательского сектора. Однако именно частный сектор
экономики является основой налоговой
базы государства, основным работодателем для
населения, главным клиентом для банковской
системы, движущей силой технологического
и общественного прогресса.
- Неплатежеспособность хозяйствующих субъектов оказывает
прямое негативное влияние на государственные
финансы. Это подтверждается структурой
просроченной кредиторской задолженности
по обязательствам организаций (рис. 1).
71,1%
задолженность по платежам
в государственные внебюджетные фонды
задолженность по
платежам в бюджет
задолженность поставщикам
и подрядчикам
прочая кредиторская
задолженность, в т.ч задолженность по
кредитам
Рисунок 1. Структура просроченной кредиторской
задолженности по обязательствам организаций
в 2009 г. (на конец года, в процентах)
В результате проведенных исследований
были разработаны принципы использования
института банкротства в качестве инструмента
реструктуризации промышленных предприятий.
Действующие реабилитационные
процедуры (внешнее управление и финансовое
оздоровление) не позволяют рассматривать
их с позиции максимизации стоимости компании. Основные проблемы заключаются
в искусственном занижении продажной
цены бизнеса , отсутствии достаточной квалификации
арбитражных управляющих и стимулов для
потенциального инвестора в предоставлении
должнику финансовых средств.
Повышению эффективности реабилитации
кризисных предприятий в рамках процедур
несостоятельности способствовало бы
изменение