Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:52, курсовая работа
Актуальность темы сложно переоценить - в современном информационном обществе интернет – неотъемлемая часть жизни, которая пронизывает все сферы информационного общества. Интернет ― глобальный коммуникационный канал, обеспечивающий во всемирном масштабе передачу мультимедийных сообщений, следовательно, он выполняет коммуникационно-пространственную функцию. Также, интернет — общедоступное хранилище информации, всемирная библиотека, архив, информационное агентство. Другими словами, интернет - это не только средство связи, но также и инструмент, помогающий улучшить процесс коммуникации - формировать и налаживать обратную связь с гражданами.
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………….......................3
1. Интернет как часть информационного общества……….………6
Общая характеристика интернета.……….................................................6
Особенности электронного правительства…………….……….........12
2. Интернет-технологии и эффективность работы специалистов в сфере коммуникаций………..........................................................……….21
2.1 Электронная почта и работа с представителями СМИ как неотъемлемая часть работы специалистов в сфере коммуникаций ………..…..……..………......21
2.2 Корпоративный вэб-сайт и проведение корпоративных мероприятий в глобальной сети…………………………………………………………………….…25
3. Анализ инструментов электронного участия и механизмов обратных связей электронного правительства России……………….…31
3.1 Сравнительный анализ работы электронного правительства зарубежных и отечественных сайтов. …………………………………………………………….31
3.2 Оценка Индекса Полноты и качества обратной связи на государственных сайтах…........................................................................................... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...........43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..........45
Концепция ЭП базируется на трех ключевых
постулатах: открытость или публичность,
электронное участие и онлайн-
Предлагаемая методика опирается на оригинальный метод количественной и качественной оценки важнейшей составляющей ЭП – э-участия. Ниже представлены результаты двух исследований:
Прежде всего, дадим сравнительный анализ применения механизмов электронного участия на сайтах стран Европейского Союза и РФ. Процедура сравнения включает в три этапа:
- Формирование списка механизмов обратных связей, возможных в рамках модели электронного участия.
- Выявление работающих форм ОС на сайтах э-правительства. (Экспертный анализ).
- Расчёт процентных долей использования опций ОС для сайтов ЕС и РФ.
Данные по уровню использования опций ОС сайтов Европейского Союза были получены из отчета об исследовании группы Университета Македонии [1]. Данные по сайтам РФ были получены в ходе исследования группой ИСА РАН. Основой при получении данных ЕС послужила модель “e-pаrticipation areas” DEMO-net [43]. Выборка составила 255 сайтов из 18 стран. В нашем исследовании изучался 91 сайт, в том числе 87 сайтов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), а также сайты Президента, Премьера, «Национальные проекты», «Электронная Россия».
Список механизмов электронного участия, определенных в программе DEMO-net, включает: предоставление информации; создание групп э-участия (community); он-лайн консультации: мнения стейкхолдеров; проведение кампаний/публичных акций; предвыборные кампании; слабоструктурированное обсуждение (deliberation); дискурс; разрешение конфликтных ситуаций он-лайн; городское планирование и вопросы защиты окружающей среды; проведение опросов среди граждан; он-лайн голосование. [44]
Результаты сравнительного анализа продвинутости инструментов э-участия на сайтах ЕС (в общей сложности 255) и РФ (всего 91 сайт) представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.Сравнение полноты обратных связей сайтов ЕС и РФ.
Из рисунка видно, что на сайтах э-правительства РФ доминирует инструмент предоставления информации гражданам (93%). Что же касается сайтов ЕС, они развиваются более равномерно и направлены не только на предоставление информации, но и на вовлечение граждан в диалог, на развитие обратных связей. Преобладающими на сайтах ЕС являются: предоставление информации – 44%, слабоструктурированная дискуссия – 30%, консультации – 28%, дискурс – 16%. Такие инструменты, как вопросы защиты окружающей среды, проведение предвыборных кампаний и создание групп электронного участия (социальных сетей) представлены лишь на каждом десятом из совокупности исследуемых сайтов.
Отметим также, что инструменты он-лайн голосование и проведение предвыборных компаний получили 0% в силу того, что сайты э-правительства федерального уровня на работу таких инструментов не рассчитаны. К тому же, например, для он-лайн выборов в РФ не существует законодательной базы.
Сайты ФОИВ РФ представляют меньше возможностей электронного участия, чем сайты ЕС по всем опциям, кроме предоставления информации и «электронного посредничества» (разрешения споров в режиме он-лайн). Популярность последнего инструмента объясняется распространением форумов, где пользователи получают консультации по конкретным вопросам. Как показало исследование, в остальных областях электронного участия и у сайтов ЕС, и у сайтов РФ есть значительные возможности роста. [34, с.28]
Результаты данного
Итак, в ходе эксперимента установлено, что ряд достаточно перспективных инструментов ОС, разработанных авторами зарубежных сайтов, не используется в РФ. В то же время э-правительство федерального уровня в России внедряет на сайтах свои инструменты, например «общественная экспертиза проектов», или «общественный контроль работы ведомства». Поскольку модель функционирования и развития ЭП во многом имеет свойства аналогичных моделей, развиваемых за рубежом, целесообразно построить такую оценку, которая позволит оценивать результаты внедрения ОС с учётом опыта разных стран. Наиболее важно в данном случае правильно выбрать инструменты ОС для оценки полноты и эффективности. Простое копирование модели, используемой в ЕС, например, ограничивает набор ОС, независимо существующих в России.
Сравнивая различные варианты
ОС с помощью разработанных
Исследование э-правительства в России проведено в 2009 году на сайтах министерств, федеральных агентств и федеральных служб, а также ряда сайтов, например «Национальные проекты» и др. Сформированная специальным образом группа объектов исследования насчитывала 72 сайта.
Результаты оценки применяемости инструментов эталонного множества на исследуемых сайтах представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Оценка наличия инструментов обратной связи на сайтах ЭП РФ. (72 сайта).
При анализе функционирования 72 сайтов экспертами было установлено, что из 14 инструментов ОС, применяемых на сайтах ЭП стран ЕС, в России фактически нашли применение лишь 6 инструментов. Рис. 2 показывает, что эксперты из трёх групп, проводя оценку независимо друг от друга, пришли к довольно согласованному мнению. Так, выявлено, что наиболее распространенными инструментами ОС оказались «предоставление информации» (имеются на более чем 90% сайтов) и «простой вопрос» (более чем на 2/3 сайтов). Инструмент «запрос, требующий подготовки экспертного заключения от ведомства» представлен на 40% сайтов. [43]
Очевидно, что такое использование инструментов ОС деформирует исходную идею развития ЭП России, снижая потенциал развития э-участия и ограничивая гражданскую инициативу.
3.2 Оценка Индексов Полноты и качества обратных связей на государственных сайтах
Поскольку на большинстве сайтов (около 80%) было выявлено наличие 6 инструментов, то оценка экспертами Индексов Полноты и Качества обратных связей велась только применительно к ним.
Эксперты оценивали качество 6 применяемых из 14 возможных механизмов ОС:
Каждый эксперт проводил оценку качества сайтов по единому набору критериев: простота использования механизма ОС; информативность и обновление информации; наличие системы подсказок и специальных форм; участие представителей ведомства в диалоге и принятии решений.
Визуализация оценок сайтов экспертами по Индексам ИП и ИК дана на рис. 3. Отметим, что значения ИП и ИК нормированы и изменяются от 0 до 1, где 1- наилучшая оценка. Оценки каждого сайта представлены точками на графике. Нумерация точек соответствует порядковым номерам 72 исследованных сайтов. Любой читатель, глядя на рис.3, может легко прийти к выводу, что нынешнее состояние ЭП России в части обеспечения э-участия, неудовлетворительно. Мало того, что из 14 применяемых в мире инструментов ОС в России используются только 6, но и эффективность применения этих шести не очень высока. [42]
Рисунок 3 Распределение сайтов ФОИВ по индексу КИ_ОС – 2009 год, групповая оценка.
Кратко опишем те сайты, которые попали в список лучших по Индексам ИП и ИК:
№ 58 – у Федеральной налоговой службы один из наиболее развитых сайтов: неплохая база данных, развитый форум, регулярные опросы пользователей, хорошая он-лайн поддержка и т.п.
№ 22 – на сайте Федеральной миграционной службы задействованы все 6 инструментов ОС, но их качество несколько ниже.
№ 13 – сайт Министерства промышленности и торговли РФ один из лидеров по развитию разных вариантов э-участия. Качественно организованы опросы граждан (развернутые анкеты, разнообразная тематика опросов и др.). Реализация этого механизма намного лучше, чем у сайта № 5 (МЧС), где опросы ограничиваются примитивными голосованиями и у сайта №21 (Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков), где имеется слабоструктурированное обсуждение, но качество реализации механизма ОС невысокое. В целом, «слабоструктурированное обсуждение» – форум/гостевая книга без участия официальных представителей ведомства не требует существенных затрат по поддержанию, формированию дискуссии и др., поэтому ряд сайтов получив хорошие оценки по Индексу ИП, затем «проваливались» по Индексу ИК.
№ 11 – Сайт Министерства образования и науки РФ имеет хороший набор инструментов ОС, в том числе «дискурс» (напомним, что этот инструмент не попал в 6 самых распространенных). У сайта высокие оценки по механизму «предоставление информации», но другие механизмы ОС получили невысокие оценки по критерию «участие представителей ведомства». На сайте публикуются ответы министра, можно задать вопрос в он-лайн режиме, однако участие менее высокопоставленных чиновников не столь заметно и проявляется редко.
В группе лучших находятся сайты
№ 4 (Министерство внутренних дел РФ)
и № 47 (Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору). Однако,
эксперты дали им весьма «неровные» оценки
по различным критериям качества.
Сайт № 63 (Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости) получил
хорошие оценки экспертов по критериям
информативности и простоты использования
инструментов, но участие представителей
ведомства в диалоге с
Большая часть сайтов попала в группу слабого уровня развития ОС по ИП и ИК. Многие из них, по отзывам экспертов, представляют собой «обычную газету» с официальными новостями. В таких «газетах» размещают проекты документов для проверки на коррупциогенность, например, но как высказать мнение по документу, зачастую неясно (разве что по электронной почте редактору сайта).
Проанализировав результаты исследования, обобщим ряд причин такой ситуации.
Проблемы организационного характера:
Методологические причины: проблема вовлечения гражданского общества в процесс управления государством посредством ИКТ и технологий ЭП мало изучена научным сообществом; отсутствие достаточного взаимодействия в развитии методологии ЭП между «практиками» и «учеными».
Установлено, что информационные ресурсы не развиваются в соответствии с концепцией э-правительства и э-демократии, заявленной в программе «Электронная Россия». Более того, развитие ведущих ресурсов ФОИВ РФ слабо соответствует уровню сайтов электронного правительства, например, стран ЕС. [44]
Опираясь на результаты исследования, а также исходя из опыта разработки электронного правительства и моделей э-участия в странах ЕС и в США, целесообразно наладить систему мониторинга полноты и качества обратных связей. Для сайтов с оценками в области низких значений индекса полноты и индекса качества (меньше 0,5) упорядочить деятельность по расширению схем организации механизмов обратных связей с учетом интересов пользователей, разработать план по «обустройство» механизмов обратной связи и наладить службы внедрения новых механизмов. [40]
Информация о работе Интернет - глобальная коммуникационная есть