Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:56, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных. В экономической практике термин «реструктуризация» используется и в более узком смысле – как реструктуризация задолженности предприятий. В данном исследовании реструктуризация рассматривается в широком институциональном контексте.

Файлы: 1 файл

Автореферат_УГЛОВА.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 

11

 

системы обучения кризисных управляющих в части усиления экономической составляющей, изучения вопросов риск-менеджмента и корпоративного управления в программах.

В зарубежной практике для привлечения денежных средств в несостоятельные предприятия используются такие инструменты, как конвертируемые ценные бумаги, опционы, высокодоходные долговые инструменты. В настоящее время российским законодательством о банкротстве пока предусматривается использование обыкновенных акций, и то по закрытой подписке со сроком размещения три месяца. Несмотря на то, что российский финансовый рынок еще не готов к функционированию названных инструментов в полной мере, для привлечения финансирования проблемных организаций круг инструментов может быть существенно расширен.

 

Автором установлено, что Законом о банкротстве предусмотрена чрезвычайно низкая степень участия руководства несостоятельного предприятия в реализации процедур восстановления его платежеспособности. В связи с этим обоснована необходимость конкретизации правовых норм в части обязанностей органов управления должника по осуществлению мер по предупреждению банкротства, усиления ответственности за неисполнение обязанности подачи заявления о банкротстве, которое приводит к инициированию дел о банкротстве в условиях, когда финансовое состояние должника не позволяет проводить реабилитационные процедуры. Кроме того, необходимо предусмотреть обязанность арбитражного управляющего составлять заключения об исполнении или не исполнении должником обязанности подачи заявления о банкротстве и инициировать применение мер ответственности.

 

Предлагается также создать правовые механизмы подачи должником заявления о введении процедуры финансового оздоровления, минуя процедуру наблюдения, которая нередко приводит к затягиванию процедур банкротства, к значительным расходам на ее проведение, и фактически к ухудшению финансового положения должника и, соответственно, кредиторов. Расширение возможностей использования процедуры финансового оздоровления для решения долговых проблем предприятия должно сопровождаться предоставлением кредиторам необходимых гарантий , которые препятствуют уклонению от исполнения должником своих обязательств.

 

Соискателем обосновано предложение по введению дифференцированного подхода к установлению сроков финансового оздоровления различных категорий должников в зависимости от типов предприятий. На стратегических предприятиях, предприятиях в моногородах могут устанавливаться более длительные сроки данной процедуры, а в остальных случаях они не должны превышать трех лет.

 

Использование процедуры финансового оздоровления в целях восстановления платежеспособности субъектов естественных

 

12

 

монополий, градообразующих и стратегических организаций имеет большое социально-экономическое значение, поэтому нормы, регулирующие особенности банкротства отдельных категорий юридических лиц, предлагается уточнить с позиций увеличения возможностей реализации этой процедуры в отношении данных категорий должников.

 

Таким образом, на современном этапе развития России стоит принципиально новая задача: сконцентрироваться на реструктуризации крупных проблемных предприятий, которые тормозят развитие российской экономики, с одной стороны, и, с другой стороны, быстро и эффективно проводить ликвидацию хронически убыточных предприятий, восстановить платежеспособность которых невозможно. Такие предприятия подвергают риску неплатежей своих партнеров и работников, а также являются большим фактором риска для растущей российской экономики. Особенно это важно в условиях модернизации отечественной экономики.

 

2.2. Методические рекомендации по прогнозированию финансовой несостоятельности экономически и социально значимых предприятий на основе результатов мониторинга

 

Улучшение финансового состояния организаций и выхода российской экономики из острой фазы кризиса Правительство Российской Федерации обеспечивает с помощью антикризисных мер, в том числе посредством налоговых послаблений и мер государственной поддержки. Пока о значимых результатах говорить рано. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста – инвестиционной и кредитной активности.

 

Практика выявляет неэффективность действующего «рыночного» механизма. Поэтому хозяйствующие субъекты необходимо вооружить комплексным методическим подходом восстановления платежеспособности, прежде всего, для предупреждения банкротства на досудебном этапе.

 

В работе предложено применение ряда неформальных критериев, позволяющих прогнозировать вероятность потенциального банкротства хозяйствующего субъекта, использование которых при оценке состоятельности позволяет получить оценку платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности организации:

 

неудовлетворительная структура активов организации; замедление показателей оборачиваемости (чрезмерное наращивание

запасов, замедление расчетов с покупателями и т.д.);

 

13

 

вытеснение в составе обязательств организации «дешевых» заемных средств «дорогими» и их неэффективное размещение в иммобилизованных активах;

устойчивое сохранение просроченной кредиторской задолженности и ее существенное увеличение в составе обязательств организации;

 

крупные суммы дебиторской задолженности, относимые на убытки; тенденция опережающего роста наиболее срочных обязательств по

сравнению с изменением сумм высоколиквидных активов; нерациональная структура привлечения ресурсов и размещения

 

активов, формирование долгосрочных активов за счет краткосрочных источников, разрыв между сроками привлечения ресурсов и сроками размещения активов; и др.

Финансовый анализ, основанный на традиционном балансовом подходе и опирающийся на статическую оценку финансово-экономических показателей, в настоящее время не отвечает требованиям качественного прогнозирования и предварительной оценки несостоятельности предприятий. Поэтому целесообразно дополнить традиционный набор финансовых показателей системой динамической оценки, а также комплексом рыночных показателей, более объективно отражающих текущее состояние предприятия (рис. 2).

  1. Расчет показателей ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент общей ликвидности.
  2. Расчет показателей деловой активности: коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой устойчивости.
  3. Расчет показателей оборачиваемости капитала: коэффициент общей оборачиваемости, коэффициент оборачиваемости основных средств, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент оборачиваемости активов.
    1. Расчет показателей рентабельности: коэффициент рентабельности активов, коэффициент чистой рентабельности активов, коэффициент рентабельности собственного капитала, коэффициент чистой рентабельности собственного капитала.
    2. 5. Расчет рыночных показателей: коммерческая маржа от хозяйственной деятельности, эффект финансового рычага.
      1. Таким образом, эффективная диагностика платежеспособности и, следовательно , своевременное предупреждение банкротства являются обязательным условием восстановления финансовой состоятельности организации.
      2. Кроме того, в комплексе мер по предупреждению банкротства организации основополагающее значение имеет принятая на предприятии система управления денежными потоками, а также
      3.  
            1. 14
            2. дебиторской и кредиторской задолженностью, позволяющая оптимизировать долги кредиторам и государству.
    1. Одним из ключевых условий эффективной реализации процедур в сфере банкротства, кроме механизма принятия кредиторами антикризисных решений, является формирование единой государственной политики в сфере банкротства. В настоящее время действующее законодательство не создает необходимого баланса интересов Российской Федерации , так как интересы в делах о банкротстве ограничиваются только интересами в качестве кредитора по взысканию просроченной задолженности. В связи с этим важнейшим условием для принятия государством взвешенных решений, направленных на финансовое оздоровление и восстановление платежеспособности предприятий- должников, является координация органов исполнительной власти , на которые возложены как функции по взысканию задолженности, так и функции по реализации политики в соответствующих отраслях экономики, по представлению интересов собственников имущества унитарного предприятия и участника хозяйственного общества. Особенно важно проведение такой политики в отношении стратегических предприятий, где государство выступает и как заказчик продукции специального назначения и как собственник его имущества, а также системообразующих предприятий. Реализация плана финансового оздоровления таких предприятий без определения конкретных мер по предупреждению банкротства со стороны государства проблематична.
    2. Единая государственная политика также может заключаться в следующем:
    3. планировании Минэкономразвития России (отвечающего за проведение государственной политики в сфере банкротства) среднесрочных и краткосрочных государственных задач ( целей) в сфере банкротства на основании аналитических данных и предложений уполномоченного органа и государственных органов, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики. Результатом такого планирования могут стать конкретные решения по защите интересов государства в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, в том числе путем своевременного планирования Минфином России бюджетного финансирования мероприятий по восстановлению платежеспособности проблемных организаций;
    4. уточнении приоритетов при размещении заказов на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд, влияющих на достижение целей финансового оздоровления.
    5. Четкое и последовательное применение единой государственной политики в сфере банкротства позволит ускоренно принимать решения о ликвидации неплатежеспособных организаций, в том числе федеральных государственных унитарных предприятий, и тем самым обеспечить
    6.  
              1. 15
      1. концентрацию усилий государства на восстановлении платежеспособности крупных стратегических и системообразующих предприятий и социальной защите работников, высвобождаемых в связи с ликвидацией организаций.
      2. Выраженная государственная политика в сфере банкротства позволит также реализовывать решения в отношении должностных лиц, органов власти и государственных предприятий, по вине которых возникла неплатежеспособность.
    1. Основные направления финансового оздоровления промышленных предприятий
    1. Государственная поддержка и регулирование деятельности предприятий
    2.  
    3. Активизация бизнес-процессов на базе мобилизации внутренних резервов предприятия
    1. Предотвращение банкротства стратегических, экономически и социально значимых предприятий
    2. Разработка механизмов финансового оздоровления и государственной поддержки предприятий посредством увеличения уставного капитала обществ, имущественного взноса, размещения госзаказов, предоставления субсидий, государственных гарантий по заимствованиям, реализация инвестпроектов
    3. Развитие механизмов повышения инвести-ционной привлекательности предприятий промышленности
    4. Привлечение на кризисные предприятия высококвалифицированных специалистов
    5. Создание эффективных механизмов вывода с рынка неконкурентоспособных предприятий 
    6. Стратегический анализ предприятия, условий его функционирования, перспектив развития во взаимосвязи с приоритетами развития отрасли и территории
    7. Анализ финансового состояния предприятия
    8. Разработка плана финансового оздоровления и оценка целесообразности применения реабилитационных процедур (стоимость, период реализации, срок окупаемости, результат)
    9. Реструктуризация имущественного комплекса предприятия с целью формирования оптимальной рыночной структуры активов
    10. Реструктуризация образовавшейся задолженности
    11. Совершенствование основных политик предприятия (финансовой, ценовой, сбытовой, снабженческой, кадровой и т.д.)
    12. Оптимизация организационной структуры и кадрового состава

Информация о работе Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий