Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в разработке проекта этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия» на основе проанализированных материалов по теме курсовой работы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение определенных задач:
выявить существующие проблемы в этике менеджмента;
дать определение понятию этического кодекса;
определить значение этического кодекса в менеджменте и организации;
раскрыть основные этапы в создании этического кодекса организаций;
на основе проведенного социологического исследования, разработать проект этического кодекса для предприятия общественного питания кафе-бара ООО «Ниневия».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 10
1.1. Понятие этики в менеджменте 10
1.2. Существующие проблемы этики в управлении 22
1.3. Этический кодекс организации как составляющая этики менеджмента 41
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА 48
ОРГАНИЗАЦИИ 48
2.1. Основные этапы создания этического кодекса организации 48
2.2. Разработка этического кодекса для ООО «НИНЕВИЯ» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
В доказательство приведем пример действия корпорации «Менвилл»23, которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси, в конечном счете, установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций многим людям, предъявившим иск. Рассматривая это дело, Сол Геллермен указывает: «...как ни смотреть, компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие – блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым».
Следовательно, аморальными и одновременно противоречащими закону являются: обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.
Что касается внешней среды, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, активно формируют стандарты отношений с конкурентами, деловыми партнерами, поставщиками. Поэтому современному менеджеру необходимо самому показывать образцы нравственного безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у подчиненных. Для этого должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением этических норм. Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуги, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов типа «менеджер-подчиненный»24.
Для проведения указанной
работы в организации могут
Важно помнить, что этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.
На сегодняшний день можно выделить следующие этические нормы в сфере менеджмента:
Нарушением этических норм в сфере менеджмента считается:
Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности организации25. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.
По мнению Р.Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при принятии решений.26 В любом из таких процессов должна работать шкала «этично-неэтично», независимо от того, осваивается ли новая технология или вводятся в действие новые должностные инструкции для какого-либо менеджера.
Позиция менеджера играет большую роль при принятии решений, в которых должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения. В процессе управления менеджер должен учитывать четыре основных аргумента, которые могут привести к неправильному поведению:
1) уверенность в том, что данная деятельность не выходит за границы этических и юридических норм;
2) уверенность в соответствии данной деятельности интересам индивида или организации и в том, что от индивида ожидают именно подобных действий;
3) уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», поскольку никогда не будет разоблачена;
4) уверенность в том, что если данная деятельность помогает организации, то организация отнесется к менеджеру снисходительно и даже благожелательно, защитит человека, который занимается такой деятельностью.
На сегодняшний день все большее количество крупных фирм обучает своих менеджеров этическим приемам работы с подчиненными и клиентами27, а разработка и соблюдение этических кодексов становится обязательной составной частью системы управления о многих корпорациях, особенно в развитых странах.
Высокоразвитые экономические отношения, как внутри, так и между странами, мотивированны запросами общества – социальными, духовными, информационными, культурными, а также моральными. В результате чего, образуется своеобразный социально-экономический круговорот28, в котором стимулом экономического процветания мирового сообщества является развитие этики менеджмента, как профессиональной этики, и в то же время, части менеджмента как важнейшей составляющей общественного развития. Это явление особо заметно проявляется в современном мире в развитых странах.
Этика менеджмента в последнее время начинает претерпевать существенные метаморфозы. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. Довольно резкие изменения в экономическом развитии общества имеют непосредственное влияние на развитие общества, причем, не только в сфере экономики, политики, но и в моральном развитии. На сегодняшний день намечается тенденция, когда уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. Рыночные условия диктуют выдвижение на первый план таких ценностей как: самоопределение, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация.
Как следствие, изменение ценностных ориентиров привносит радикальные изменения в этику менеджмента, бизнеса, предпринимательства. Выдвигая на первый план достижение целей организации, руководителя, не редко упускаются из вида этические нормы.
Несомненно, этические проблемы часто возникают в менеджменте. Они выходят далеко за рамки обычно обсуждаемых проблем взяточничества, сговора, и воровства, проникая в такие области как корпоративные заимствования, политика, маркетинг, и капиталовложения.
К причинам расширения неэтичной практики организаций можно отнести следующие причины29:
Существование этой последней причины подтверждается результатами проведенного более двадцати лет назад исследования30, в котором было установлено, что основное влияние на принятие неэтичных решений служащими имело поведение их руководителей. В широком смысле «то, что делает, и как ведет себя хозяин» – основной фактор влияния на поведение подчиненного.
В условиях современной России этические правила играют особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками31.На наш взгляд, это во многом связано с особенностями состояния сегодняшней отечественной экономики. Поэтому российскому менеджменту, оказавшемуся в условиях рыночной экономики и действия неформального закона стоимости, необходимо активно внедрять моральные нормы и стандарты в действия отдельного менеджера и организации в целом.
В этике менеджмента возникают все новые проблемы, которые требуют обязательного решения. На сегодняшний день можно выделить следующие этические проблемы управления:
Рассмотрим каждую из перечисленных проблем.
Первая, и на наш взгляд одна из важнейших проблем, это возникновение этических дилемм. Большинство этических дилемм представляет собой конфликт между целым и его частью: организацией и индивидом, обществом и организацией32. Например, должна ли компания проводить обязательное тестирование своих работников на употребление наркотиков и алкоголя, что может пойти на пользу ей, но ограничивает ободу действий индивидов? Правомерно ли экспортировать товары, не соответствующие национальным стандартам качества, в другие страны, с менее жесткими требованиями? При этом, на личностном уровне, возникает конфликт между универсальной этикой, которая относится к нормам поведения каждого человека, и профессиональной этикой, которая, в свою очередь, подразумевает определенный набор норм поведения, свойственный для данного вида деятельности.
Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения.33 В практике менеджмента применяются несколько подходов34 к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений.
Принципы данного подхода были разработаны в XIX в. философами И.Бентамом и Д.С.Миллем. Основные принципы данного подхода подразумевают, что соответствующие нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Человек, принимающий решение должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать то, которое принесет удовлетворение наибольшему числу людей. Но полные расчеты могут оказаться довольно сложными, и на них может просто не быть времени. В таком случае допускается упрощение условий. Например, при расчете в денежном выражении затрат и результатов, может быть использован экономический критерий. При этом важно учитывать, что при поиске оптимального решения задачи необходимо рассматривать только непосредственно затрагиваемые им стороны.
Утилитарная этика оправдывает также введение в компании запретов на употребление алкогольных напитков и курение на рабочем месте, а в некоторых случаях и по окончании работы, так как такое поведение негативно воздействует на коллектив организации.
Многие компании также мониторинг Интернет ресурсов, посещаемых сотрудниками. Это объясняется необходимостью поддерживать здоровую и производительную атмосферу. В случае если сотрудники просматривают порнографические сайты, участвуют в расистских форумах или целый день «ходят» по виртуальным магазинам или биржам, в конечном итоге страдает организация.
Тот, кто применяет утилитарный подход, оценивает влияние конкретных действий на людей, которые непосредственно вовлечены в этот процесс, при этом пытаясь производить наибольшие блага для наибольшего количества людей. Утилитарный подход фокусирует внимание на самих действиях, а не на мотивах, стоящих за этими действиями. Потенциально позитивные результаты действий взвешиваются против потенциально негативных результатов. Если первые перевешивают последние, менеджер, руководствующийся утилитарным подходом, скорее всего, приступит к рассматриваемым действиям. То обстоятельство, что на некоторых людей эти действия могут повлиять отрицательно, признается неизбежным и приемлемым.