Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в разработке проекта этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия» на основе проанализированных материалов по теме курсовой работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение определенных задач:
выявить существующие проблемы в этике менеджмента;
дать определение понятию этического кодекса;
определить значение этического кодекса в менеджменте и организации;
раскрыть основные этапы в создании этического кодекса организаций;
на основе проведенного социологического исследования, разработать проект этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 10
1.1. Понятие этики в менеджменте 10
1.2. Существующие проблемы этики в управлении 22
1.3. Этический кодекс организации как составляющая этики менеджмента 41
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА 48
ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Основные этапы создания этического кодекса организации 48
2.2. Разработка этического кодекса для ООО «НИНЕВИЯ» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего и профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.Н.ТУПОЛЕВА»
Гуманитарный факультет
Кафедра социологии, политологии и менеджмента
Специальность 030602
Курс IV
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Современный менеджмент»
студентки Юровой Кристины Сергеевны группы 7403
Тема: Исследование проблемы
этики в менеджменте и
Научный руководитель:
доктор политических наук
профессор, зав.каф.СПМ
Беляев Владимир Александрович
Казань 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
В современном обществе, особое значение придается таким характеристикам жизни общества, как экономика, управление и этика. Их взаимоотношение, зависимость и влияние друг на друга имеют особое значение для современного общества в целом. Экономика создает материальную базу и основы для жизнедеятельности в обществе; управление, в свою очередь, обеспечивает эффективное функционирование экономики. Этика же имеет влияние на вышеперечисленные характеристики одновременно, формируя правила взаимоотношения людей не только в повседневной жизни, но что особо важно, в управлении, развитии экономических, торговых, политических взаимоотношений между индивидами, организациями или даже государствами.
Этика – философская наука, которая регулирует поведение человека во всех сферах жизнедеятельности. На сегодняшний день, во время развития товарно-денежных отношений, во время стремительного развития всемирной экономики, нормы этики имеют особую важность. Но при этом быстрое развитие экономики влечет за собой и переоценку ценностей, и как следствие изменения в структуре этики и морали, что создает определенные проблемы.
Актуальность темы исследования. За последние двадцать лет проблемы этики в управлении привлекают все больше внимания исследователей, общественных деятелей и менеджеров. Такие показатели эффективности деятельности организации как: репутация, этическая оценка и даже уровень прибыли, имеют прямую зависимость от принятых в организации этических норм, так как, несомненно, для успешного функционирования организации важны честность и доверие.
В современной России этика имеет свои особенности. Нормы советской трудовой морали были разрушены, но новые нормы только начинают формироваться. При этом в 90-х годах широкое распространение получили нормы криминальных субкультур, в средствах массовой сегодня ведется активная пропаганда западных ценностей либеральной направленности.
В результате, отдельные организации проявляют собственную инициативу при создании этических норм, кодексов и других документов, регулирующих данный аспект. Но бывают случаи, когда руководство организации не считают нужным создавать документы, регулирующие этические нормы. Отсутствие документов, регулирующих морально-этические нормы в фирмах, наблюдается сегодня в организациях, так называемого малого бизнеса. Но при этом нельзя утверждать, что формирование этики управления и деловой этики в частности, начинается с «чистого листа».
Особенность этики бизнеса и управления в России заключается в том, что и по сей день сохранились устои дореволюционного предпринимательства. Общепринятые в стране принципы ведения предпринимательских отношений (что важно заметить – в виде морально-этического кодекса) были официально декларированы в 1912 году. Даже газета «Биржевые ведомости»1 в дореволюционной России выходила под лозунгом «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». В советское время существовали такие понятия, как: трудовой коллектив, общественная значимость труда, участие трудящихся в управлении, социальная ответственность руководителя, которые служили основой этики предприятия. В современном обществе, эти понятия с каждым днем становятся все более важными для организаций, которые ставят перед собой цель укрепления своих позиций на рынках.
Актуальность проблематики социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса подтверждается, например, тем фактом, что курс «Деловая этика» изучается в настоящее время практически во всех вузах страны. В настоящее время, на этапе развития коммуникационных технологий, технологий управления в организациях, необходимо особое внимание уделять этическим и моральным нормам, так как от этих показателей во многом зависит не только достижение поставленных организацией целей, но и взаимоотношение с внешней средой организации.
В сфере деятельности связей с общественностью, так же как и в менеджменте, этические нормы имеют большое значение. Это связано не только с развитием нового вида рыночных отношений, новых каналов коммуникации. Это связано в первую очередь, с необходимостью часто принимать решения «с ходу» и при этом существует требование, при котором должны быть удовлетворены интересы общественности, клиента, ценности внутренней среды организации, этического кодекса организации.
Сегодня, большинство профессиональных организаций, множество кампаний и фирм имеют собственные этические кодексы, которые имеют своей целью установить нормы поведения для профессиональных сотрудников организации для соблюдения этических норм.
Степень разработанности проблематики исследования. Проблема оценки важности этических норм рассматривается в работах таких авторов, как: И.К.Алехина «Морально-этические аспекты управления»2, Р.Н.Моесеева «Международные этические нормы и психология делового общения»3, В.Н.Мирошниченко и В.В.Шапарь «Этика и психология менеджмента»4, И.П.Стуканова и И.А.Дубровина «Менеджмент и маркетинг»5. В данных работах подробно рассматривается этимология понятия этика и важность этических норм в управлении.
Работа М.Мескона, М.Альберта
и Ф.Хедоури «Основы
Важно заметить, что вопрос проблем этики в менеджменте рассматривается лишь на примере крупных организаций. Сфера деятельности среднего бизнеса или малого предпринимательства не упоминается ни в одном из источников. Тема этических кодексов рассматривается лишь как способ для повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что это связано с тем, что в России на сегодняшний день только зарождается тенденция к использованию подобных мер по повышению характеристик этичности поведения руководителей и работников организации, при этом важно заметить, что подобные организации занимают довольно значимые места на рынке торговли.
Для анализа любого явления или социального феномена необходимо выделение объекта и предмета изучения. Для данной работы объектом исследования является этика менеджмента, а предметом – этический кодекс организации как составляющая этики менеджмента.
Цель данной курсовой работы заключается в разработке проекта этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия» на основе проанализированных материалов по теме курсовой работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение определенных задач:
Теоретическая основа исследования. Для написания данной курсовой работы теоретической основой стали работы Аристотеля «Никомахова этика»7 и работа М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»8.
Подход к рассмотрению справедливости в этике Аристотеля широко применим на сегодняшний день не только в повседневной жизнедеятельности людей, но все более широкое распространение получает в сфере коммуникаций между людьми и организациями, и как следствие в управлении, экономике и предпринимательстве. Подходы к рассмотрению проблем счастья, добродетелей, их соотношения, которые затрагиваются в главах I, IV, VII, и VIII более применимы в сфере психологии и философии, которые в рамках данной работы, призваны сформировать верные ориентиры и морально-этические нормы в каждом человеке, а не организации в целом.
Подход к рассмотрению
М.Вебером протестантского
Эмпирическая база исследования. Эмпирической основой работы послужили:
1) Вторичный анализ данных социологического исследование журнала «Эксперт», проведенного для статьи «Репутация: как это делается в России». Результаты исследований, проведенные журналом "Эксперт"9, показывают, что менеджеры российских бизнес-организаций включают этику отношений с внешними и внутренними партнерами в число важнейших составляющих общей оценки делового имиджа организации.
2) Так же рассмотрение и анализ миссии таких организаций, как: «Альфа-Банк», «Конкорд», рассмотрение этических кодексов организаций: группы кампаний e-Style в России, финансово-промышленной группы «Альфа-групп», использование кодекса корпоративной этики сотрудников Тюменской нефтяной компании.
3) Проведение самостоятельного социологического исследования с целью выяснения о наличии или отсутствии этического кодекса в таких организациях, как: ООО «Ниневия» (кафе); ООО «УК«Роял-Фудз» (кафе-бар); ООО «Сахара» (ночной клуб-бар).
Так же в данной курсовой работе бы ли использованы такие учебные пособия И.А.Артамоновой и Н.А.Бахаревой «Этика менеджмента»10 и учебное пособие Ю.Ю.Петрунина и В.К.Борисова «Этика бизнеса»11, в которых понятие этики и этических норм рассматривается во взаимосвязи с универсальной, профессиональной этикой, экономикой и психологией. Также учебное пособие А.К.Семенова и Е.Л.Масловой «Этика менеджмента»12, где этичность действия менеджера организации рассматривается с разных позиций.
Степень новизны данной курсовой работы заключается в первую очередь в создании проекта этического кодекса для такой организации как предприятие общественного питания кафе или кафе-бар. На сегодняшний день, как показали результаты проведенного исследования, в организациях общественного питания с численностью персонала не более 25 человек, такая форма этических нормативных документов, как этический кодекс, не используется ни менеджерами, ни руководством. Большинство руководителей, занятых в сфере малого бизнеса и предпринимательства не считают нужным вводить в своих организациях подобные документы. Но результаты исследований показывают, что в таких организациях часто возникают экстренные ситуации, при которых служащие не знают как поступить и часто стоят перед выбором: интересы клиента или интересы организации или же собственная выгода.
Так же новизна данной курсовой работы заключается в проведенном социологическом исследовании предприятий общественного питания города Казани и его результатах.
Научно-практическая значимость данной курсовой работы заключается в применимости разработанного этического кодекса не только в таких организациях, как кафе, кафе-бар, но и других видах предприятий общественного питания города Казани и Республики Татарстан.
Структура курсовой работы.
Первый раздел курсовой работы посвящен рассмотрению этических норм в менеджменте и рассмотрение этического кодекса организации как основной составляющей этики менеджмента.
Второй раздел курсовой работы содержит план разработки этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия», на основе результатов проведенного социологического исследования.
Для достижения поставленных задач в данной работе выделены следующие составляющие: введение, два раздела. Первый раздел содержит три подраздела, второй раздел содержит два подраздела. Так же работа содержит заключение, список использованной литературы и приложение.