История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим современные теории и подходы менеджмента с учетом прошлого, без которого понимание менеджмента как науки было бы не полным

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...………..3
1.Теория менеджмента…………………………………………….…...………………..4
1.1. Возникновение, формирование и содержание школ менеджмента……………...4
1.1.1. Классическая школа……………………………………………………………….4
1.1.2. Школа человеческих отношений…………….………………………………….11
1.1.3. Количественная школа управления……………………………...……………..16
1.2. Современный менеджмент и его роль……………………………………………18
1.2.1. Системный подход……………………………………………………………….18
1.2.2. Ситуационный подход………………………………………………………...…23
1.2.3. Процессный подход……………………………………………………………...24
2. Аналитический метод Мак – Кинси……………………………..…………………27
3. Практическое применение метода Мак – Кинси для анализа рынка заказчиков для АТП……………………………………………………………………………….…34
Выводы…………………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

Фредерик  Герцберг создал теорию двух факторов, влияющих на удовлетворенность человека своими действиями на производстве. На стыке 50-х — 60-х гг. ХХ в. Герцберг совместно с коллегами провел исследование, чтобы выяснить, какие факторы вызывают удовлетворенность или же неудовлетворенность человека на работе. Вывод, который он сделал на основе этого исследования, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что удовлетворенность и неудовлетворенность, с точки зрения обусловливающих их факторов, являются двумя различными процессами. Факторы, вызывающие рост неудовлетворенности, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворенности, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворенность .

«Отсутствие неудовлетворенности» не обязательно означает «удовлетворенность». Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» в основном зависит от факторов, связанных с содержанием работы, с внутренними по отношению к работе факторами. В то же время отсутствие этих факторов не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг назвал эти факторы «удовлетворителями». Это название не получило распространения: обычно их называют «мотиваторами», или «мотивирующими факторами». К ним относятся такие факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможности роста. Если данные потребности удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение, что играет мотивирующую роль.

Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это — внешние по отношению к работе факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности. Наличие факторов этой группы не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. Данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны с устранением «боли», «страдания», что является просто нормой. Эти факторы называют «факторами здоровья», «гигиеническими факторами», подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальные, здоровые условия труда.

Гигиенические факторы помогают человеку устранить трудности, проблемы, которые он переживает в их отсутствие. Но они не являются мотивирующими, так как обеспечивают нормальные условия труда, рассматриваются как само собой разумеющиеся, поэтому их наличие не приводит к удовлетворенности. Они вызывают «отсутствие неудовлетворенности». К «гигиеническим факторам» относятся, по Герцбергу, зарплата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт), статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Одним из самых парадоксальных выводов, сделанных Герцбергом, явился вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.

Ф. Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности (например, из-за низкой заработной платы, плохих условий труда) менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. Но и после того, как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться мотивировать работников с помощью факторов «здоровья» («гигиенических факторов») — бесполезное дело! Менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов для достижения работниками состояния удовлетворенности, что будет предпосылкой высоких результатов труда, заинтересованного отношения работников к делу.

 

 

1.1.3. Количественная школа управления

Становление этой школы относится к 50-м гг. ХХ века, и связано оно с развитием и применением в управлении математических и инженерных наук, а также связанных с ними областей знания. Главный толчок данное направление получило благодаря широкому применения методов количественного анализа при решении военных задач во время Второй мировой войны. Когда же война закончилась, многие исследователи увидели огромный потенциал в применении математических и логических моделей в управлении организацией.

Важной предпосылкой также был  бурный научно-технический прогресс послевоенных лет и значительное усложнение структуры рынка. А усложнение среды потребовало разработки и применения новых способов принятия решений в ситуации возникшей неопределенности.

Ключевой характеристикой количественной школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Огромное значение для развития количественных методов в управлении имело появление компьютеров, которые  позволили разрабатывать очень сложные модели, с большим количеством переменных, весьма приближенные к реальности.

Яркими примерами использования  наработок количественной школы  в системе управления персоналом являются модели оценки социально-экономической  эффективности управления персоналом и модели, основанные на теориях вероятностей и игр, а также некоторые модели, основанные на нейролингвистическом программировании.

В частности, теория игр – это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх, или анализ принятия оптимальных решений в условиях конфликта (здесь конфликт и игра являются своего рода математическими синонимами). Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две или более стороны, ведущие борьбу за реализацию своих интересов.

Большой вклад в теорию игр сделал американский математик Джнон Нэш. До Нэша ученые занимались так называемыми играми с нулевой суммой, в которых выигрыш одной стороны равен проигрышу другой. Но Нэш сделал глубокий анализ игр с ненулевой суммой – класса игр, в которых сумма выигрыша выигравших участников не равна сумме проигрыша проигравших участников. Примером такой игры могут быть переговоры об увеличении зарплаты между профсоюзом и руководством компании. Эта ситуация может завершиться либо длительной забастовкой, в которой пострадают обе стороны, либо достижением взаимовыгодного соглашения.

Также Нэш в математических выкладках  спрогнозировал современное лицо рыночной конкуренции – он смоделировал ситуацию, при которой обе стороны используют идеальную стратегию, что и приводит к созданию устойчивого равновесия. Игрокам выгодно сохранять это равновесие, так как любое изменение только ухудшит их положение.

И так, практическое применение теории игр позволяет прогнозировать действия конкурентов организации. Но также  дает возможности и для преодоления внутриорганизационных конфликтов, путем их моделирования с учетом всех составляющих. Разумеется, это сделать очень сложно, ведь для подобного моделирования нужно учитывать множество переменных, в практическом управлении такой поход, мягко, скажем, не самый распространенный.

Но теорема теории игр о ситуации равновесия оказалась весьма важной для управленцев. Ситуация равновесия – это ситуация одновременного удовлетворения интересов всех участников конфликта, то есть точка возможного преодоления конфликта.

Теорема гласит, любой конечный конфликт N субъектов с полной информацией имеет ситуацию равновесия. То есть, ситуация равновесия достигается в том случае, когда участники конфликта обладают полнотой информации. А отсюда значит, что лучшая профилактика конфликтов для управленцев – это деятельность по обеспечению своей общественности максимально полной информацией.

Таким образом, теория игр обеспечила математическое, «незамутненное» никакой  субъективной идеологией, обоснование  появления PR, как деятельности, направленной на обеспечение коммуникации, как с внешней, так и с внутренней общественностью организации.

Что касается NLP, то это не совсем количественный метод. В данном случае речь идет о  механизмах и способах моделирования  субъективного опыта людей. Главным образом, это используется для ускоренного обучения.

Если кто-то видит, что другой человек  умеет делать что-то лучше, чем он, то вместо того чтобы страдать от зависти, подозрений или комплекса неполноценности, можно просто смоделировать, как это делает другой, а затем развить у себя необходимые способности. От этого выигрывают оба: один приобретает новую способность, а другой – возможность лучше понимать и оценивать собственные умения.

Нейро-лингвистическое программирование начиналось с моделирования поведения и образа мышления выдающихся личностей в различных областях деятельности. Основные задачи NLP – моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. Применительно к менеджменту персонала NLP-моделирование часто применяется к исследованию и практическому воплощению эффективного лидерства, построению эффективных коммуникаций.

В литературе влияние «количественной» школы на менеджмент персонала оценивается  как меньшее, по сравнению поведенческими школами. Это объясняют тем, что проблемы сферы HR чаще, и даже по самому определению, связаны не с техническими, а с человеческими аспектами. Но в немалой степени именно количественной школе мы обязаны появлением системного подхода к менеджменту персонала.

 

 

 

1.2.Современный менеджмент и его роль

 

Современные подходы к управлению называют синтетическими, поскольку  для них характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное  и изменяющиеся явление, связанное  с внутренним и внешним окружением организации.

Ключевые положения современной  системы взглядов на менеджмент:

  1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде.
  2. Использование в управлении теории систем, т. е. рассмотрение организации в единстве её составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.
  3. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы.
  4. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

В современном менеджменте различают  системный, ситуационный и процессный подходы.

 

 

1.2.1.Системный подход.

 

Появлению системного подхода в  менеджменте вообще, и в менеджменте  персонала в частности, предшествовали два достижения в области науки:

1) Применение к анализу социальных явлений так называемой «теории общих систем»;

2) Осознание необходимости комплексного  подхода к изучению менеджмента.

В первой трети ХХ века было сформировано междисциплинарное синергетическое  представление о Вселенной. Исходный его постулат – любое целое состоит из частей, но является чем-то большим, чем просто сумма этих частей. Важная задача синергетики – поиск принципов построения любой организации, ее возникновения, развития и самоусложнения.

Синергетика обосновала принцип самоорганизации различных систем; кроме того, признала хаос сверхсложной упорядоченностью.

В 1937 г. биолог Людвиг ван Берталанфи, основатель «общей теории систем» сформулировал, что для системного видения мира характерно:

- изучение целого как организма;

- понимание организма как «устойчивого  состояния» его составных частей.

- рассмотрение всех частей системы  «открытыми» для влияния со  стороны их окружения, и в  свою очередь, признание влияние  частей системы на окружение.

Эти идеи использовал основатель кибернетики Норберт Винер, который пришел к выводу, что системы контролируют себя при помощи коммуникаций. Коммуникации предоставляют информацию и позволяют системе приспосабливаться к своему окружению.

Кроме кибернетики, общие принципы и методы с теорией систем имеют теория информации, теория игр, факторный анализ, сетевой анализ и некоторые другие научные направления.

И так, системный подход – это  подход, при котором любой объект рассматривается как система - совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов). Причем любая система имеет выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

В менеджменте, теория систем стала  главным способом мышления.

Исходные положения системного подхода следующие:

1. Понимание многомерности организации и соответствующего ей управления. В управленческой деятельности стали учитывать влияние и воздействие множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации, которые оказывают как прямое, так косвенное воздействие на ее функционирование.

2. Учет синергетического эффекта  при разработке управленческих  теорий. То есть то, что целое  всегда отличается от суммы  составляющих его частей.

3. При системном подходе изменение  каждого элемента управленческой  деятельности рассматривается как  неизбежно обусловливающее изменение всех остальных элементов, а, в конечном счете, – всей организации. Это требует комплексного решения всех без исключения проблем организации.

 

Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех подсистем своей организации, но при этом им приходится воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объем информации.

Что еще касается Отличия традиционного и системного подходов к управлению

И традиционный и системный подходы  при выработке управленческих решений  используют анализ (расчленение целого на части) и синтез (объединение частей в целое). Различие заключается в сочетании, последовательности этих методов.

Традиционное мышление содержит следующую  последовательность этапов:

1) расчленение (анализ) того, что  предстоит объяснить;

2) объяснение поведения или свойств  частей взятых по отдельности; 

3) объединение (синтез) этих объяснений  в объяснение целого.

В системном подходе также можно  выделить три ступени:

1) определение целого, частью которого  является интересующий нас объект;

Информация о работе История развития менеджмента