Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:56, автореферат
Актуальность темы исследования. Институт банкротства – один из важнейших элементов рыночной экономики, который призван стимулировать результативную деятельность хозяйствующих субъектов, способствовать ликвидации неэффективных организаций. В целом, действия института банкротства нацелены на обеспечение реструктуризации проблемных организаций в широком смысле, переводя их из категории неконкурентоспособных в категорию конкурентоспособных. В экономической практике термин «реструктуризация» используется и в более узком смысле – как реструктуризация задолженности предприятий. В данном исследовании реструктуризация рассматривается в широком институциональном контексте.
- 16
- реалиям, является всего лишь инструментом рыночной экономики. Основная задача института банкротства с экономической точки зрения заключается в установлении эффективного режима регулирования российской экономики на макроуровне и управления производственными ресурсами на микроуровне.
|
| |||||||||||||||
Возможные варианты состояния предприятия | ||||||||||||||||
Отсутствие явных признаков |
Наличие факторов, способных |
Несостоятельность | ||||||||||||||
банкротства |
привести к банкротству |
предприятия | ||||||||||||||
Прогнозирование вероятности |
Оценка масштабов кризиса и комплексный анализ причин | |||||||||||||||
банкротства (его сроков) |
банкротства | |||||||||||||||
Прогнозирование |
Определение |
|||||||||||||||
возможности |
реабилитационных |
|||||||||||||||
восстановления |
направлений развития и |
|||||||||||||||
платежеспособности и |
необходимых |
|||||||||||||||
финансовой |
управленческих решений |
|||||||||||||||
устойчивости |
||||||||||||||||
Рисунок 4. Методика диагностического анализа в условиях антикризисного управления
Реализация целей функционирования системы финансового оздоровления обеспечивается путем формирования и последовательного применения формализованных процедур работы с проблемными предприятиями, направленных, с одной стороны, на активизацию их внутренних ресурсов, с другой – на совокупность механизмов государственного регулирования и поддержки процессов восстановления платежеспособности.
Конкретизация данных процедур осуществляется на этапе разработки и реализации планов финансового оздоровления предприятий.
Автор определяет план финансового оздоровления как комплексную программу мероприятий по оздоровлению неплатежеспособного предприятия в течение определенного периода времени, подготовленную предприятием (арбитражным управляющим, консалтинговой компанией или специальной экспертной группой), которая предусматривает способы преобразования и поддержки бизнеса предприятия в целях его развития, достижения стабильного конкурентного положения на рынке и уровня финансовой устойчивости и обеспеченности средствами в объемах, достаточных для ведения эффективной хозяйственной деятельности и полного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленным графиком погашения задолженности.
18
Обобщение отечественной теории и практики антикризисного управления позволило автору систематизировать мероприятия, направленные на комплексную реструктуризацию проблемных предприятий (табл. 1).
Таблица 1 Мероприятия комплексного финансового оздоровления промышленного предприятия
Модели |
Содержание мероприятий | |
реструктуризации |
||
1) |
Ликвидация нерентабельных производств; | |
2) |
Сокращение суммы постоянных издержек; | |
3) |
Снижение уровня производственных издержек за счет | |
Реструктуризация |
повышения производительности труда и сокращения численности | |
Производства |
сотрудников организации; | |
4) |
Внедрение ресурсосберегающих технологий; | |
5) |
Диверсификация производства. | |
1) |
Проведение ускоренной амортизации активной части основных | |
средств с целью возрастания объема амортизационного потока; | ||
2) |
Своевременная реализация устаревшего оборудования или | |
неиспользуемого имущества; | ||
Реструктуризация |
3) |
Сокращение необоснованного размера товарных запасов и |
Активов |
взыскание дебиторской задолженности. | |
1) |
Размещение дополнительных обыкновенных акций; | |
2) |
Конвертация долгов в уставный капитал; | |
3) |
Привлечение долгосрочных кредитов; | |
Реструктуризация |
4) |
Сокращение дивидендных выплат; |
пассивов |
5) |
Реструктуризация задолженности; |
6) |
Взаимозачет; | |
7) |
Использование вексельного обращения. |
Успешность реализации плана финансового оздоровления определяется следующими основными параметрами:
превышение доходов над расходами; восстановление платежеспособности и финансовой
устойчивости; погашение кредиторской задолженности;
возврат кредитов и процентов по ним; эффективность хозяйственной деятельности – достаточная
обеспеченность оборотными средствами, ускорение оборачиваемости средств, усиление договорной дисциплины, обеспеченность портфеля заказов, развитие инноваций и т.д.;
рост конкурентных преимуществ предприятия, уровня конкурентоспособности продукции и востребованности на рынке;
экономический и социальный эффект, то есть рост объемов производства (валового продукта), рост и стабильность поступлений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, рост и стабилизация численности занятых на производстве, подготовка и переподготовка кадров.
19
Направленность антикризисного регулирования на поиск и мобилизацию внутренних резервов позволяет не только выявить потенциал предприятия , но и достичь эффекта реабилитации бизнеса, минимизируя затраты и риск обременения предприятия новыми долговыми обязательствами.
Основные требования к стратегиям мобилизации внутренних резервов предприятий заключаются в том , что они должны способствовать переходу от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы) к прогнозированию рисков, а также обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов в целях восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий, укрепления их позиций на рынке.
Механизмы экономического государственного регулирования процессов финансового оздоровления предприятий должны быть нацелены:
на укрепление и развитие промышленного потенциала региона; поддержание роста поступлений в бюджетную систему за счет
увеличения количества рентабельных производств; обеспечение занятости населения и сокращение численности
безработных, создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, удовлетворяющей потребностям отраслевой и экономической структуры региона;
увеличение производства товаров народного потребления и производственного назначения, валового регионального продукта.
Организация постоянного мониторинга и финансовое оздоровление промышленного бизнеса должно обеспечить субъектам РФ рост поступлений в бюджетную систему, объемов производства и валового продукта, стабильный экономический рост, повысит инвестиционную активность, обеспечит качественный скачок в развитии и реформировании промышленности, ее адаптации к современным требованиям рынка.
2.3. Направления модификации правовых инструментов регулирования института несостоятельности
Качество институциональной среды любой национальной экономики трактуется в современной экономической теории не как объективный постоянно действующий фактор. Вмешательство государства в экономику может быть двояким – государство может как снижать трансакционные издержки, повышая качество институтов в ходе реформ, так и ухудшать качество институциональной среды, размывая права собственности, вводя излишние административные барьеры.
Проведенный автором анализ российских преобразований свидетельствует о том, что трудности позитивных институциональных
20
изменений в целом, в том числе и в отношении экономической несостоятельности, в частности, во многом вызваны неглубоким пониманием закономерностей и логики подобных изменений. Однако при отсутствии долгосрочной политики планируемые изменения либо не происходят (отторгаются), либо затягиваются и сопровождаются высокими издержками и потерями.
Автором в диссертации выявлены причины, по которым функционирование института банкротства не приводит к ожидаемому результату в обществе.
Во-первых, в процессе становления института банкротства не учитывается принцип комплиментарности институтов, в связи с этим возникают реакции его извращения. Институты дополняют друг друга и желательный экономический эффект достигается только на основе взаимосвязанных институциональных изменений.
Во-вторых, состав института банкротства достаточно сложен и непрозрачен. Это обстоятельство связано с неоднородностью данного института. Он состоит из свода как формальных, так и неформальных правил, которые регулируют взаимоотношения экономических агентов в области неплатежеспособности, механизмов принуждения к исполнению данных правил, а также из набора возможных вариантов интерпретаций правил, которые определяют характер их дальнейшего использования.
Автором предложены следующие инструменты совершенствования системы антикризисного управления и законодательства о банкротстве, необходимые для повышения его эффективности и прозрачности в деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО). К этим инструментам реализации важнейших функций СРО необходимо отнести:
Информация о работе Институт банкротства как инструмент реструктуризации промышленных предприятий