Исследование внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. В процессе работы раскрывается сущность понятий финансов и финансовой системы; охарактеризуются сферы и звенья финансовой системы; описывается состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010-2011 гг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………………………………...18
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Бела¬русь…………………………………………………………………………….20
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б…………………………………………………………………........34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………............36
Приложение Д………………………………………………………………………37
Приложение Е………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 267.79 Кб (Скачать файл)

Появились новые государственные  расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся  странам [24, с.9]

Огромные расходы вызвали необходимость  увеличения налогов — главного финансового  метода мобилизации ресурсов в государственный  и местные бюджеты.

В XX в. возросло значение прямых налогов  и основного среди них —  подоходного налога с физических лиц. Впервые этот налог был введен в Великобритании в 1842 г., а в большинстве стран Западной Европы и США — в первой четверти XX в. Вследствие понижения налогооблагаемого минимума и уменьшения налоговых льгот в связи с семейным положением в годы Второй мировой войны этот налог превратился в массовый, в налог на заработную плату и небольшие доходы. Им облагается практически все самодеятельное население. Вторым значительным прямым налогом выступает налог на прибыль корпораций [24, с. 10].

Наряду с увеличением прямых налогов в 1970—1990 гг. произошло повышение  косвенных налогов, прежде всего  за счет поступлений по акцизам и  налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом  национальном продукте — с 30 % (в  США) до 50 % и более (в небольших  странах Западной Европы).

Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов недостаточно для покрытия возрастающих расходов государства. Для бюджетов капиталистических стран в годы Второй мировой войны характерен крупный государственный дефицит, покрываемый государственными займами, которые влекут за собой рост государственного долга.

После Второй мировой войны резко  расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

- местные (региональные) финансы;

- внебюджетные специальные правительственные фонды;

- финансы государственных предприятий.

Другой сферой финансовых отношений  во многих странах мира выступают  финансы частных национальных и  транснациональных корпораций. По своей  организационной структуре они  представляют собой акционерные  общества. Акционерная форма организации  деятельности предприятий в странах  с развитой рыночной экономикой получила исключительно широкое развитие. В настоящее время в акционерные  предприятия вкладывает свои средства значительная часть населения. Так, одна из самых крупных корпораций США «Дженерал Моторс» насчитывает  около 1 млн акционеров и никто  из них не имеет акций более 1 %. Акции позволяют трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции.

Таким образом, можно назвать следующие  предпосылки возникновения финансов:

- В Центральной Европе власть монархов была значительно ограничена и, самое главное, произошло отделение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.

- Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

-Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей [24, с. 11].

Как было сказано выше, очень часто  в обыденной жизни финансы  отождествляют с деньгами. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования  и использования доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

К важнейшим централизованным фондам (применительно к Беларуси) относятся государственный бюджет; республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; республиканский фонд охраны природы; республиканский фонд социальной защиты населения; инновационный фонд и др.

К децентрализованным денежным фондам, которые формируются у хозяйствующих субъектов, относятся: фонды заработной платы, экономического стимулирования, накопления, амортизационный фонд, страховой, резервный фонд, фонд оборотных средств и др. Все эти фонды включаются в два крупных фонда — потребления и накопления, которые отражаются в бухгалтерских балансах предприятий.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием  и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения [24, с. 13].

В целом же понятие финансы —  это экономический инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и  использования фондов денежных средств.

Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Национальный доход выступает  главным источником денежных фондов страны. Он представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и предметов труда (средств производства).

Объем национального дохода определяет возможность удовлетворения общегосударственных потребностей и роста общественного производства. Именно с учетом размера национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура.

Главное назначение финансов заключается  в том, чтобы путем образования  денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, которые возникают между:

- государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны;

-физическими и юридическими лицами;

-юридическими лицами;

-отдельными государствами [7,с. 219].

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений в Республике Беларусь (как и других странах СНГ) возникают  и развиваются новые виды денежных отношений, как, например, денежные отношения, связанные с поступлением средств  от приватизации в государственный  бюджет, формированием и использованием государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и др. Финансы включают лишь те денежные отношения, в результате которых обеспечивается образование, распределение и использование денежных доходов и фондов предприятий и государства. Вместе с тем определенная часть денежных отношений, функционирующих в обществе, не включается в понятие «финансы». В частности, к таковым относятся денежные отношения, связанные с денежным обращением. В состав финансов не входят система планового ценообразования, использование денег как средства учета и контроля за мерой труда и потребления. Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение финансов. Финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства [4, с.13]. Сущность финансов выражается в их функциях. Функция есть «внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений» [21, с.412]. Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. Функции всегда являются производными от сущности, которую они выражают. Именно поэтому при характеристике экономических категорий экономисты пытаются выделить и охарактеризовать функции соответствующей экономической категории (например, денег, кредита, прибыли, цены, налогов и др.). На современном этапе финансы выполняют три функции: распределительную, контрольную и регулирующую [11, с. 34].

Распределительная функция (рисунок  A.1) финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств [27, с. 15].

Она проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит формирование так называемых основных (первичных) доходов. Их сумма равна  национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников общественного производства. Они делятся на две группы: а) заработная плата; б) доходы предприятий. Однако первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать приоритетные отрасли и сферы национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. В этом случае при помощи финансов происходит перераспределение национального дохода [24, с.16]. Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами, и прежде всего между размером денежных фондов, с одной стороны, и "объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой [27, с. 17].

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями  материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция финансов проявляется  в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового  контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов —  объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. Работники финансовой системы и других экономических служб осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

Большую роль в осуществлении финансового  контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками  Министерства по налогам и сборам Беларуси. Главной задачей аппарата налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их начисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в соответствующие бюджеты.

Важную работу в деле осуществления  финансового контроля проводят также  специальные финансовые подразделения  отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или  отделы), учреждения банков, Комитет  государственного контроля, Президент, парламент, Совет министров страны и др.

В условиях развития рыночных отношений  формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются [24, с. 20].

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие  государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

Информация о работе Исследование внешней среды предприятия