Исследование проблемы этики в менеджменте и разработка этического кодекса организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в разработке проекта этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия» на основе проанализированных материалов по теме курсовой работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение определенных задач:
выявить существующие проблемы в этике менеджмента;
дать определение понятию этического кодекса;
определить значение этического кодекса в менеджменте и организации;
раскрыть основные этапы в создании этического кодекса организаций;
на основе проведенного социологического исследования, разработать проект этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 10
1.1. Понятие этики в менеджменте 10
1.2. Существующие проблемы этики в управлении 22
1.3. Этический кодекс организации как составляющая этики менеджмента 41
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА 48
ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Основные этапы создания этического кодекса организации 48
2.2. Разработка этического кодекса для ООО «НИНЕВИЯ» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Файлы: 1 файл

7_semestr_Kursovaya_rabota_po_sovremennomu_mened.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

 

Этика (греч. ethiká, от ethikós – касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos – привычка, обыкновение, нрав) – учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.13 Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий.

Человеческая деятельность имеет много направлений, и часто  универсальных моральных норм оказывается недостаточно для урегулирования человеческого поведения в конкретных областях деятельности или ситуациях. Для подобных случаев существует понятие этики, нормы которой согласуются со спецификой данного рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, характерные для такой деятельности.

Можно сказать, что этика – это внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом.

Сложность определения  этичности некоторого действия заключается  в том, что разные индивидуумы  придерживаются разных стандартов и обладают своим собственным восприятием того, что может иметь положительное или отрицательное значение. Довольно часто ту или иную ситуацию нельзя описать в «черно-белых красках», и она попадает в некую «среднюю» зону.

То, как человек будет  действовать в той, или иной ситуации, может определять философская ориентация человека14. По мнению философов, существует три основных типа ценностной ориентации:

    1. абсолютистский;
    2. экзистенциальный;
    3. ситуационный.

Человек, принадлежащий  к первому типу, верит, что каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым оно приводит. Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее предписанную систему ценностей) принимает решения на основании рационального выбора. Принятие решений человека, принадлежащего к ситуационному типу, основывается на представлении о том, какое из них может повлечь за собой наименьший ущерб или же, напротив, привести к наибольшей пользе.

Большинство людей, попадая  в реальную ситуацию, выбирают, как  правило, тот способ поведения, который находится между этими тремя типами. Они принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и чувство долга.15

Различают универсальную  и профессиональную (функционально-дифференцированную) этику. Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций. 16

Профессиональная (функционально-дифференцированная, ролевая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются те, кто принимает решения в различных областях профессиональной деятельности.

Такого рода этика  часто обеспечивает полезное влияние  на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Этика реализуется посредством  соблюдения правил этического поведения, которые должны использоваться для принуждения работать согласно моральным принципам, которые сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и всемирная этика.

Принципы персональной этики включают:

    • беспокойство за благополучие других;
    • уважение права других быть самостоятельным;
    • надежность и честность;
    • добровольное подчинение закону;
    • справедливость;
    • отказ от несправедливого преимущества над другими;
    • благотворительность;
    • возможность приносить пользу;
    • предупреждение вредных последствий.

Важно при этом отметить, что принципы персональной этики  являются первым контрольным уровнем  в любой ситуации, включая уровни профессиональной и всемирной этики17.

Принципы профессиональной этики подразумевают:

    • беспристрастность,
    • объективность;
    • прямота;
    • полное разоблачение;
    • конфиденциальность;
    • должное старание;
    • точное исполнение профессиональных обязанностей;
    • избежание потенциальных или явных конфликтов.

Принципы всемирной этики включают в себя:

    • соблюдение мирового законодательства;
    • социальная ответственность;
    • управление окружающей средой;
    • взаимосвязь и ответственность за целостность;
    • уважительное отношение к жилью.

Этика менеджмента связана  с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды18.

Менеджеры часто сталкиваются с проблемой, которая заключается в том, что принимаемые решения должны удовлетворять одновременно:

    1. общественным интересам;
    2. интересам клиента;
    3. должны соответствовать этическому кодексу их профессиональной организации;
    4. соответствовать личным ценностям.

Применительно к менеджменту, этика – это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении менеджера, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона. Здесь основное значение имеют нормы поведения менеджера, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику19.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. 20

Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения  менеджеров и подчиненных. Основное значение в этике менеджмента имеют цели и средства, которые используют для их достижения.

Например, многие американцы, сочтут, что неэтично давать чиновнику взятку ради получения контракта. В этом случае неэтичным является средство для достижения поставленной цели. Представим, однако, что речь идет о контракте на закупку шкур морских котиков, используемых на производстве одежды. Некоторые люди, для которых защита животных стоит на высоком месте, могут считать, что использование котиковых шкур неэтично, даже если их можно получить, не давая взятки. Здесь неэтичной является цель.21 Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует рассматривать как неэтичные.

Современный менеджмент оказывает  влияние на общество – на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является менеджмент в XXI веке.

Несомненно, работа в сфере менеджмента  престижна в настоящее время, так как предполагает высокий  уровень образования, профессионализм, высокую заработную плату. Но при этом увеличивается значимость этической, моральной стороны деятельности менеджера. Причиной этого служат следующие факторы:

    1. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров. При этом нарушение этических норм будет воспринято рядовым сотрудниками как своего рода «светофор», а именно показателем того, что можно делать, а что нельзя в подобных ситуациях.
    2. Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими действиями (как этичными, так и неэтичными), в течение некоторого времени он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей, будь то подчиненные, потребители (клиенты или покупатели), поставщики или даже конкуренты.

Этика менеджмента включает в себя три уровня осуществления принципов этики на практике22.

1. Мировой уровень.

Данный уровень управленческой этики подразумевает осуществление менеджером своих рабочих функций на основе общечеловеческих ценностей, зафиксированных в "принципах международного бизнеса" – Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 году в Швейцарии.

Данные принципы включают в себя:

    1. Социальную ответственность перед сотрудниками предприятия (создание для них благоприятных условий работы), акционерами, клиентами и населением в целом;
    2. Модернизацию технологий, маркетинга и коммуникаций;
    3. Повышение доверия к бизнесу;
    4. Уважение к законодательству и соблюдение правовых норм;
    5. Верховенство моральных ценностей во всех направлениях деятельности фирм;
    6. Поддержку и помощь в развитии международной торговли;
    7. Охрану окружающей среды.

Соответствие деятельности предприятий данным нормам является приоритетным по отношению к национальным и корпоративным кодексам и правилам.

2. Макроуровень

Данный уровень подразумевает реализацию моральных принципов в соответствии с отраслевым или национальным кодексом бизнес-этики, включающим в себя уважение к частной собственности и свободной конкуренции, предоставление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда.

3. Микроуровень

Данный уровень подразумевает реализацию моральных норм в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов (отсутствие дискриминации в отношениях с поставщиками и покупателями, сотрудниками предприятия и его руководством, менеджерами, инвесторами и акционерами). Микроуровень предполагает решение этических проблем частного характера.

В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно. Они основываются на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации.

Примерами нарушения моральных  норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но, тем не менее, недопустимого в менеджменте, могут служить:

    • утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);
    • пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;
    • несоблюдение данного слова;
    • нарушение устной договоренности;
    • аморальное поведение в быту;
    • подбор кадров по принципу знакомства;
    • сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);
    • унижение подчиненных;
    • унижение перед начальниками;
    • отказ от принятых обязательств;
    • получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;
    • раскрытие служебных и коммерческих секретов;
    • раскрытие источника информации, полученной доверительным путем;
    • невозвращение долга в срок.

В качестве неэтичного менеджмента  можно привести следующие достаточно распространенные явления:

    • выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным («средства оправдывают цель»);
    • неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев этические нормы  соответствуют нормативным, что  облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично). При нарушении же законодательных норм, и даже несоблюдении корпоративной этики, возможно суровое наказание.

Информация о работе Исследование проблемы этики в менеджменте и разработка этического кодекса организации