Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. В процессе работы раскрывается сущность понятий финансов и финансовой системы; охарактеризуются сферы и звенья финансовой системы; описывается состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010-2011 гг.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………………………………...18
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Бела¬русь…………………………………………………………………………….20
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б…………………………………………………………………........34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………............36
Приложение Д………………………………………………………………………37
Приложение Е………………………………………………………………………38
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 с., 5 рис., 1 табл., 27 источников, 6 приложения
ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, НАЛОГИ, ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Объектом исследования является ОАО «Белшина».
Предметом исследования – внешняя среда ОАО «Белшина».
Целью работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. В процессе работы раскрывается сущность понятий финансов и финансовой системы; охарактеризуются сферы и звенья финансовой системы; описывается состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010-2011 гг.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Беларусь………………………………………………………
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А………………………………………………
Приложение Б………………………………………………
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение
Г……………………………………………………………….....
Приложение Д………………………………………………………………………37
Приложение
Е………………………………………………………………………38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда
предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности,
динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во
внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах
жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем, в том числе случаев – это
условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны,
постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и
эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду,
что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые,
например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов,
энергии, оборудования, технологий.
Любая
организация находится и
всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда
допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является
источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий
организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне.
Динамизм
и высокая степень
значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих
решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных
предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и
всесторонней информации
о состоянии и возможных
внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство белорусских
предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в
значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических
и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной,
региональной и отраслевой специфики.
Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области
исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению
лишь отдельных ее факторов. Вместе с тем, современная рыночная ситуация
требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции
разнообразных экономических, социально-политических, правовых и
технологических аспектов.
Для того
чтобы определить стратегию
эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней
организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой,
изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы
вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при
определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более
эффективного использования своего потенциала.
Методами исследования данной работы являются сравнение, сопоставление, анализа оценки и обобщения, нормативный и позитивный анализ.
Объектом исследования является ОАО «Белшина»
Предметом исследования – внешняя среда ОАО «Белшина»
1 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции
В рыночном хозяйстве многообразные
и сложные взаимосвязи
В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств [5, с. 216].
Финансовая наука длительное время
рассматривала категорию «
Российская дореволюционная
С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Большинство экономистов считают, что финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государств и его потребностей в ресурсах [24, с.3].
Финансы — категория историческая, так как имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним.
В период средневековья большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное же хозяйство было небольшим и ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) также был небольшим, основная его часть (2/3) расходовалась на военные цели. Какого-либо практического воздействия на экономику такой бюджет оказать не мог.
Позднее формирование и использование
бюджета стало носить устойчивый
и системный характер. Стали возникать
системы государственных
На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальны нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На смену натуральным податям пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому периоду была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена — бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено и все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Для государственных финансов стран с рыночной экономикой был характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, милитаризацией экономики. В конце XIX в. почти во всех странах затраты государства на военные цели, рост государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата: парламента, министерств и ведомств, полиции, тюрем и др. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества [11, с.18].
Необходимо отметить, что в структуре государственных расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. снизился, существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных, отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».
Значительное развитие получили расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одни из самых опекаемых отраслей экономики. В наиболее развитых странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. С целью повышения занятости населения и сокращения безработицы правительства выдавали предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Значительно повысились затраты на развитие научно-технологического прогресса (до 50—70 % общей суммы расходов на эти цели). Государство начало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые экспортные премии. Расходы на регулирование процесса воспроизводства во многих странах достигли 20 % и более общей суммы расходов государственного бюджета.
Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и межгосударственном уровне. Так, страны Европейского сообщества (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, подготовки и передислокации рабочей силы, ликвидации существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.