Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:56, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных. В экономической практике термин «реструктуризация» используется и в более узком смысле – как реструктуризация задолженности предприятий. В данном исследовании реструктуризация рассматривается в широком институциональном контексте.

Файлы: 1 файл

Автореферат_УГЛОВА.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)
            1. Рисунок 3. Направления работы по финансовому оздоровлению проблемных предприятий
      1. Автором сделан вывод, что регулирование процессов банкротства включает в себя достаточно широкий спектр проблем, имеющих комплексный характер. Законодательное регулирование, насколько бы тщательно оно ни было продумано и адаптировано к современным
      2.  
            1. 16
            2. реалиям, является всего лишь инструментом рыночной экономики. Основная задача института банкротства с экономической точки зрения заключается в установлении эффективного режима регулирования российской экономики на макроуровне и управления производственными ресурсами на микроуровне.
    1. Таким образом, задача предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности хозяйствующих субъектов является одной из важнейших в условиях модернизации экономики.
    2. Автор дает определение финансового оздоровления промышленного предприятия, понимая под этим, в том числе, повышение качества антикризисного менеджмента.
    3. Процесс экономической реабилитации реализуется посредством активизации бизнес-процессов на базе мобилизации внутренних резервов предприятия, а также с использованием внешних источников инвестиционных и профессиональных ресурсов.
    4. Автор предлагает систему оздоровления проблемных предприятий, в рамках которой реализуются следующие поэтапные действия:
    5. разработка комплексных планов и отдельных мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных предприятий;
    6. осуществление контроля за реализацией реабилитационных мероприятий;
    7. привлечение инвесторов к проблемным предприятиям для проведения эффективных антикризисных мероприятий;
    8. обеспечение взаимодействия и координации органов исполнительной власти в рамках работы по финансовому оздоровлению организаций с целью предотвращения их банкротства;
    9. усиление платежно-расчетной дисциплины проблемных предприятий;
    10. обеспечение решений кадровой проблемы на таких предприятиях; создание эффективных механизмов, направленных на защиту
    11. интересов всех участников процессов финансового оздоровления. Качество функционирования системы финансового оздоровления
    12. обеспечивается эффективностью взаимодействия и информационного обмена между хозяйствующими субъектами, органами государственного управления, аудиторскими и консалтинговыми компаниями, экспертами, инвесторами.
    13. Данную задачу предлагается реализовать на уровне субъектов Российской Федерации посредством создания системы территориально-организованного промышленно-экономического мониторинга, которая позволяет осуществлять наблюдение и предупреждение кризисных ситуаций.
    14. Последовательность и направления анализа и диагностики деятельности предприятия в условиях антикризисного управления представлены на рис. 4.
    15.  
              1. 17
        1. Анализ и диагностика предприятия
      1. Непрерывный мониторинг риска неплатежеспособности
    1. Анализ финансовых результатов деятельности
  • Анализ текущего финансового состояния
  •                            
                           
                                     
                       

    Возможные варианты состояния предприятия

                           
                           

    Отсутствие явных признаков

     

    Наличие факторов, способных

         

    Несостоятельность

    банкротства

       

    привести к банкротству

           

    предприятия

                       
                 

    Прогнозирование вероятности

       

    Оценка масштабов кризиса и комплексный анализ причин

    банкротства (его сроков)

                   

    банкротства

                             
                         
         

    Прогнозирование

             

    Определение

     
         

    возможности

           

    реабилитационных

     
         

    восстановления

         

    направлений развития и

     
       

    платежеспособности и

             

    необходимых

     
         

    финансовой

         

    управленческих решений

     
         

    устойчивости

                     
                                     


     

    Рисунок 4. Методика диагностического анализа в условиях антикризисного управления

     

    Реализация целей функционирования системы финансового оздоровления обеспечивается путем формирования и последовательного применения формализованных процедур работы с проблемными предприятиями, направленных, с одной стороны, на активизацию их внутренних ресурсов, с другой – на совокупность механизмов государственного регулирования и поддержки процессов восстановления платежеспособности.

     

    Конкретизация данных процедур осуществляется на этапе разработки и реализации планов финансового оздоровления предприятий.

     

    Автор определяет план финансового оздоровления как комплексную программу мероприятий по оздоровлению неплатежеспособного предприятия в течение определенного периода времени, подготовленную предприятием (арбитражным управляющим, консалтинговой компанией или специальной экспертной группой), которая предусматривает способы преобразования и поддержки бизнеса предприятия в целях его развития, достижения стабильного конкурентного положения на рынке и уровня финансовой устойчивости и обеспеченности средствами в объемах, достаточных для ведения эффективной хозяйственной деятельности и полного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленным графиком погашения задолженности.

     

    18

     

    Обобщение отечественной теории и практики антикризисного управления позволило автору систематизировать мероприятия, направленные на комплексную реструктуризацию проблемных предприятий (табл. 1).

     

    Таблица 1 Мероприятия комплексного финансового оздоровления промышленного предприятия

     

    Модели

     

    Содержание мероприятий

    реструктуризации

       
     

    1)

    Ликвидация нерентабельных производств;

     

    2)

    Сокращение суммы постоянных издержек;

     

    3)

    Снижение уровня производственных издержек за счет

    Реструктуризация

    повышения производительности труда и сокращения численности

    Производства

    сотрудников организации;

     

    4)

    Внедрение ресурсосберегающих технологий;

     

    5)

    Диверсификация производства.

     

    1)

    Проведение ускоренной амортизации активной части основных

     

    средств с целью возрастания объема амортизационного потока;

     

    2)

    Своевременная реализация устаревшего оборудования или

     

    неиспользуемого имущества;

    Реструктуризация

    3)

    Сокращение необоснованного размера товарных запасов и

    Активов

    взыскание дебиторской задолженности.

     

    1)

    Размещение дополнительных обыкновенных акций;

     

    2)

    Конвертация долгов в уставный капитал;

     

    3)

    Привлечение долгосрочных кредитов;

    Реструктуризация

    4)

    Сокращение дивидендных выплат;

    пассивов

    5)

    Реструктуризация задолженности;

     

    6)

    Взаимозачет;

     

    7)

    Использование вексельного обращения.


     

    Успешность реализации плана финансового оздоровления определяется следующими основными параметрами:

     

    превышение доходов над расходами; восстановление платежеспособности и финансовой

     

    устойчивости; погашение кредиторской задолженности;

     

    возврат кредитов и процентов по ним; эффективность хозяйственной деятельности – достаточная

     

    обеспеченность оборотными средствами, ускорение оборачиваемости средств, усиление договорной дисциплины, обеспеченность портфеля заказов, развитие инноваций и т.д.;

    рост конкурентных преимуществ предприятия, уровня конкурентоспособности продукции и востребованности на рынке;

     

    экономический и социальный эффект, то есть рост объемов производства (валового продукта), рост и стабильность поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, рост и стабилизация численности занятых на производстве, подготовка и переподготовка кадров.

     

    19

     

    Направленность антикризисного регулирования на поиск и мобилизацию внутренних резервов позволяет не только выявить потенциал предприятия , но и достичь эффекта реабилитации бизнеса, минимизируя затраты и риск обременения предприятия новыми долговыми обязательствами.

     

    Основные требования к стратегиям мобилизации внутренних резервов предприятий заключаются в том , что они должны способствовать переходу от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы) к прогнозированию рисков, а также обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов в целях восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий, укрепления их позиций на рынке.

     

    Механизмы экономического государственного регулирования процессов финансового оздоровления предприятий должны быть нацелены:

     

    на укрепление и развитие промышленного потенциала региона; поддержание роста поступлений в бюджетную систему за счет

     

    увеличения количества рентабельных производств; обеспечение занятости населения и сокращение численности

     

    безработных, создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, удовлетворяющей потребностям отраслевой и экономической структуры региона;

     

    увеличение производства товаров народного потребления и производственного назначения, валового регионального продукта.

     

    Организация постоянного мониторинга и финансовое оздоровление промышленного бизнеса должно обеспечить субъектам РФ рост поступлений в бюджетную систему, объемов производства и валового продукта, стабильный экономический рост, повысит инвестиционную активность, обеспечит качественный скачок в развитии и реформировании промышленности, ее адаптации к современным требованиям рынка.

     

    2.3. Направления модификации правовых инструментов регулирования института несостоятельности

     

    Качество институциональной среды любой национальной экономики трактуется в современной экономической теории не как объективный постоянно действующий фактор. Вмешательство государства в экономику может быть двояким – государство может как снижать трансакционные издержки, повышая качество институтов в ходе реформ, так и ухудшать качество институциональной среды, размывая права собственности, вводя излишние административные барьеры.

     

    Проведенный автором анализ российских преобразований свидетельствует о том, что трудности позитивных институциональных

     

    20

     

    изменений в целом, в том числе и в отношении экономической несостоятельности, в частности, во многом вызваны неглубоким пониманием закономерностей и логики подобных изменений. Однако при отсутствии долгосрочной политики планируемые изменения либо не происходят (отторгаются), либо затягиваются и сопровождаются высокими издержками и потерями.

     

    Автором в диссертации выявлены причины, по которым функционирование института банкротства не приводит к ожидаемому результату в обществе.

     

    Во-первых, в процессе становления института банкротства не учитывается принцип комплиментарности институтов, в связи с этим возникают реакции его извращения. Институты дополняют друг друга и желательный экономический эффект достигается только на основе взаимосвязанных институциональных изменений.

     

    Во-вторых, состав института банкротства достаточно сложен и непрозрачен. Это обстоятельство связано с неоднородностью данного института. Он состоит из свода как формальных, так и неформальных правил, которые регулируют взаимоотношения экономических агентов в области неплатежеспособности, механизмов принуждения к исполнению данных правил, а также из набора возможных вариантов интерпретаций правил, которые определяют характер их дальнейшего использования.

    Автором предложены следующие инструменты совершенствования системы антикризисного управления и законодательства о банкротстве, необходимые для повышения его эффективности и прозрачности в деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО). К этим инструментам реализации важнейших функций СРО необходимо отнести:

     

    1. создание национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих единых стандартов и правил профессиональной деятельности, направленных на обеспечение деятельности арбитражных управляющих, основанных на принципах независимости, объективности, добросовестности и разумности исходя из интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве на основе обеспечения баланса этих интересов;
    2. создание эффективной системы контроля за соблюдением арбитражными управляющими требований законодательства о банкротстве и правил профессиональной деятельности;
    3. повышение уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих;
    4. обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности арбитражных управляющих и процедур, применяемых в деле о банкротстве.
    5. Значительный вклад в повышение эффективности института несостоятельности может внести рост информационной прозрачности реализации процедур банкротства. Реализации этой цели послужит
    6.  

    Информация о работе Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий