Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:21, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью уделять должное внимание теоретическим основам функционирования организации. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации. Использование графических, визуальных моделей при определении тенденций развития компании, построенных на основе теории жизненного цикла, позволяет с большей долей вероятности прогнозировать внутренние изменения, ожидающие компанию. Помимо этого менеджеру в целях совершенствования процесса управления необходимо отслеживать появляющиеся в результате новых исследований аспекты теории жизненного цикла организации.
Введение........................................................................................................3
1. Жизненный цикл организации.................................................................6
1.1. Понятие и модели жизненного цикла организации..................6
1.2. Сравнительный анализ моделей жизненного цикла организации.............................................................................11
2. Основа жизненного цикла организации...............................................15
2.1. Графическая модель жизненного цикла организаци и основные ее этапы............................................................................................15
2.2. Применение теории жизненного цикла И. Адизес для организаций Литовской республики.................................................................22
3. Анализ жизненного цикла организации на примере АО «Пено Жвайгждес».......................................................................................24
3.1.История создания и деятельности АО «Пено Жвайгждес»........24
3.2. Основные этапы жизненного цикла АО «Пено Жвайгждес» и анализ его деятельности на стадии зрелости ........................................................................................................26
3.3. Стратегия для дальнейшего развития АО «Пено Жвайгждес»...................................................................................28
Заключение..................................................................................................36
Список используемой литературы..............................................................38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛТИЙСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени ИММАНУИЛА КАНТА
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
курсовая работа
Тема: Исследование жизненного цикла организации и разработка рекомендаций по ее развитию
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
Выполнил (а): студент (ка) 1 курса очного отделения направления подготовки «Менеджмент» Шульженко Сергей | |
Научный руководитель: канд. экон. наук, доц. Солдатова С.Э.
|
Калининград
2012
Содержание
Введение......................
1. Жизненный цикл организации...................
1.1. Понятие и модели жизненного цикла организации..................6
1.2. Сравнительный анализ моделей жизненного
цикла организации...................
2. Основа жизненного цикла организации...................
2.1. Графическая модель жизненного
цикла организаци и основные ее этапы.........................
2.2. Применение теории жизненного цикла
И. Адизес для организаций Литовской республики....................
3. Анализ жизненного цикла
3.1.История создания и деятельности АО «Пено Жвайгждес»........24
3.2. Основные этапы жизненного цикла АО
«Пено Жвайгждес» и анализ его деятельности
на стадии зрелости ..............................
3.3. Стратегия для дальнейшего развития
АО «Пено Жвайгждес»....................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Каждый день образуется множество новых фирм, организаций, предприятий. Далеко не все из них способны развиваться успешно, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго,и все они не живут без изменений. Предприятия, не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде, погибают. В то же время компании, где руководство отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения. Такие компании процветают, благодаря своему умению адекватно анализировать происходящее во внешней среде. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству компании необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать и сосредоточить усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.
Одним из подходов к определению значения термина «организационное развитие» является рассмотрение этого понятия как «естественного процесса качественных изменений в организации, производных от ее возраста или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации»». Эмпирическим путем было выяснено, что все компании проходят определенные стадии в своем развитии. Эти стадии являются универсальными для организаций любых размеров и форм. Причем переход от одной стадии к другой является совершенно не случайным, а предсказуемым.
Объект - АО «Пено Жвайгждес».
Предмет - жизненный цикл АО «Пено Жвайгждес».
Актуальность данной работы обусловлена
необходимостью уделять должное
внимание теоретическим основам
функционирования организации. Это
важно для того, чтобы методы развития,
внедряемые менеджерами, соответствовали
уровню естественного развития организации.
Использование графических, визуальных
моделей при определении
Цель - проанализировать стратегию поведения АО «Пено Жвайгждес» на текущей стадии жизненного цикла и предложить стратегию последующего развития организации.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Первая и вторая главы описывают теорию жизненного цикла организации, а третья глава является аналитической частью, в которой на практике рассмотрен жизненный цикл конкретного предприятия.
В заключении подведены итоги работы,
сделаны основные выводы.
1. Жизненный цикл организации
1.1. Понятие и модели жизненного цикла организации
Учитывая зависимость любой
организации от многих внешних и
внутренних факторов, можно предполагать,
что компании развиваются индивидуально,
по особому, отличному от других, пути.
Отчасти это утверждение верно.
Однако еще в 60-х годах XX века было
предложено провести аналогию между
развитием организации и
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, во время которых организация принципиально изменяет ценности и направления, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла появления организации до исчезновения этой организации, как отдельной сущности. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций разное. На количество времени жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль в которой она занимается , тип товара, степень комбинирования и диверсификации,степень горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешная работа менеджера (успешность менеджмента) (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие.
Модель жизненного цикла была создана для прогнозирования изменений, которые можно ожидать в организации, находящейся в той или иной стадии развития. Получив информацию о нахождении организации на определенном этапе, руководитель может с большей долей уверенности оценить правильность принятого в фирме стиля руководства. Это также позволяет предвидеть негативные явления, которые ожидают компанию на следующей стадии. Следовательно, позволяет заблаговременно предупредить негативные явления, либо если их возникновение неизбежно, предотвратить возможные последствия.
На сегодняшний день известно не менее десяти видов моделей развития организаций, созданных в разное время. Интересен тот факт, что большинство моделей появились в США в период с 1967 по 1983 г. В основе каждой из моделей, предполагаются разные основания для происходящих изменений. Кратко рассмотрим некоторые модели в их исторической последовательности возникновения [2, c.371].
1. А. Даунс: «Движущие силы роста» (1967). [27]
Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций:
В целом эта модель представляет развитие правительственных организаций. Развитие этих организаций указано от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии к формализации и контролю.
2. Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие» (1967). [27]
Эти исследователи разработали одну из первых моделей жизненных циклов организации, работающей в частном секторе.
Они предложили три стадии развития корпораций:
Данная модель описывает шесть основных задач управления, которые изменяются при переходе компании из одной стадии в другую.
3. Л. Грейнер: «Проблемы
При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется событиями произошедшими в прошлом, а не будущим. Перенося эту аналогию на развитие организации, он предполагает, что будущее организации зависит и определено в большей степени от ее организационной историей , чем внешними силами. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся компании.
Таким образом, жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию. Революция - бурный период в развитии организации, требующий серьезного пересмотра методов управления. Путь организации из одной стадии своего развития к следующей лежит через преодоление соответствующего кризиса данного переходного периода [2, c.371].
4. У. Торберт: «Ментальность
В этой модели развитие организации тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие организации осуществляется одновременно с процессом, проходящем от индивидуальности и разрозненности групп к чувству принадлежности к коллективу. При этом не уточняются механизмы развития.
5. Ф. Лиден: «Функциональные
Организации имеют проблемы на различных стадиях своего развития. Эти проблемы мешают нормальному функционированию компании: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения.
Первое, на чем фокусируется новая организация, по мнению Лидена, это адаптация и завоевание своей ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается, в основном, посредством введения инноваций и новых технологий.
На втором этапе основными задачами являются приобретение ресурсов и развитие методов работы предприятия.
На третьей стадии особое значение играет постановка целей и получению прибыли.
На четвертой стадии акцент делается
на поддержании поведенческих
6. Д. Кац и Р. Кан: «
Организационная структура, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в организации в зависимости от стадии ее развития. Исходя из этого, рассматриваются три основные стадии развития организации:
Представление социальной организации
в качестве открытой системы, активно
взаимодействующей с внешней
средой позволило авторам