Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. В процессе работы раскрывается сущность понятий финансов и финансовой системы; охарактеризуются сферы и звенья финансовой системы; описывается состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010-2011 гг.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………………………………...18
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Бела¬русь…………………………………………………………………………….20
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б…………………………………………………………………........34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………............36
Приложение Д………………………………………………………………………37
Приложение Е………………………………………………………………………38
- налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;
- государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;
- регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;
- установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).
Современное государство, увеличивая
объем государственных
Активно использовать финансы в
качестве средства регулирования экономики
правительства развитых стран начали
со времени Великой депрессии 1929—1933
гг. Главным идеологом и
Таким образом, финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.
1.2 Сферы и звенья финансовой системы
Выделение форм финансовых отношений
характеризует относительное
Финансовая система
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целого.
Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
Сложность и многогранность этих финансовых
отношений обусловливает
Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:
- финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
-государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.
Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.
Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:
Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.
Некоммерческие организации оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов;
Вторая крупная сфера
В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.
Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д.
Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений.
Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.
Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.
Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства [12, с. 32].
Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.
В целом финансовая система представлена на рисунке Б.1
1.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ДРУГИХ СТРАН.
Бюджетное устройство
в разных странах конструируются по-разному,
это обусловлено их государственным устройством,
территориально-
Республика Беларусь является унитарной державой, поэтому имеет двухуровневое бюджетное устройство.
Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. На этих же принципах основывается бюджетная система РБ.
Обязательное оформление бюджета в виде акта, принимаемого представительным органом власти, означает законодательное оформление бюджета. В большинстве стран бюджет принимается в виде закона (Беларусь), в ряде стран (США, Финляндия), утверждение бюджета оформляется особой парламентской резолюцией. Бюджетные акты, как правило, состоят из трёх основных частей: пояснительной записки, текста бюджетного акта и приложений.
Принцип ежегодного утверждения бюджета означает установления государственного бюджета на один финансовый год. В разных странах финансовый год определяется по-разному. В Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, а также в Беларуси он совпадает с календарным; в Великобритании, Канаде, Японии начинается 1 апреля; в Италии, Норвегии, Швеции – 1 июля; в США – 1 октября. В некоторых странах конституционно закреплена возможность принятия многолетних бюджетов (например, Конституция Греции допускает возможность установления двухлетнего бюджета).
Расходы региональных фондов в федеративных государствах и местных в унитарных зависят от уровня децентрализации управления социальной сферы в государстве. Чем выше этот уровень, тем значительнее объём финансовых ресурсов, пропускаемых по каналам региональных либо местных бюджетов, тем выше их доля в общегосударственных бюджетных расходах. К странам с высоким уровнем децентрализации управления социально-культурной сферой относятся ФРГ, Франция, Финляндия. Для Беларуси, напротив, характерна высокая централизация управления социально-культурной сферой.
Налоговые системы федеративных и
унитарных государств также отличаются.
Для современных налоговых