Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы экономики Республики Беларусь и тенденции ее развития. В процессе работы раскрывается сущность понятий финансов и финансовой системы; охарактеризуются сферы и звенья финансовой системы; описывается состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010-2011 гг.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Социально-экономическая сущность и необходимость финансов……….......6
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции…………………………6
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………..15
1.3 Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь и
других стран………………………………………………………………………...18
2 Особенности функционирование финансовой системы в Республике
Бела¬русь…………………………………………………………………………….20
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год………..20
2.2 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2011 год………..23
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………………33
Приложение Б…………………………………………………………………........34
Приложение В………………………………………………………………………35
Приложение Г………………………………………………………………............36
Приложение Д………………………………………………………………………37
Приложение Е………………………………………………………………………38
Различия налоговых систем вытекают из различных уровней развития экономик стран. Так, в странах с развитой рыночной экономикой в государственный бюджет поступают преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций и др. Исключением является Франция, где государственный бюджет пополняется в основном за счёт налога на добавленную стоимость. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой практикуют использование косвенных налогов для формирования доходной части государственного бюджета – НДС, акцизы и таможенные пошлины.
Совершенствование бюджетных, налоговых, кредитных систем является ведущим направлением деятельности правительств промышленно развитых государств. В мировой практике накоплен огромный опыт построения финансовых систем, что может послужить ориентиром для проведения белорусских реформ.
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В
2.1 Состояние финансовой системы Республики Беларусь на 2010 год.
В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).
Экспорт товаров и услуг в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.
Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%[15].
Исполнение бюджета
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году [рисунок В1].
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности [таблица Г1].
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, рисунок Д1
В расходах консолидированного бюджета
в 2010 году в разрезе экономической
классификации преобладали
За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.
Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.
В 2010 году финансирование расходов из
республиканского бюджета почти
по всем разделам функциональной классификации
осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее
значительно увеличились
В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.
В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.[22 с. 13]
2.2 СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 ГОД
По итогам 9 месяцев 2011 года валовой внутренний продукт составил в текущих ценах 186,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 7,9% в сопоставимых ценах.
Рост валового внутреннего продукта обусловлен, главным образом, ростом внутреннего спроса (как инвестиционного, так и потребительского). Инвестиции в основной капитал возросли на 14,9%, оборот розничной торговли – на 11%, производство промышленной продукции увеличилось на 10,6%, рисунок 2.1
Рисунок 2.1- Динамика ВВП и индекса потребительских цен
Примечание-Источник: [13 с.4]
Экономический рост в январе - сентябре текущего года отмечен на фоне высокой инфляции и девальвации белорусского рубля. Динамика внешнеторговых операций Инфляция на потребительском рынке в январе 2010 г.-сентябре 2011 г. За девять месяцев составила 74,5%, или 6,4% в среднемесячном исчислении с начала года.
В январе-сентябре 2011 г условиях благоприятной для белорусского экспорта конъюнктуры мировых товарных рынков объем внешнеторгового оборота увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. На 53,6%, экспорт вырос на 68%, импорт – на 42,8%, рисунок 2.2
Рисунок 2.2-Динамика внешнеторговых операций в январе
2010г.-сентябре 2011.
Примечание-Источник: [13, с.5]
Улучшились финансовые показатели хозяйствующей организаций: сократилось число убыточных организаций, увеличились рентабельность продаж, налогообложения, чистая прибыль, рисунок 2.3
Рисунок 2.3-Прибыль до налоговложения и чистая прибыль в январе- сентябре 2010-2011 гг.
Примечание-Источник: [15]
Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь.
По итогам 9 месяцев 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 52,2 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50,8% (в реальном выражении – на 10,9%).
Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 28,0% ВВП (в январе-сентябре 2010 года – 29,6% ВВП), рисунок 2.4
Рисунок 2.4-Динамика доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008-2011 гг.
Примечание-Источник:[15]
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2011 года в бюджет поступило 46,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 47,7% (в реальном выражении – на 8,6%).
Неналоговые доходы за 9 месяцев 2011 года сложились в сумме 10,4 трлн. руб. и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 84,4% (в реальном выражении – на 35,6%), [рисунок Е1]
Формирование налоговых доходов за 9 месяцев 2011 года на 92% обеспечено поступлениями: налога на добавленную стоимость (33,4%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности +7,5 п.п. (19,9%), налога на прибыль (13,2%), подоходного налога (13,1%), акцизов (8,3%), налогов на собственность (4,1%).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 9 месяцами 2010 года вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых +1,4 п.п. доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,5 п.п.), подоходного налога (+1,4п.п.).
В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-сентябре 2011 года составили:
В структуре консолидированного бюджета 60,8% составляют доходы республиканского бюджета и 39,2% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.
Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в
местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, рисунок 2.5
Рисунок 2.5-Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-сентябрь 2011 г.
Примечание-Источник;[22,с.11]
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 г. Профинансированы в сумме 47,8 трлн. руб. (на 28,5% выше уровня января-сентября 2010 года, в реальном выражении ниже на 5,5%). Относительно ВВП бюджета сократились на 6,2 п.п., составив 25,6% ВВП.
Динамика расходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 г. Определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.