Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:56, автореферат
Актуальность темы исследования. Институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных. В экономической практике термин «реструктуризация» используется и в более узком смысле – как реструктуризация задолженности предприятий. В данном исследовании реструктуризация рассматривается в широком институциональном контексте.
11
системы обучения кризисных управляющих в части усиления экономической составляющей, изучения вопросов риск-менеджмента и корпоративного управления в программах.
В зарубежной практике для привлечения денежных средств в несостоятельные предприятия используются такие инструменты, как конвертируемые ценные бумаги, опционы, высокодоходные долговые инструменты. В настоящее время российским законодательством о банкротстве пока предусматривается использование обыкновенных акций, и то по закрытой подписке со сроком размещения три месяца. Несмотря на то, что российский финансовый рынок еще не готов к функционированию названных инструментов в полной мере, для привлечения финансирования проблемных организаций круг инструментов может быть существенно расширен.
Автором установлено, что Законом о банкротстве предусмотрена чрезвычайно низкая степень участия руководства несостоятельного предприятия в реализации процедур восстановления его платежеспособности. В связи с этим обоснована необходимость конкретизации правовых норм в части обязанностей органов управления должника по осуществлению мер по предупреждению банкротства, усиления ответственности за неисполнение обязанности подачи заявления о банкротстве, которое приводит к инициированию дел о банкротстве в условиях, когда финансовое состояние должника не позволяет проводить реабилитационные процедуры. Кроме того, необходимо предусмотреть обязанность арбитражного управляющего составлять заключения об исполнении или не исполнении должником обязанности подачи заявления о банкротстве и инициировать применение мер ответственности.
Предлагается также создать правовые механизмы подачи должником заявления о введении процедуры финансового оздоровления, минуя процедуру наблюдения, которая нередко приводит к затягиванию процедур банкротства, к значительным расходам на ее проведение, и фактически к ухудшению финансового положения должника и, соответственно, кредиторов. Расширение возможностей использования процедуры финансового оздоровления для решения долговых проблем предприятия должно сопровождаться предоставлением кредиторам необходимых гарантий , которые препятствуют уклонению от исполнения должником своих обязательств.
Соискателем обосновано предложение по введению дифференцированного подхода к установлению сроков финансового оздоровления различных категорий должников в зависимости от типов предприятий. На стратегических предприятиях, предприятиях в моногородах могут устанавливаться более длительные сроки данной процедуры, а в остальных случаях они не должны превышать трех лет.
Использование процедуры финансового оздоровления в целях восстановления платежеспособности субъектов естественных
12
монополий, градообразующих и стратегических организаций имеет большое социально-экономическое значение, поэтому нормы, регулирующие особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц, предлагается уточнить с позиций увеличения возможностей реализации этой процедуры в отношении данных категорий должников.
Таким образом, на современном этапе развития России стоит принципиально новая задача: сконцентрироваться на реструктуризации крупных проблемных предприятий, которые тормозят развитие российской экономики, с одной стороны, и, с другой стороны, быстро и эффективно проводить ликвидацию хронически убыточных предприятий, восстановить платежеспособность которых невозможно. Такие предприятия подвергают риску неплатежей своих партнеров и работников, а также являются большим фактором риска для растущей российской экономики. Особенно это важно в условиях модернизации отечественной экономики.
2.2. Методические рекомендации по прогнозированию финансовой несостоятельности экономически и социально значимых предприятий на основе результатов мониторинга
Улучшение финансового состояния организаций и выхода российской экономики из острой фазы кризиса Правительство Российской Федерации обеспечивает с помощью антикризисных мер, в том числе посредством налоговых послаблений и мер государственной поддержки. Пока о значимых результатах говорить рано. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста – инвестиционной и кредитной активности.
Практика выявляет неэффективность действующего «рыночного» механизма. Поэтому хозяйствующие субъекты необходимо вооружить комплексным методическим подходом восстановления платежеспособности, прежде всего, для предупреждения банкротства на досудебном этапе.
В работе предложено применение ряда неформальных критериев, позволяющих прогнозировать вероятность потенциального банкротства хозяйствующего субъекта, использование которых при оценке состоятельности позволяет получить оценку платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности организации:
неудовлетворительная структура активов организации; замедление показателей оборачиваемости (чрезмерное наращивание
запасов, замедление расчетов с покупателями и т.д.);
13
вытеснение в составе обязательств организации «дешевых» заемных средств «дорогими» и их неэффективное размещение в иммобилизованных активах;
устойчивое сохранение просроченной кредиторской задолженности и ее существенное увеличение в составе обязательств организации;
крупные суммы дебиторской задолженности, относимые на убытки; тенденция опережающего роста наиболее срочных обязательств по
сравнению с изменением сумм высоколиквидных активов; нерациональная структура привлечения ресурсов и размещения
активов, формирование долгосрочных активов за счет краткосрочных источников, разрыв между сроками привлечения ресурсов и сроками размещения активов; и др.
Финансовый анализ, основанный на традиционном балансовом подходе и опирающийся на статическую оценку финансово-экономических показателей, в настоящее время не отвечает требованиям качественного прогнозирования и предварительной оценки несостоятельности предприятий. Поэтому целесообразно дополнить традиционный набор финансовых показателей системой динамической оценки, а также комплексом рыночных показателей, более объективно отражающих текущее состояние предприятия (рис. 2).
- 14
- дебиторской и кредиторской задолженностью, позволяющая оптимизировать долги кредиторам и государству.
- Государственная поддержка и регулирование деятельности предприятий
- Активизация бизнес-процессов на базе мобилизации внутренних резервов предприятия
Информация о работе Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий