Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:56, автореферат
Описание работы
Актуальность темы исследования. Институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных. В экономической практике термин «реструктуризация» используется и в более узком смысле – как реструктуризация задолженности предприятий. В данном исследовании реструктуризация рассматривается в широком институциональном контексте.
создание единого федерального
реестра сведений о банкротстве, предусмотренного Законом
о банкротстве. Доступность сведений обеспечивается
путем их размещения в сети Интернет и
опубликования в официальном издании. Раскрытие сведений позволит
обеспечить:
правильный ход юридических
или административных формальностей, сопутствующих процедурам
несостоятельности, применяемых к должникам, которые оказались в таком
положении, а также прозрачность судебных
действий;
широкий и качественный доступ
к достоверной информации, полезной для бизнес- сообщества, в том числе для инвесторов
из сферы финансовых услуг и банковского
дела, страхования , недвижимости, а так же для деятельности общественных
институтов и представителей власти;
увеличение прозрачности и
ответственности деятельности арбитражных
управляющих и, как следствие , сокращение возможности для
злоупотреблений и незаконных действий.
Внедрение указанных нововведений
позволит стандартизировать процессы
несостоятельности, не только создавая при этом
возможность эффективного управления
ими, но и обеспечивая соответствие
международным стандартам в сфере применения
законодательства и судебной практики
по делам о банкротстве.
Наряду с этим, одной из важнейших задач является
обобщение практики и выработка предложений по совершенствованию взаимодействия
СРО, регулирующего, уполномоченного органа и органа
по контролю (надзору) по организации распространения
положительного опыта деятельности арбитражных
управляющих и саморегулируемых организаций
арбитражных управляющих.
Раскрытие сведений о типичных
нарушениях, выявляемых органом по контролю (надзору) при проведении проверок деятельности
саморегулируемых организаций, может способствовать предупреждению
таких нарушений со стороны других саморегулируемых
организаций.
Таким образом, реализация рассмотренных
мер, а также других направлений
реформирования, позволит обеспечить сбалансированное
развитие института банкротства, в том числе создаст дополнительные
стимулы и основания для эффективного
применения реабилитационных процедур в рамках дел о банкротстве. Данные мероприятия будут еще
одним шагом на пути создания эффективного
и прозрачного режима несостоятельности
для всех участников процедур банкротства.
Одной из наиболее значимых
задач государственного регулирования
реализации процессов несостоятельности
является создание организационно-правового поля, ориентированного на развитие
рыночных отношений, а также на стимулирование
механизмов рыночной самоорганизации.
По мнению автора, реализация эффективной системы
несостоятельности в силу специфики экономического
развития
22
современной России должна
быть основана на дифференцированном
подходе к выбору ликвидационной или реорганизационной
процедуры по отношению к определенным
группам предприятий, гарантирующей максимальное увеличение стоимости компании, испытывающей финансовые затруднения.
По оценкам Всемирного Банка
и ЕБРР в Российской Федерации показатель
удовлетворения требований кредиторов
составляет 28,2 коп. на 1 руб. задолженности, средний размер расходов на
осуществление процедур банкротства - 9%, а продолжительность дела о
банкротстве – 3,8 года. Данные показатели свидетельствуют
о недостаточной эффективности законодательства
о банкротстве.
Автором выявлено, что процедуры банкротства
показали не только незначительный потенциал с позиций возврата
долгов кредиторам, но и не очень высокую эффективность
с позиций реструктуризации бизнеса. Данное обстоятельство связано
с явными просчетами как в оценке ситуации
в сфере применения процедур несостоятельности, так и определенных изъянах в нормах Закона
о банкротстве.
Практика его применения не
позволяет говорить о наличии сколько-нибудь позитивных сдвигов
в решении санационных и реабилитационных
задач в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Не наметилась тенденция к существенному росту числа
заключенных мировых соглашений, а восстановления платежеспособности
предприятий удалось добиться, как и прежде, в единичных случаях (3,3 % - в 2006 г., 1,8 % - в 2009 г.). При разработке норм Закона
о банкротстве явно было переоценено стремление собственников
к санации и развитию бизнеса должников. По замыслу законодателей процедура
финансового оздоровления должна была
позволить при определенных условиях
сохранить учредителям (участникам) должника контроль за судьбой
предприятия даже в условиях возбужденного дела
о банкротстве.
2009 году наблюдался высокий уровень
числа заявлений и жалоб
рамках дел о несостоятельности. В основном это связано с установлением
размера требований кредиторов. Закон о банкротстве сохранил
весьма широкое поле для различных трактовок
принципов определения требований кредиторов.
Прежней остается структура
инициаторов введения процедур банкротства – доминируют уполномоченные
органы.
Проанализированные автором
экономические результаты применения
законодательства о банкротстве
подтверждают актуальность вопросов фиктивного
и преднамеренного банкротства в силу
незаинтересованности арбитражных управляющих
в выявлении признаков преднамеренного
или фиктивного банкротства и трудной
доказуемости правоохранительными органами преступлений, раскрывающей умысел и намерение
обанкротить организацию. В результате создаются условия
для использования
23
банкротства в качестве способа
уклонения от уплаты долгов, в том числе и по обязательным
платежам.
Как показывает анализ, с применением норм Закона
о банкротстве роль данного института
в сфере захвата активов заметно снизилась. Тем не менее, это означает лишь перенесение
соответствующей «нагрузки» на традиционный рынок корпоративного
контроля (враждебные поглощения через покупку акций или иные
действия, связанные с акциями компании) и в сферу исполнительного
производства.
Одной из основных проблем действующего
законодательства о банкротстве является
фактическая невозможность использования
механизмов восстановления платежеспособности, в связи с чем особое значение
имеет корректировка законодательства
в части механизмов финансового оздоровления
хозяйствующих субъектов . Законом о банкротстве введена
процедура банкротства - финансовое оздоровление, которая может стать важным инструментом санации и
реформирования предприятия под контролем
его собственников ( в том числе государства). В этой связи необходима реализация
комплексного подхода к формированию
соответствующей нормативной правовой
базы и практической реализации мер по предупреждению банкротства.
Автором обоснованы экономические
основы совершенствования законодательства
о банкротстве по следующим направлениям:
повышение эффективности реабилитационных
процедур (финансовое оздоровление) и введения судебной защиты
соглашений кредиторов, предоставляющих должнику
время на решение финансовых проблем;
расширение возможностей для
реструктуризации долгов холдинговых
компаний и введения возможностей для
объединения дел о банкротстве групп компаний;
распространение моратория на взыскание долгов и национального
режима рассмотрения дела о банкротстве
на зарубежные активы российских компаний (трансграничное банкротство).
Корректировка законодательства
о банкротстве должна, по мнению автора, также учитывать и другие социально-экономические направления:
как выработка государством
собственных критериев инициирования
банкротства предприятий-должников, которые затрагивали бы лишь
ограниченную часть промышленных предприятий
и, соответственно, могли бы неукоснительно применяться
на практике. В настоящее время принципы, которыми руководствуется
государство (его органы управления) в инициировании дел о банкротстве, «непрозрачны» не только для участников рынка, но и для самих органов управления, что резко усиливает инвестиционные
риски ввиду непредсказуемости применения
процедур банкротства в отношении конкретных
предприятий;
24
сохранение бизнеса крупных, экономически и социально значимых, а также стратегических предприятий. Одним из достаточно эффективных
механизмов сохранения бизнеса крупных предприятий мог бы стать
обмен в ходе процедур банкротства долгов
предприятия на акции, передаваемые кредиторам. Ранее действовавшим законом
о несостоятельности вопросы проведения
дополнительной эмиссии акций не определялись. Тем не менее, данный механизм применялся на практике;
уточнение особенностей банкротства
градообразующих предприятий и пересмотр
критериев отнесения предприятий к числу
градообразующих – в этих случаях целесообразно
использовать такие критерии, как доля налоговых платежей
предприятия в общем объеме собираемых
налогов в соответствующем населенном
пункте, наличие доминирующего положения
предприятия на товарном рынке.
Опубликованные работы
автора по теме диссертации
Работы, опубликованные
автором в рецензируемых научных журналах, рекомендованных
ВАКом Министерства образования и науки
РФ
Углова С.В. Институциональные проблемы
реализации процедур банкротства стратегических
организаций. «Экономика и управление собственностью» № 4, 2007, 0,5 п. л.
Углова С.В. Совершенствование методов предупреждения банкротства
в условиях модернизации промышленных
предприятий. «Экономика и управление собственностью» № 2, 2010, 0,5 п. л.
Другие работы, опубликованные
автором по теме диссертации
Процедура наблюдения: учебн.-практич. пособие/ Юн Г.Б., Григорьев В.В., Меркушов С.Н., Черникова Ю.В., Юн Б.Г., Якушев В.П., Халилова Н.А., Углова С.В. – М.: Издательство «Фонд содействия и поддержки
антикризисного управления», 2006, 2,0 п.л.(авт.)
Углова С.В. Эффективность института банкротства
с позиций институциональной теории трансакционных
издержек //Антикризисное управление как
направление стабилизации российской
экономики: доклады юбилейной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ИПКгоссужбы. Т.3/ под ред д.э.н, проф. А.Н.Ряховской.- М.: ИПКгосслужбы, 2007, 0,57 п.л.
Углова С.В. Влияние института банкротства
на экономическое развитие страны //Финансовые проблемы оздоровления
экономики государства и предприятий
в рыночных условиях: Материалы ежегодной
научно-практической конференции преподавателей , студентов и аспирантов 18-19 апреля 2007,Ч.1 - М.: ИЭАУ, 2007, 0,57 п.л.
6. Углова С.В. Выявление причин и факторов
кризисности российских промышленных предприятий //Механизм государственного
регулирования деятельности субъектов
экономики: Сборник научных
25
статей кафедры Антикризисного
управления ИПКгосслужбы – М, 2008, 1,26 п.л.
Углова С.В., Меркушов С.Н. Анализ эффективности применения
процедур банкротства в Российской Федерации //Проблемы развития экономики
в условиях кризиса: Материалы ежегодной практической конференции
преподавателей, студентов и аспирантов 25 декабря 2008 г.
– М, 2008, 0,4 п.л.(авт.)
Углова С.В. Оценка эффективности и возможность
применения современных методов предупреждения
банкротства //Проблемы оздоровления экономики государства и предприятий
в условиях мирового финансового кризиса: Материалы ежегодной межвузовской
научно-практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов 6-7 мая 2009, 0,9 п.л.