Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:41, курсовая работа
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности, выразится в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и повышения качества выполняемых работ.
1. Введение………………………………………………………………………………………2
2. История стимулирования труда…………………………………………………..4
3. Виды стимулирования труда………………………………………………………10
4. Социальное стимулирование………………………………………………………11
5. Моральное стимулирование……………………………………………………….14
6. Пути повышения эффективности нетрадиционных систем……....19
7. Практическая часть………………………………………………………………………27
8. Список литературы………………………………………………………………………28
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. История стимулирования труда…………………………………………………..4
3. Виды стимулирования труда………………………………………………………10
4. Социальное стимулирование……………
5. Моральное стимулирование………………
6. Пути повышения эффективности нетрадиционных систем……....19
7. Практическая часть………………………………
8. Список литературы……………………………………………………
Введение
В быстро меняющемся мире важно
не отстать от мировых достижений
в мотивации труда. В рыночной
экономике при острейшей
Имея
современное оборудование, отработанное
технологическое производство, необходимую
сырьевую базу совсем не означает, что
предприятие будет успешно работать. Ведь
все то-же самое может быть и у конкурентов.
И тогда остается последнее, человеческие
ресурсы. Способность человека к рационализации
и творчеству может проявиться в оптимизации
издержек производства, нестандартного
подхода к решению проблем, в кардинальной
мере изменить приложение труда и построить
новые схемы функционирования предприятия,
это в свою очередь и определяет уникальность
человеческого фактора.
Отсутствие разработанной системы стимулирования качественного и эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Так как наемные рабочие
равноудалены от собственности работодателя,
то возникает потребность
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности, выразится в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и повышения качества выполняемых работ.
Система стимулирования дает
дополнительную возможность влиять на
конкурентность предприятия. Повышение
квалификационного уровня работников
усложняет содержание и условия их труда,
результативность оценивается по все
большему числу параметров.
Образованность,
которая поднимает человека на более высокий
уровень видения и понимания работы предприятия.
Уменьшается интервал в целях и задачах
между работником и фирмой. Повышение
качества рабочей силы повышает качество
труда, а оно, в свою очередь, выражается
в высоком качестве произведенной продукции.
Все больше осознается важность созданного
товара, что именно от их труда зависит
как свое, так и фирмы будущее.
При высоком труде вовлечены минимально необходимые затраты материальной и энергетической составляющих, дающее возможность произвести дополнительную единицу продукции. Наиболее полное использование оборудования приближает его к быстрейшей амортизации, что ведет к перевооружению усовершенствованной техникой.
Проявление творческого
потенциала, инициативности у рабочих
в рационализаторских предложениях,
предприимчивости у руководителей
и специалистов создает предпосылки
для нововведений в живом и
овеществленном труде. Это на каждом
элементе производства создает условия
для незамедлительного
История стимулирования труда
В странах ежегодно происходит
рост интеллектуализации труда, сознательности
и активности рабочих, возрастание
материальных и духовных потребностей
работников к постепенному нарастанию
конфликта между бурно
Исходным моментом в решении этой задачи стал отход от традиционной, выдвинутой еще Ф. У. Тейлором, концепции, в основе которой лежало почти полное игнорирование «человеческих» аспектов труда. Это было время господства классической теории управления, концепция «экономического» человека. Согласно концепции, поведением человека руководит прежде всего стремление к материальной выгоде. В этот период (начало 20 в.) объектом эксплуатации был физический труд наемного работника, при котором увеличение эффективности и качества труда в наибольшей степени стимулировалось за счет экономических потребностей работника.
Такое положение дел подвергалось острой критике со стороны представителей доктрины «человеческих» отношений, основоположником которой является американский социолог Э. Мэйо. В рамках этой доктрины сформировалась концепция «психологического» человека. На основе исследований, которые продолжались 12 лет, Э. Мэйо пришел к выводу, что решающее влияние на повышение эффективности трудов поведения работника оказывает не материальные, а психологические и социальные факторы.
Основная концепция доктрины
«человеческих отношений» относительно
мотивов поведения человека на производстве
состоит в том, что деньги нельзя
рассматривать как постоянно
действующий фактор. Так, Р. Ликерт и
Ф.
Герцберг отмечают, что люди работают
за деньги лишь до определенного предела,
границами которого являются удовлетворение
личного представления о
«хорошей жизни».
В царской России безусловно существовало стимулирование. Но произошла смена политического строя и В. И. Ульянов в первые годы советской власти подчеркивал необходимость определенного сочетания в управлении трудящимися методов убеждения (прямой мотивации) и побуждения (стимулирования).
В годы перехода к новой
экономической политике в ряде документов
правительством настоятельно рекомендовалось
отказаться от уравнительности в
оплате труда. Ставился вопрос о переходе
предприятий на хозрасчет и
Однако выдвинуть на первый
план методы стимулирования как способ
управления трудящимися в этот период
по ряду объективных и субъективных
причин не удалось. В 20-е годы постепенно
происходит возрастание степени
централизации управления воздействий
на трудовые коллективы. На авансцену
все более уверенно выходят административно-
Методы принуждения были основными в нашей стране практически до середины 60-х годов.
Наиболее последовательные методы мотивации в рамках школы «человеческих отношений» разработаны Д. Макгрегором. Известны его две концепции «теория икс» и «теория игрек». Согласно первой теории, наемные работники безответственны и безынициативны, стремятся только к удовлетворению материальных потребностей. Вторая теория исходит из того, что человек по своей натуре энергичен, честолюбив, в процессе трудовой деятельности стремится к удовлетворению не только материальных, но и духовных потребностей в творчестве и самореализации.
По мнению Макгрегора, работники,
занятые на производстве, уже в
основном удовлетворили свои материальные
потребности. Поэтому материальное
поощрение не может служить стимулом,
побуждающим человека к повышению
эффективности своего труда. Потребности
более высокого уровня могут быть
удовлетворены лишь работой, которая
требует «интеллектуальной
«морального выбора». Эти идеи были позднее
развиты Ф. Герцбергом в разработанном
им методе «обогащения работ». Согласно
этому методу, только интересная и содержательная
работа, позволяющая добиваться успеха
и дающая вознаграждение в виде признания
и повышения служебного статуса, может
способствовать повышению эффективности
труда.
Дальнейшие поиски более
совершенных методов
Борнард и Г. Саймон. Эта школа рассматривает
социальную организацию как комплексную
систему с рядом составляющих ее частных
подсистем, важнейшей из которых является
сам индивидуум. Идут поиски возможных
путей сочетания интересов работников
с интересами фирмы в целом на основе обеспечения
удовлетворения работником своих потребностей
в организации.
Ч. Борнард делает вывод
о действенности материального
вознаграждения до определенных пределов.
Однако это не говорит о том, что
их полностью можно компенсировать
нематериальными
Существенный вклад в
развитие школы «социальных систем»
внес Г. Саймон.
Он выработал концепцию «административного»
человека. Основное положение этой концепции
состоит в том, что человек в силу своей
рациональности должен подчинить свои
личные цели целям организации. Для этого
необходимо, чтобы организация обеспечила
определенное равновесие между побуждениями
к труду и вкладом, при котором все ее члены
готовы активно участвовать в деятельности
организации, отдавая всю свою энергию
реализации ее целей.
Такое равновесие может быть достигнуто
в процессе «идентификации индивида с
организацией».
Проблемы интенсификации
производства и повышения его
эффективности с той или иной
остротой встала в большинстве европейских
стран в начале
60-х годов. Во всех этих странах завершился
или подходил к концу период, когда их
экономическое развитие происходило преимущественно
за счет экстенсивных источников роста,
и организация заработной платы была направлена
на стимулирование главным образом высоких
темпов расширения объемов производства.
Стало очевидным, что повысить
эффективность и качество труда
без дифференциации и индивидуализации,
без комплексной системы
И только начиная с 80-х
годов в нашей стране взят твердый
и последовательный курс на переориентацию
управленческих воздействий. В современных
условиях важнейшее значение в мотивации
трудового поведения объектов управления
приобретает стимулирование. Необходимость
переноса
«центра тяжести» в управлении на методы
стимулирования особо подчеркнута в докладе
М. С. Горбачева в 1987 г.
В последние годы в связи с ростом безработицы, инфляции, социальной неустойчивости общества в целом потребовалась новая модель человека, которая помогла бы доказать научность и обоснованность разрабатываемых методов управления трудовым поведением работников.
В 70-х годах в американской
теории управления появилась модель
«профессионального» человека, на которой
основывается концепция
«организационного развития». Профессиональный
человек имеет более высокий уровень запросов,
сознательности и восприимчивости по
сравнению с
«административным» человеком. Он мечтает
приносить пользу не только организации,
в которой служит, но и обществу в целом.
С этой целью он развивает в себе способности
к постоянному повышению уровня своего
образования и квалификации, не чувствует
себя обязанным по отношению к организации,
принадлежит только себе. Он может работать
в организации, которая управляется по
целям, а не на основе голого администрирования,
больше реагирует на творческие идеи,
чем на установленные правила и процедуры,
и стремится к признанию и расширению
круга своей ответственности.
Важную роль в разработке проблем управления поведением человека сыграл также «ситуационный» подход, нашедший в последнее время широкое распространение. Понятие «ситуация» используется как важный фактор, определяющий выбор того или иного способа воздействия на трудовое поведение человека.
Действовать по обстоятельствам – главное кредо представителей этого направления. В зависимости от специфики организации труда и производства они предлагают для управления поведением персонала с учетом складывающейся ситуации использовать одновременно «гуманные» и «негуманные» методы.
Решающую роль в их формировании играют идеи бихевиоризма. Представители этого направления ищут возможность выработки новых форм воздействия на личность на основе манипулирования внешними по отношению к нему факторами через связь актов поведения человека с его результатами.
Среди разработок этого направления выделяется концепция, основанная на анализе поведения человека в рабочей ситуации. Так, В. Врум связывает мотивацию личности с восприятием индивида своего желания, вероятности и возможности получения стимула. Экспектация, по Вруму – это вероятность того, что определенный объем усилий приведет к достижениям основной цели индивида.
Регулирование поведения работника в этом случае должно основываться на подборе для него соответствующего стимула в результате анализа важности для человека его свободных целей и целей организации.
Идеи В. Врума получили
свое развитие в модели поведения, разработанной
Л. Портером и Э. Лолером. Эта модель показывает
взаимосвязь между рабочими установками
индивида и результатами его труда. По
их мнению, различные виды вознаграждений
имеют неодинаковое значение для разных
людей. Чем выше для работника ценность
вознаграждения и предполагаемая вероятность
его получения, тем более значительны
усилия он прилагает для решения задач.
Виды стимулирования труда
Основным видом стимулирования является материальное, призванное играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.
Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.