Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 03:51, статья
Данная статья есть попытка показать, что движение в сторону стандартизации методов управления – является главным направлением развития экономики предприятий во всем мире (в т. ч. и в России); что стандарты управления являются инструментами реализации концепции BPI (постоянного совершенствования); что внедряя передовые методики предприятия получают практические результаты улучшения и критерии оценок достижения уровней совершенства (уровней BPI).
2.2.3. Цикл BPI - рационализация и развитие клиентов (переход с III уровня на IV)
Этот цикл начинается только после того, как задачи I и II уровней BPI работают, и на предприятии наблюдается действие философий JIT «точно-в-срок».
На данном цикле осуществляется налаживания взаимодействия с клиентами в развитии товаров и перспективном планировании рыночных тенденций. На данном цикле начинает использоваться методология CSRP наряду с философией JIT.
CSRP делает возможным планировать ресурсы предприятия в зависимости от потребности клиента, осуществляя адаптацию бизнес-процессов к внешней среде за счет интеграции предприятия с внешними агентами.
MRP и ERP методологии охватывают
производственный и
Методология CSRP позволяет при планировании и управлении предприятием учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как "вспомогательные" или "накладные".
CSRP перемещает фокус внимания
с планирования производства
к планированию заказов
CSRP заставляет пересмотреть бизнес
- Снижение производственных издержек,
- Развитие инфраструктуры для создания индивидуализируемых, конфигурируемых решений;
- Улучшение обратной связи с покупателями ;
- Обеспечение лучшего сервиса для покупателя.
Это не технологическая эффективность,
которая обеспечивает лишь временное
конкурентное преимущество, это - способность
создавать продукты, удовлетворяющие
разнообразным потребностям покупателя
и лучший сервис, то есть - получение
устойчивого конкурентного
2.2.4. Цикл BPI - одержимость качеством (переход с IV уровня на V)
Управление Качеством
Стандарт системы качества ISO
Цель данного цикла BPI – внедрение на предприятии культура качества, где каждый предан непрерывному усовершенствованию во всем, что делается в каждодневной работе. TQM включает базовые элементы, которые существенно расширяют понятие системы качества и могут быть реализованы с помощью ERP-системы.
Определены следующие фазы развития качества, фиксирующие проникновение философии TQM на предприятие [10].
Таблица 4. Фазы развития качества
Фаза |
Положение компании |
Решение проблемы |
Состояние качества |
На I ур. BPI Сомнение |
Ответственность за «проблемы качества» на отделе качества |
§ Пожарные методы § Бегство от ответственности § Уроки мало чему учат |
Почему у нас есть проблемы с качеством? |
Ha II ур. BPI Интерес |
Понимание, что TQM может помочь, но нет времени на это |
§ Команды решения основных проблем § Поощряются скороспелые решения |
Действительно ли нам приходится иметь проблемы качества? |
Ha III ур. BPI Понимание |
Становится поддерживающим и полезным |
§ Уроки учат § Проблемы ставятся открыто и упорядоченно |
Мы определяем и решаем наши проблемы |
Ha IV ур. BPI Убежденность |
Участие в обеспечении непрерывного акцента |
§ Проблемы рано распознаются § Все области открыты для предложений и улучшений |
Предотвращение проблем есть часть нашей обычной работы |
На V ур. BPI Всеобщее качество |
TQM – существенная часть всех систем компании |
§ Проблемы предвидятся и предотвращаются |
Мы знаем, почему у нас нет проблем с качеством |
3. Результаты, необходимые для выхода на следующий уровень BPI
3.1. Ключевые процессы и
Переход с I на II уровень BPI предполагает использование ключевых процессов, которые при совместном выполнении приводят к достижению целей внедрения новой бизнес-модели предприятия на базе методики MRPII и технологий ERP-системы.
Рис.6
Ключевыми процессами при достижения II уровня BPI являются (см. Рис2.):
- Управление требованиями клиентов;
- Планирование;
- Диспетчирование производтсва;
- Управление снабжением;
- Обеспечение качества;
- Управление Складскими Запасами.
Практическое использование MRPII (при реализации новой бизнес-модели) приводит к сокращению:
- Логистического цикла, т. е. времени перемещения материальных потоков от поставщика к потребителю продукции;
- Производственного цикла, т. е. длительности изготовления продукции;
Сокращение логистического цикла происходит:
За счет сокращения страховых запасов материалов. Страховые запасы формируются из-за того, что никто не знает на предприятии времени доставки материалов поставщиками, нормирование данного времени по элементам номенклатуры и по поставщикам, накопление статистик и выбор поставщика с учетом «надежности поставок», ведет к предсказуемости длительности срока поставок и к сокращению страховых запасов материалов.
За счет сокращения запасов Готовой Продукции. Введение в практику прогнозов отгрузки ГП, накопление статистики по потребности ГП потребителями (т. е. точного прогнозирования), и точного запуска в производство выпуска ГП (т. е. работать под заказ, а не на склад).
Сокращение производственного цикла происходит:
За счет сокращения времени настройки оборудования и времени перемещения;
За счет оптимального расчета партий запуска деталей;
За счет сокращению времени выпуска изделий, исключив возвраты по технологическим операциям и переделу брака. Это достигается с помощью набора статистики дефектов по рабочим центрам, работникам, деталям, техкартам, и с помощью строгой технологической дисциплины, когда Наряд Задание не запускается в производство, если нет Спецификации и техкарты изготовления.
Сокращение данных циклов ведет к сокращению Складских Запасов/СЗ (по данным западных исследователей от 15 до 50 %) и уровня Незавершенного Производства/НЗП.
Внедрение MRPII на базе ERP-системы имеет также и косвенные выгоды, такие как:
- Снижение доли непроизводительного труда за счет сокращения процессов, не приносящих добавочную стоимость;
- Сокращение коммерческого цикла за счет более четкой организации оформления и заключения заказов на продажу и закупку;
- Сокращение цикла оборачиваемости оборотных средств за счет более четкой организации управления счетами дебиторов и кредиторов;
- Повышение гибкости реагирования на требования потребителей.
Фиксация фазы внедрения новой бизнес-модели осуществляется только после того, как предприятие начинает получать реальную экономическую выгоду от использования MRPII.
3.2. Оценка достижения II-го уровня BPI по ключевым процессам.
Далее будут рассмотрены цели в Ключевых Процессах. Ключевые Процессы соотносятся с элементами стандарта ISO 9001:2000. Качественная и количественная оценка Ключевых Процессов соответствует следующим уровням BPI:
- 20 % - 1-й уровень BPI;
- 40 % - 2-й уровень BPI;
- 60 % - 3-й уровень BPI;
- 80 % - 4-й уровень BPI;
- 100 % - 5-й уровень BPI.
Таким образом, достижение 40% по всем шести Ключевым процессам будет означать, что предприятие вышло на II-й уровень BPI. Если хотя бы у одного Ключевого Процесса не достигнута оценка 40 % - считается, что предприятие находится на первом уровне BPI.
3.2.1 Планирование(ISO 9001:2000–«7.1.Планирование процессов реализации»)
КП «Планирование» в общем контексте внутрифирменного планирования является одним из уровней многоуровневого планирования, включающего:
I. «Стратегическое и годовое тактическое планирование», определяющее задачи и финансовые результаты, которые организация хочет достичь в заданный плановый период;
II. «Объемно-календарное планирование», определяющее понедельный график выпуска Готовой Продукции.
III. «Наряд-Задание на выполнение работ», подразумевающее детализацию выполнения работ до индивидуальных заданий исполнителям с определением технологической карты и маршрута изготовления ДСЕ, комплектации материалов, нормативной себестоимости работ, критериев качества.
Первый уровень планирования реализуется
с помощью финансового
Второй уровень планирования не является жестким требованием, а, скорее, прогнозом производства и реализации продукции.
Требования к исполнению точно в срок планового задания связано не со II-м, а с III-м уровнем планирования – «Задание на выполнение работ».
КП «Планирование» ставит следующие цели:
1. Базовые данные, используемые для планирования (нормативы на организационный и элементные аспекты), должны подлежать формализации, учету в ИС и непрерывному уточнению;
2. Реализация планов должна отслеживаться;
3. Действия и обязательства по осуществлению планирования должны стать повседневной практикой. Задействованные группы и личности должны выполнять обязанности, связанные с планом.
Таблица 5 – Уровни оценки зрелости КП «Планирование»
Качественная характеристика уровней зрелости |
в % |
0. Планирование от достигнутого в прошлых периодах, кроме того есть авральное реагирование на внешние события; |
0% |
1. В наличии первый уровень планирования (на базе бюджетирования), второй уровень планирования существует в укрупненном виде по данным отдела сбыта (без учета возможностей пр-ва), третьего уровня планирования как такого нет – есть производственное диспетчирование; |
20% |
2. Для второго уровня
планирования вводится |
40% |
3. Используется моделирование
объемно-календарных планов и
оценка альтернативных решений, |
60% |
4. Накапливаются формализованные
знания (метрики) по элементам
планирования (качество, время, ресурсы,
взаимодействие, риски, реагирование,
условия заказчика), что позволяет
получать качественные планы
второго уровня и включить
конфигурирование заказа |
80% |
5. Система Управления
Знаниями (СУЗ) [7] автоматически отслеживает
критические моменты, помогая
в оперативном |