Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в разработке проекта этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия» на основе проанализированных материалов по теме курсовой работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение определенных задач:
выявить существующие проблемы в этике менеджмента;
дать определение понятию этического кодекса;
определить значение этического кодекса в менеджменте и организации;
раскрыть основные этапы в создании этического кодекса организаций;
на основе проведенного социологического исследования, разработать проект этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 10
1.1. Понятие этики в менеджменте 10
1.2. Существующие проблемы этики в управлении 22
1.3. Этический кодекс организации как составляющая этики менеджмента 41
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА 48
ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Основные этапы создания этического кодекса организации 48
2.2. Разработка этического кодекса для ООО «НИНЕВИЯ» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Рассмотрим третью проблему,
которая заключается в
Если руководство решает, что организация должна максимизировать прибыль, но при этом, не нарушая закон, то в таком случае, высока вероятность того, что высокую ценность получит именно материальная сторона, и наименьшую – этические, моральные нормы, альтруизм. В таком случае, будет существовать мнение среди руководителей, что организация следует правильным курсом и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Для того чтобы избежать такого неправильного направления, необходимо иметь хотя бы начальное представление об этике, и знать, что этические нормы имеют дело с принципами, определяющими правильно и неправильное поведение. Знать, что не соблюдение этических норм, или же их игнорирование, может крайне невыгодно сказаться на восприятии организации такими представителями внешней среды, как потребители, поставщики, клиенты, а, следовательно, увеличение прибыли будет просто невозможно.
Необходимо учитывать важность этических норм при создании целей, миссии организации, продумывании базисных ценностей. Очевидно, что базисные ценности – это, прежде всего, ценности этического характера. Их следует отличать от ценностей конкретной личности (например, религиозные убеждения, политические взгляды) или общечеловеческих ценностей (например, свобода, терпимость). В организациях формирование базисных ценностей проходит долгий путь трансформации, в результате чего они, как правило, становятся их потребностями или обязательствами перед обществом. В этом смысле базисные ценности носят прагматичный, рациональный характер, и их выбор определяется спецификой каждой организации.
Максимизация прибыли нередко вступает в конфликт с этическими стандартами и другими управленческими ценностями.40 Но организацию невозможно заставить быть ответственной за этичность своих действий ценой прибыли. Важно помнить, что стабильность экономического положения и рост организации, стремление у прибыли – эти цели не должны затмеваться требованиями этического характера. Этические требования лучше рассматривать как дополнение, а не как замену стремления к реализации экономических и иных интересов организации.
Четвертая проблема включает в себя смещение «точки отсчета» в оценке этичности действий в организации. К сожалению, часто вполне порядочные, моральные в обычной бытовой жизни люди, поступают неэтично в рамках функций своей служебной деятельности, являясь сотрудниками организации.
По мнению авторов Ю.Ю.Петрунина и В.К.Борисова,41 чаще всего это происходит в больших организациях с многоуровневой системой управления, где сильна тенденция поощрения личной дисциплины.
В таких организациях особенность заключается в том, что ответственность менеджера за управленческие решения рассредоточена по нескольким уровням системы управления. Каждый из менеджеров несет ответственность лишь за свою сферу действий. Иногда в таких случаях у менеджера случаются смещения понятий в оценке этичности собственных поступков. Например, он считает неэтичным не выполнять указаний сверху, то есть нарушить дисциплину, при этом само содержание данного указания он не подвергает ни анализу, ни критической оценке с точки зрения этики. В таком случае, можно сделать вывод, что этическая атмосфера в организации во многом зависит от типа управления.
Тип управления так же влияет и на атмосферу в коллективе организации. Проблема «уживания» сотрудников в коллективе является очень важной в кадровом менеджменте. Такие негативные явления, как: сплетни, интриги, конкурентная борьба, которую ведут аморальными методами, стремление сделать карьеру, использую коллег, отрицательно сказываются на организации. Остановить или снизить уровень таких явлений может менеджер с помощью введения универсальных этических норм. При этом огромное значение имеет и моральные устои самого менеджера.
Важно отметить, что этические принципы должны быть одинаково приняты как руководством, так и всем коллективом организации. Эта идея была взята еще в 70-х гг. XX века из практики японских компаний, где раньше всех поняли, что основой организации являются люди и что сотрудники должны быть объектом особого внимания руководства, так как создание благоприятного климата в коллективе является основным условием успеха организации.
В менеджменте довольно часто встречается такой вид проблемы, как пренебрежение этическими нормами на этапах жизненного цикла организации. На наш взгляд, этичность должна быть неотъемлемой частью каждого этапа жизненного цикла организации – с ее проектирования, в процессе активного функционирования и в момент прекращения деятельности (если такой момент настанет).
Учитывать этические требования максимально необходимо при проектировании организации, разработке целей, миссии. Здесь в первую очередь должны быть учтены принципы универсальной этики.
При первом этапе, при выборе высшей цели организации необходимо в первую очередь учитывать, отвечает ли она требованиям этики. Например, Альфа-Банк видит своей основной целью предоставлять каждому клиенту полный комплекс самых современных банковских продуктов и услуг, постоянно внедряя новейшие достижения в области информационных технологий, совершенствуя бизнес-процессы и повышая уровень сервиса.42 Цель компании «Конкорд» заключается в постоянном расширении сети дилеров, достижении долгосрочного сотрудничества с любым клиентом, обратившемся в фирму.
Далее, на этапе определения и формирования целей (как правило, их несколько), при анализе внешней и внутренней среды, законоположения экономической сферы, требования этики менеджмента, бизнеса, этики определенной специальности (например, инженерной, кредиторской, потребительской) необходимо уделить большое значение профессиональной этике.
На следующем этапе проектирования линии поведения организации должны быть учтены все принципы, как универсальной этики, так и профессиональной.
Когда менеджер разрабатывает стратегию, на этом этапе действует очень большое число этических норм и требований, так как определяются такие экономические факторы как пределы прибыли, уровня рентабельности, степени рисков, имидж фирмы.
Ни одна организация не застрахована от изменений функционирования. Причины такого изменения могут быть разными: ликвидация, реорганизация, банкротство, изменение одного из направлений деятельности и т.д. При таких изменениях этика требует, чтобы организация учитывала интересы своих сотрудников, акционеров, партнеров, поставщиков.
Таким образом, «этические фильтры» должны действовать на этапе создания организации, в процессе ее функционирования, в случае реорганизации и даже ликвидации. При этом особое значение придается этапу развития организации.
Философы Древней Греции считали, что для развития необходимы истина, изобилие, красота и доброта.43 В переводе на язык менеджмента можно сказать, что это значит:
При этом одновременно достигается
и более высокий уровень
Многие компании, в том числе и российские, в последние годы приняли кодексы этики менеджмента, которые содержат в себе корпоративные обязательства действовать этично в системе рыночных отношений. Однако, на практике нередко этический кодекс остается в стороне. К сожалению, лишь некоторые фирмы полагают, что нарушение этического кодекса компании столь же недопустимо, как и производственные нарушения. Неэтичное поведение менеджеров фирмы ведет к тому, что и рядовые сотрудники начинают действовать неэтично, что вредит имиджу организации.
Для решения возникающей проблемы возможно введение этическое тестирование претендентов на занятие должности менеджера и также проводить периодическое тестирование работников организации. Несомненно, такое тестирование потребует организации специальной службы и увеличение расходов на управление. Однако, уважающей себя организации, собирающейся долго и успешно функционировать и сохранить хорошую репутацию, очевидно, следует пойти на эти расходы. Экспертные обследования деятельности фирм показывают, что там, где идут на этические нарушения в менеджменте, часто нарушают и нормативные акты, и даже законы.44
Несомненно, что разн