Использование системы маркетинга в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение системы построения маркетинговой деятельности на предприятии.

Содержание работы

Введение
1.Маркетинг как система управления предприятием в условиях ориентации на требования рынка……………………………………………………………
1.1. Понятие, виды и функции маркетинга……………………………………
1.2. Традиционные и современные организационные службы маркетинга...
1.3. Маркетинговое планирование на предприятии………………………….
2. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Брянский молочный комбинат»……………………………………………………………………….
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «БМК»…………………………………………………………………………..
2.2. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «БМК»……………………..
3. Практические рекомендации по использованию системы маркетинга в управлении ОАО «БМК»
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

6303_VI8.doc

— 569.50 Кб (Скачать файл)

Доставка продукции  ОАО «БМК» осуществляется не только на территорию Брянской области, но и в соседние области: Калужскую, Тульскую, Курскую. Налажены крупные поставки в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж

В качестве итога производственной деятельности  предприятия ОАО «БМК» выделим:

    1. Широкий ассортимент выпускаемой продукции
    2. Наличие собственных транспортных средств
    3. Высокая себестоимость продукции
    4. Высокий коэффициент износа оборудования

Маркетинг

Сейчас служба маркетинга становится базовой службой на любом предприятии. Без осуществления комплекса маркетинга нельзя говорить о развитии фирмы, и ген. директор ОАО «БМК» это осознает, поэтому в 2004 году был создан отдел маркетинга.

Анализируя область маркетинг  - менеджмента ОАО «БМК» можно сделать вывод о том, что уровень подготовки руководителей и опыт работы в практической деятельности весьма высок, т.к. все руководители имеют высшее образование и систематически проходят курсы переподготовки кадров, повышения квалификации, обмениваются опытом и знаниями со своими коллегами.

На предприятии руководство  осуществляет Совет директоров, куда вошли представители инвестиционной группы РОСТ, имеющие большой опыт в антикризисном управлении промышленными предприятиями и инвестиционными проектами.

Современные рыночные условия  требуют разносторонней образованности людей, занятых в производстве материальных ценностей. Поэтому сотрудники управленческого  звена предприятия постоянно  проходят курсы повышения квалификации и обмениваются опытом и знаниями со своими коллегами.   

Организационная структура  предприятия линейно-функциональная, т.е. каждое подразделение выполняет  свои четко определенные функции. Это  позволяет контролировать деятельность предприятия в целом и предотвращает дублирование функций.

     Характеристика организационной структуры управления представлена в таблице 7.

 

 

Таблица 7

Характеристики организации ОАО «БМК»

Фактор

ОАО «БМК»

Взаимодействие «организация –  внешняя среда»

Механическая

Взаимодействие «организация – человек»

Корпоративная

Взаимодействие «подразделение –  подразделение»

Линейно-функциональная


 

Финансы. В настоящее время анализ финансово-хозяйственной деятельности является элементом в системе управления производством, эффективным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой для разработки планов и принятия управленческих решений. Финансовый анализ широко распространен, однако из всего множества его видов чаще всего применяется только один - классический подход, основанный на определенных групп коэффициентов и сравнении их с нормативными значениями. Этот подход, безусловно, удобен в применении, но не всегда достаточно информативен, так как не дает возможности проследить взаимосвязи между показателями, а значит, и между явлениями, которые характеризуются этими показателями. В такой ситуации причины тех или иных явлений в деятельности предприятия достаточно сложно. Между тем именно причинно-следственные связи экономических явлений и процессов являются предметом анализа хозяйственной деятельности. В качестве основы для финансового анализа использованы бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках за 2006-2008 гг. (приложение 1). Расчет основных показателей деятельности предприятия произведен в приложении 2.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод  о том, что предприятие имеет неустойчивое финансовое положение. Коэффициент финансовой зависимости слишком большой, что свидетельствует о наличии больших займов у предприятия, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству фирмы. Необходимо отметить что ОАО «БМК» не хватает собственного капитала, что привело к дефициту собственного оборотного капитала. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2006 году увеличился, но его значение остается низким. Это может свидетельствовать о каких-либо трудностях с платежеспособностью. Показатели деловой активности за два года говорят о рациональном использовании ОАО «БМК» собственных ресурсов. Но снижение в 2006 году коэффициентов оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей свидетельствует об уменьшении коммерческого кредита, предоставляемого предприятием, и об увеличении роста покупок в кредит. Значения коэффициентов рентабельности инвестиций собственного капитала и реализации говорят об эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, большинство  показателей не соответствуют установленным нормативам, что позволяет сделать вывод:

  1. Предприятие имеет большое количество займов и кредитов
  2. Недостаток собственного оборотного капитала
  3. Высокие показатели деловой активности            

 

2.2. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «БМК»

Отдел маркетинга ОАО «БМК» с успехом выполняет весь комплекс работ направленный на продвижение продукции и улучшения имиджа предприятия, а именно:

  • серьезно занимается исследованием потребителей, выявлением потенциальных сегментов;
  • проводит маркетинговые исследования рынков соседних областей;
  • проводит постоянный мониторинг положения конкурентов;
  • работает над созданием фирменного стиля товара
  • заниматься вопросами рекламы товара
  1. Предприятие в своей работе ориентируется на следующие сегменты:
  • Потребители с низким уровнем дохода на одного члена семьи в месяц, при выборе молочной продукции ориентирующиеся на экономию, употребляющие молочные продукты иногда или часто и чередующие несколько марок.
  • Потребители со средним уровнем дохода на одного члена семьи в месяц, при выборе молочной продукции ориентирующиеся на экономию, употребляющие молочные продукты часто или ежедневно и чередующие несколько марок.
  • Потребители со средним уровнем дохода на одного члена семьи в месяц, ведущие здоровый образ жизни, употребляющие молочные продукты постоянно или часто и чередующие несколько марок или экспериментаторы.
  • Потребители со средним уровнем дохода на одного члена семьи в месяц, выбирающие продукцию для всей семьи, особенно подходящую для детского питания, употребляющие молочную продукцию постоянно или часто и чередующие несколько марок или экспериментаторы.  

Для пенсионеров, определяющим фактором при покупке молока, является цена. Согласно мониторингу цен от 07.09.2008 молочная продукция от ОАО «БМК дорогая. Поэтому пенсионеры предпочитают покупать более дешевую молочную продукцию других производителей. Значит данный сегмент, в настоящее время не охвачен.

2. В 2008 г. ОАО «БМК» работало как на внутреннем рынке (г. Брянск и Брянской область), так и за её пределами: г. Благовещенск, Екатеринбург, Орел, Калуга, Белгород, Воронеж, Москва. Поставки продукции в город Москву к концу 2008 г. достигли в 16% ежемесячной реализации. На внутреннем рынке Брянской области в течение года было реализовано 72% произведенной продукции.

     3. Основными брендами продукции предприятия являются:

  • «Милград»- молочная продукция премиум класса, объединяет под собой самые разные и очень вкусные молочные продукты.
  • «Веселый луг»- молочная продукция, которая славится демократичностью цен, широтой ассортимента и безупречным вкусом.

 В 2006 году была разработана серия продуктов под новой торговой маркой «Глиняная крынка».

     4. Маркетологи предприятия выработали рекламную компанию продукции торговых марок «Милград» и «Веселый луг», которая представлена на телевидении, по радио и в прессе.  
На данный момент, существует 9 рекламных роликов, транслирующиеся на Первом и на «60»канале».

ОАО «БМК» достаточно широко освещает информацию о своей продукции в региональных печатных изданиях, таковыми являются: «Перекресток», «Комсомольская правда», «Совет эксперта», «Наш город», «Десница».

В последнее время  стала очень популярной щитовая  реклама. ОАО «БМК» разработало принципиально новые, привлекающие внимание, яркие, запоминающиеся постеры о молочной продукции под брендами «Милград», «Веселый луг» и «Глиняная крынка», которые размещены во всех районах г. Брянска, что в немалой степени оказывает влияние на увеличение продаж продукта. Информацию о своей продукции предприятие разместило в специальном буклете, а также на маленьких календариках.

ОАО «БМК» активно  участвует в благотворительных акциях. На попечительстве у предприятия находится два интерната.

Так популярная сейчас интернет – реклама активно используется маркетологами предприятия. В настоящее время наше ОАО «БМК» имеет собственный сайт. Использование рекламы в Сети несомненно способствует увеличению продаж продукции и более быстрому выходу на новые рынки.

В январе 2009 года во всех фирменных магазинах предприятия и в торговой сети «Журавли» проводились дегустации продукции   производимой на предприятии. Необходимо отметить, что   продукция   ОАО   «БМК»  представлена продуктовых магазинах г. Брянска в полном ассортименте. Что делает ее доступной для потребителя.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что отдел  маркетинга на предприятии справляется со своими задачами вполне успешно, что, прежде всего, сказывается на продаже продукции, а именно на их увеличении.

 

Анализ каналов распределения  и товародвижения на предприятии  ОАО «БМК»:

Немало важным компонентом  успеха работы предприятия, является правильный выбор   каналов   распределения   и   товародвижения.   Каждая   фирма должна спланировать процесс товародвижения, который должен учитывать следующие факторы: соответствие маркетинговой программе, формирование отношений с каналами сбыта, учет издержек и прибыли, традиционность каналов сбыта.

Сбытом продукции на ОАО «БМК» занимается отдел реализации, который появился на предприятии в последних несколько лет.

Одной из функций этого  отдела является выбор каналов распределения, распределения различают в зависимости  от числа составляющих его уровней. Для реализации своей продукции ОАО «БМК» применяет многоканальную маркетинговую систему, то есть использует для сбыта продукции одновременно несколько каналов распределения: нулевой, одноуровневый и двухуровневый.

По результатам проведенного анализа, в настоящее время ОАО «БМК» ориентируется на нулевой канал, который занимает 25%. Как показала практика, продажи молочной продукции через фирменные магазины являются прибыльной деятельностью предприятия, т.к. объем продаж наблюдался достаточным для покрытия издержек на прямой маркетинг. ОАО «БМК» имеет собственную сеть фирменных магазинов. Фирменная торговля – визитная карточка комбината, гарантирующая качество выпускаемой продукции. Сеть фирменных магазинов отличается высоким качеством продаваемой продукции, широким ассортиментом появлением новинок, а также культурой обслуживания. На сегодняшний день функционируют также 9 фирменных магазинов «Брянскмолсервис» и специализированных киоска, где покупатели могут приобрести молочную продукцию ОАО «БМК» по ценам производителя.

 Основную долю в сбытовой деятельности составляют каналы одноуровневый-30% и двухуровневый-45%. Одноуровневый канал представлен в виде реализации молочной продукции посредством дилеров: различные, нефирменные, магазины и торговые потребительских рынках Брянска. Двухуровневый канал сбыта предполагает одновременное наличие оптовой и розничной торговли молочной продукции ОАО «БМК». Данный канал является полем деятельности дистрибьюторов. Наиболее важными дистрибьютора ОАО «БМК» являются следующие фирмы: ИП Крестьянова (г. Брянск), ЧП Шевелев (г. Брянск), ООО «Провинциал» (г. Клинцы), ЧП Филатов (г. Людиново), ЧП Шпакова (г. Брянск).

Использование двухуровневого канала сбыта является эффективным с экономической точки зрения, поскольку организация такой разветвленной сбытовой сети позволяет охватить весь рынок молочной продукции ОАО «БМК», а большие поставки небольшому числу покупателей, которыми являются дистрибьюторы, позволяют значительно сэкономить на рекламе, затратах на управление процессом товародвижения со стороны производителя.

В связи с наличием большого числа конкурентов, ОАО «БМК» должно использовать нетрадиционные подходы в политике распределения. В качестве такого подхода предприятие может рассмотреть своеобразное слияние принципов интенсивного селективного распределения, т.е. оно может выделить для себя наиболее перспективных торговых посредников и начать использовать в работе с ними методы вертикальной интеграции. При вертикальной интеграции происходит объединение усилий производственного посредника - продавца готовой продукции.

Информация о работе Использование системы маркетинга в управлении предприятием