Исследование причин возникновения конфликтов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В силу того, что конфликты оказывают огромное влияние на жизнь организаций, оптимизация их является важнейшим условием эффективного руководства. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вступает в противоречие с интересами другой стороны

Содержание работы

. Теоретические основы исследование возникновения причин конфликтов в организации……………………………………………………………………..……5
1.1. Понятие конфликта, его цели и эффективность………………………………....5
1.2. Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки……………………..…….6
1.3. Основные ошибочные типы поведения в конфликте……………………..…….8
1.4. Виды выхода из конфликта……………………………………………………...10
1.5. План разрешения споров…………………………………………………………12
1.5.1. Типичные ошибки, возникающие в споре……………………………....13
1.6. Предупреждение конфликтов……………………………………………..…….15
2. Исследование причин возникновения конфликтов в организации………………....17
2.1 Краткая характеристика организации…………………………………….……..17
2.2. Описание предмета, целей, задач и ожидаемого результата (исследования)……………………………………………………………………….....20
2.3. Фиксирование и обработка полученных результатов.…………………………21
2.3.1. Личные паспорта респондентов…………………………………………..21
2.4. Сводная ведомость результатов тестирования ………………………..……….31
3. Рекомендации по устранению возникновения причин конфликта в организации………………………………………………………………………………..……32
Заключение ………………………………………………………………………………......................……33
Список литературы……………………………………………………………………………..35
Приложение ……………………………………………………………….….…………….…..36

Файлы: 1 файл

к р.docx

— 125.04 Кб (Скачать файл)

Конфликт (от латинского - conflictus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.п. Конфликты охватывают все стороны жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат  субъективно-объективные противоречия, но эти явления (противоречия и конфликт) не следует объединять. Противоречия могут существовать длительное время  и перерастать в конфликт. В  основе же конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности  и ценности. Такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения  его предмета, и сделать это  зачастую отнюдь нелегко. Многие конфликты  имеют столь запутанную и сложную  предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. Напластование проблем  может сделать сам предмет  конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки».

Примерами конфликта с  множеством причин, частных предметов  служат семейные неурядицы или межнациональные  конфликты.

Чтобы избежать конфликта, человек  в отношениях с другими людьми должен проявлять лояльность, расположение, терпимость и добрую волю, быть справедливым, дружелюбным, уважительным и вежливым, т.е. строить свое общение с окружающими  на такой благожелательной основе, как взаимное доверие, надежность в словах и на деле. Всякие взаимоотношения, как деловые, так и сугубо личностные, эффективны только при уступчивости и сдержанности сторон, честном партнерстве, обоюдном стремлении к улаживанию разногласий и конфликтов, если они случаются.

 

Список литературы

  1. Теория управления: Учебное пособие Автор: Бурганова Л. А. Издательство: Инфра-М, 2009 г.
  2. Управленческая психология: учебник. Автор: Дина Рамендик.
  3. Издательство: Инфра-М, 2009 г.
  4. Управленческая психология: учебник. Автор: Морозов. Издательство: Академический проект, 2009г
  5. Демидова Г.В. «Управленческая психология» учебное пособие, Москва, 2009г
  6. Рутицкая В.В. Справочник кадровика, М., 2004.
  7. Бершова Л.В. Курс лекций для руководителей, М.: Международная академия предпринимательства, 2003.
  8. Яккока Л. Карьера менеджера, М,1990.
  9. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование, Л,1982.
  10. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов, Спб, 1993.
  11. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов, М,1990.
  12. Фэйр М. Выиграть может каждый М,1992.
  13. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психологоия малой группы: теоретический и практический аспект, М, 1991.
  14. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера,М.:Экзамен, 2000
  15. Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологоии призводственных конфликтов, Л, 1977.
  16. Сомова Л.К. Разрешение конфликтов, Менеджер,2000, № 11.
  17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, М.: Высшая школа, 2002.

 

 

Приложение 1

Тест «СОЦИОТИП»

 

ФИО __________________________________________________________  Группа №  ___________

Инструкция: Из каждой пары описаний (1-2,  3-4,  5-6, 7-8) выберите одно и отметьте его (любым знаком).

 

1

Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и  меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все  доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных  правил

 

2

Ваша работоспособность  зависит от настроения, которое может  меняться без видимых причин. Периоды  подъемов сменяются спадом активности. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и  инструкциям

 

3

Вы не любите выяснять причины  ссор и недоразумений. Ставите разум  выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете  не обсуждать темы личной жизни как  своей, так и чужой.

 

4

Вы склонны  идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Избегаете ссор. Вас интересуют чувства и взаимоотношения  между людьми. Стараетесь сделать  людям приятное, учтивы

 

5

Вы реалист, не любящий  пустых фантазий, практичны, уверены  в себе. Предпочитаете не распыляться  на несколько дел сразу. Тщательно  занимаетесь одним. многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного вами и другими

 

6

Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне, склонны к  колебаниям и сомнениям, не всегда уверены  в себе, рассеяны. Больше тяготеете  к теории, чем к практике

 

7

Вы осмотрительны, сдержанны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя в споре, чтобы не сказать лишнее

 

8

Вы легко сходитесь  с новыми людьми. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непри-нужденны, импульсивны, откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивости, несдержанны

 

 

Приложение 2

 

Тест   «КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

 

ФИО _________________________________________________Группа № ___________

 

Тест позволяет оценить степень  вашей конфликтности или тактичности.

Инструкция: Выберите один из трех предложенных вариантов ответа — «а» «б» или «в».

Опросник

 

  1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете?

а) избегаете вмешиваться в ссору;

б) можете вмешаться, встать на сторону  потерпевшего, кто прав;

в) всегда вмешиваетесь и до конца  отстаиваете свою точку зрения.

  1. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

а) нет;

б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

в) всегда критикуете за ошибки.

  1. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

а) если другие вас поддержат, то да;

б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

в) боитесь, что за критику вас  могут лишить премиальных.

  1. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

в) вы спорите со всеми и по любому поводу.

  1. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

б) возмущаетесь, но про себя;

в) открыто высказываете свое негодование.

  1. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

а) выскажитесь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого  проекта;

б) выделите положительные стороны  в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;

в) станете критиковать ее: чтобы  быть новатором, нельзя допускать ошибки.

  1. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогое вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете;

а) что одобряете покупку, если она  доставила ей удовольствие;

б) говорите, что эта вещь безвкусна;

в) постоянно ругаетесь, ссоритесь  с ней из-за этого.

  1. Вы встретили детей, которые курят. Как вы реагируете:

а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных  озорников?»;

б) делаете им замечание;

в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.

  1. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае вы не даете  ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

б) попросите, чтобы он еще раз  при вас подсчитал сумму;

в) это будет поводом для скандала.

 

  1. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

а) да, но если вы даже и выскажете  ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или  даже уволят с работы;

в) вы вымещаете недовольство на младшем  персонале (уборщицах, официантках).

  1. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

а) нет;

б) разумеется, признаете;

в) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были неправы?

Приложение 3

 

Тест  «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ»

стратегия поведения в конфликтной  ситуации

(тест К. Томаса)

 

ФИО ____________________________________________________Группа № __________

 

Тест призван выявить склонность сотрудника к использованию пяти основных стилей конфликтного поведения  и степень выраженности этой склонности.

Инструкция: Выберите из 30 приведенных ниже суждений то, которое более типично для вашего поведения в конфликтной ситуации.

Опросник

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.  А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

 Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.  А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4.  А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

 Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.  А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.  А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем..

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

 

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Информация о работе Исследование причин возникновения конфликтов в организации