Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:56, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных. В экономической практике термин «реструктуризация» используется и в более узком смысле – как реструктуризация задолженности предприятий. В данном исследовании реструктуризация рассматривается в широком институциональном контексте.

Файлы: 1 файл

Автореферат_УГЛОВА.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)
              1. 21
              1. создание единого федерального реестра сведений о банкротстве, предусмотренного Законом о банкротстве. Доступность сведений обеспечивается путем их размещения в сети Интернет и опубликования в официальном издании. Раскрытие сведений позволит обеспечить:
    1. правильный ход юридических или административных формальностей, сопутствующих процедурам несостоятельности, применяемых к должникам, которые оказались в таком положении, а также прозрачность судебных действий;
    1. широкий и качественный доступ к достоверной информации, полезной для бизнес- сообщества, в том числе для инвесторов из сферы финансовых услуг и банковского дела, страхования , недвижимости, а так же для деятельности общественных институтов и представителей власти;
    2. увеличение прозрачности и ответственности деятельности арбитражных управляющих и, как следствие , сокращение возможности для злоупотреблений и незаконных действий.
    3. Внедрение указанных нововведений позволит стандартизировать процессы несостоятельности, не только создавая при этом возможность эффективного управления ими, но и обеспечивая соответствие международным стандартам в сфере применения законодательства и судебной практики по делам о банкротстве.
    4. Наряду с этим, одной из важнейших задач является обобщение практики и выработка предложений по совершенствованию взаимодействия СРО, регулирующего, уполномоченного органа и органа по контролю (надзору) по организации распространения положительного опыта деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
    5. Раскрытие сведений о типичных нарушениях, выявляемых органом по контролю (надзору) при проведении проверок деятельности саморегулируемых организаций, может способствовать предупреждению таких нарушений со стороны других саморегулируемых организаций.
    6. Таким образом, реализация рассмотренных мер, а также других направлений реформирования, позволит обеспечить сбалансированное развитие института банкротства, в том числе создаст дополнительные стимулы и основания для эффективного применения реабилитационных процедур в рамках дел о банкротстве. Данные мероприятия будут еще одним шагом на пути создания эффективного и прозрачного режима несостоятельности для всех участников процедур банкротства.
    7. Одной из наиболее значимых задач государственного регулирования реализации процессов несостоятельности является создание организационно-правового поля, ориентированного на развитие рыночных отношений, а также на стимулирование механизмов рыночной самоорганизации.
    8. По мнению автора, реализация эффективной системы несостоятельности в силу специфики экономического развития
    9.  
            1. 22
  1. современной России должна быть основана на дифференцированном подходе к выбору ликвидационной или реорганизационной процедуры по отношению к определенным группам предприятий, гарантирующей максимальное увеличение стоимости компании, испытывающей финансовые затруднения.
  1. По оценкам Всемирного Банка и ЕБРР в Российской Федерации показатель удовлетворения требований кредиторов составляет 28,2 коп. на 1 руб. задолженности, средний размер расходов на осуществление процедур банкротства - 9%, а продолжительность дела о банкротстве – 3,8 года. Данные показатели свидетельствуют о недостаточной эффективности законодательства о банкротстве.
  2. Автором выявлено, что процедуры банкротства показали не только незначительный потенциал с позиций возврата долгов кредиторам, но и не очень высокую эффективность с позиций реструктуризации бизнеса. Данное обстоятельство связано с явными просчетами как в оценке ситуации в сфере применения процедур несостоятельности, так и определенных изъянах в нормах Закона о банкротстве.
  3. Практика его применения не позволяет говорить о наличии сколько-нибудь позитивных сдвигов в решении санационных и реабилитационных задач в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Не наметилась тенденция к существенному росту числа заключенных мировых соглашений, а восстановления платежеспособности предприятий удалось добиться, как и прежде, в единичных случаях (3,3 % - в 2006 г., 1,8 % - в 2009 г.). При разработке норм Закона о банкротстве явно было переоценено стремление собственников к санации и развитию бизнеса должников. По замыслу законодателей процедура финансового оздоровления должна была позволить при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за судьбой предприятия даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.
    • 2009 году наблюдался высокий уровень числа заявлений и жалоб
  • рамках дел о несостоятельности. В основном это связано с установлением размера требований кредиторов. Закон о банкротстве сохранил весьма широкое поле для различных трактовок принципов определения требований кредиторов.
  • Прежней остается структура инициаторов введения процедур банкротства – доминируют уполномоченные органы.
  • Проанализированные автором экономические результаты применения
  • законодательства о банкротстве подтверждают актуальность вопросов фиктивного и преднамеренного банкротства в силу незаинтересованности арбитражных управляющих в выявлении признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и трудной доказуемости правоохранительными органами преступлений, раскрывающей умысел и намерение обанкротить организацию. В результате создаются условия для использования
  •  
              • 23
              • банкротства в качестве способа уклонения от уплаты долгов, в том числе и по обязательным платежам.
    • Как показывает анализ, с применением норм Закона о банкротстве роль данного института в сфере захвата активов заметно снизилась. Тем не менее, это означает лишь перенесение соответствующей «нагрузки» на традиционный рынок корпоративного контроля (враждебные поглощения через покупку акций или иные действия, связанные с акциями компании) и в сферу исполнительного производства.
    • Одной из основных проблем действующего законодательства о банкротстве является фактическая невозможность использования механизмов восстановления платежеспособности, в связи с чем особое значение имеет корректировка законодательства в части механизмов финансового оздоровления хозяйствующих субъектов . Законом о банкротстве введена процедура банкротства - финансовое оздоровление, которая может стать важным инструментом санации и реформирования предприятия под контролем его собственников ( в том числе государства). В этой связи необходима реализация комплексного подхода к формированию соответствующей нормативной правовой базы и практической реализации мер по предупреждению банкротства.
    • Автором обоснованы экономические основы совершенствования законодательства о банкротстве по следующим направлениям:
    • повышение эффективности реабилитационных процедур (финансовое оздоровление) и введения судебной защиты соглашений кредиторов, предоставляющих должнику время на решение финансовых проблем;
    • расширение возможностей для реструктуризации долгов холдинговых компаний и введения возможностей для объединения дел о банкротстве групп компаний;
    • распространение моратория на взыскание долгов и национального режима рассмотрения дела о банкротстве на зарубежные активы российских компаний (трансграничное банкротство).
    • Корректировка законодательства о банкротстве должна, по мнению автора, также учитывать и другие социально-экономические направления:
    • как выработка государством собственных критериев инициирования банкротства предприятий-должников, которые затрагивали бы лишь ограниченную часть промышленных предприятий и, соответственно, могли бы неукоснительно применяться на практике. В настоящее время принципы, которыми руководствуется государство (его органы управления) в инициировании дел о банкротстве, «непрозрачны» не только для участников рынка, но и для самих органов управления, что резко усиливает инвестиционные риски ввиду непредсказуемости применения процедур банкротства в отношении конкретных предприятий;
    •  
              • 24
  • сохранение бизнеса крупных, экономически и социально значимых, а также стратегических предприятий. Одним из достаточно эффективных механизмов сохранения бизнеса крупных предприятий мог бы стать обмен в ходе процедур банкротства долгов предприятия на акции, передаваемые кредиторам. Ранее действовавшим законом о несостоятельности вопросы проведения дополнительной эмиссии акций не определялись. Тем не менее, данный механизм применялся на практике;
  • уточнение особенностей банкротства градообразующих предприятий и пересмотр критериев отнесения предприятий к числу градообразующих – в этих случаях целесообразно использовать такие критерии, как доля налоговых платежей предприятия в общем объеме собираемых налогов в соответствующем населенном пункте, наличие доминирующего положения предприятия на товарном рынке.
  • Опубликованные работы автора по теме диссертации
  • Работы, опубликованные автором в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАКом Министерства образования и науки РФ
  1. Углова С.В. Институциональные проблемы реализации процедур банкротства стратегических организаций. «Экономика и управление собственностью» № 4, 2007, 0,5 п. л.
  1. Углова С.В. Совершенствование методов предупреждения банкротства в условиях модернизации промышленных предприятий. «Экономика и управление собственностью» № 2, 2010, 0,5 п. л.
  2. Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации
    1. Процедура наблюдения: учебн.-практич. пособие/ Юн Г.Б., Григорьев В.В., Меркушов С.Н., Черникова Ю.В., Юн Б.Г., Якушев В.П., Халилова Н.А., Углова С.В. – М.: Издательство «Фонд содействия и поддержки антикризисного управления», 2006, 2,0 п.л.(авт.)
    2. Углова С.В. Эффективность института банкротства с позиций институциональной теории трансакционных издержек //Антикризисное управление как направление стабилизации российской экономики: доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ИПКгоссужбы. Т.3/ под ред д.э.н, проф. А.Н.Ряховской.- М.: ИПКгосслужбы, 2007, 0,57 п.л.
    3. Углова С.В. Влияние института банкротства на экономическое развитие страны //Финансовые проблемы оздоровления экономики государства и предприятий в рыночных условиях: Материалы ежегодной
    4. научно-практической конференции преподавателей , студентов и аспирантов 18-19 апреля 2007,Ч.1 - М.: ИЭАУ, 2007, 0,57 п.л.
    5. 6. Углова С.В. Выявление причин и факторов кризисности российских промышленных предприятий //Механизм государственного регулирования деятельности субъектов экономики: Сборник научных
    6.  
              1. 25
              2. статей кафедры Антикризисного управления ИПКгосслужбы – М, 2008, 1,26 п.л.
    1. Углова С.В., Меркушов С.Н. Анализ эффективности применения процедур банкротства в Российской Федерации //Проблемы развития экономики в условиях кризиса: Материалы ежегодной практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов 25 декабря 2008 г.
    2. – М, 2008, 0,4 п.л.(авт.)
    3. Углова С.В. Оценка эффективности и возможность применения современных методов предупреждения банкротства //Проблемы оздоровления экономики государства и предприятий в условиях мирового финансового кризиса: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов 6-7 мая 2009, 0,9 п.л.
    4.  
            1. 26

Информация о работе Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий