Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:41, курсовая работа
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов, проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности, выразится в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и повышения качества выполняемых работ.
1. Введение………………………………………………………………………………………2
2. История стимулирования труда…………………………………………………..4
3. Виды стимулирования труда………………………………………………………10
4. Социальное стимулирование………………………………………………………11
5. Моральное стимулирование……………………………………………………….14
6. Пути повышения эффективности нетрадиционных систем……....19
7. Практическая часть………………………………………………………………………27
8. Список литературы………………………………………………………………………28
Социальное стимулирование
Вторым немаловажным видом
стимулирования является социальное,
представляется как материальное неденежное.
Главной направленностью
Это поощрение материально
неденежными стимулами и
Данный вид стимулирования обладает целым рядом особенностей. Во-первых, ни один из материально неденежных стимулов не обладает такой универсальностью, как стимул материально-денежный.
Во-вторых, многие материально-неденежные
стимулы имеют характер разового
действия. Цикл воспроизводства потребности
в большинстве продолжителен. Так,
имеются материально-неденежные блага,
потребность в которых
В-третьих, материально неденежные стимулы не обладают важным свойством денег – делимостью. В то же время их и в своей совокупности трудно упорядочить в единой функции стимулирования в силу их естественной разнокачественности. Качественное разнообразие удовлетворяемых с их помощью потребностей затрудняет их сравнение между собой и иерархизацию. Теоретически возможно лишь некоторое косвенное, весьма приблизительное упорядочение с помощью других, более универсальных ценностей, такие как деньги, престиж, время.
В четвертых, материально неденежные стимулы, по видимому, больше чем денежные приспособлены в основной массе для использования в подкрепляющей форме организации стимулирования. Их невозможно традиционно связать с определенными видами деятельности, так как каждый из них имеет неодинаковую ценность для разных людей и эта вариация слишком велика, тем более что ценность многих благ не поддается точному измерению и однозначной оценке.
Материально неденежные блага
могут быть использованы в качестве
стимулов потому, что получение любого
из них можно связать с
При этом общая тенденция такова, что чем реже предмет (материальный предмет, услуга, преимущество, льгота), выполняющий функцию стимула, распространен в среде, тем выше при прочих равных условиях его престижная составляющая.
Большинство материально неденежных благ имеют свою денежную составляющую авторитета, то есть может быть измерена в рублях. С другой стороны, рассматриваемая группа стимулов универсальна в том смысле, что человеку всегда что-нибудь из материальных неденежных благ необходимо. В целом соответствующие потребности в благах материального неденежного характера насыщаемы, настоятельны и действенны. Проблема состоит в умелом их использовании как базы для стимулирования трудовой и социальной активности.
Особенности материально
денежных стимулов стребуют специфическую
форму организации данного вида
стимулирования. Прежде всего необходимо
знание со стороны субъекта управления
актуальных потребностей работников.
Управленческим идеалом было бы ежегодное
представление руководству
Другим непременным
Использование ряда материальных
неденежных благ в качестве стимулов
трудовой деятельности требует серьезного
нравственного обоснования и
в дальнейшем – большой работы
по перестройке сознания. В интересах
менеджмента создать такую
Необходимо сразу установить
временной интервал после которого
работник может поощряться. Он должен
быть не менее двух месяцев работы.
Исключения могут составлять особо
активные и предприимчивые вновь
прибывшие работники, которые могут
предложить иные возможности, дающие не
только повышение качества труда, но
и эффективность всего
Моральное стимулирование
Моральное стимулирование является
самой развитой и широко применяющейся
подсистемой духовного
Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании.
Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом. в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником – объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи – средства передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.
В управленческом аспекте
моральные стимулы выполняют
в отношении объектов управления
роль сигналов со стороны субъектов
о том, в какой степени их деятельность
соответствует интересам
Моральные стимулы представляют
собой такие средства привлечения
людей к труду, которые основаны
на отношении к труду как высшей
ценности, на признание трудовых заслуг
как главных. Они не сводятся только
к поощрениям и наградам, применение
их предусматривает создание такой
атмосферы, такого общественного мнения,
морально-психологического климата, при
которых в трудовом коллективе хорошо
знают, кто и как работает, и
каждому воздается по заслугам. Такой
подход требует обеспечения
Разработанное на предприятии моральное стимулирование работников должно отвечать следующим требованиям:
- предусматривать поощрения
за конкретные показатели, на
которые работники оказывают
непосредственное воздействие
- устанавливать меры поощрения за успехи в труде так, чтобы за более высокие достижения применять более значимые меры поощрения;
- обеспечивать уверенность
в том, что при условии
- усилить заинтересованность
каждого работника в
- быть простым, доходчивым и понятным для работников;
- учитывать возрастающее
общественно-политическую
- недопущение обесценивания моральных стимулов.
Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:
- наличие положения о статусах морального поощрения и знание их работниками;
- шире использовать
- моральное поощрение
подкреплять мерами
- о каждом моральном
поощрении работника широко
- вручать награды и
объявлять благодарности в
- поощрять работников
своевременно – сразу после
достижения определенных
- развивать новые формы
поощрения и устанавливать
- анализировать действенность стимулирования;
- точно соблюдать установленный порядок внесения записей о поощрении в трудовые книжки работников.
Одним из основных условий
высокой эффективности
Особое значение имеет
принцип гласности морального поощрения,
то есть широкой информированности
всего коллектива. Всесторонняя информация
о результатах, достигнутых работниками
и торжественная обстановка при
вручении наград. Для этого необходимо
каждого работника
При организации морального стимулирования важно обеспечить сочетание мер поощрения с усилением ответственности за результаты труда. Что повлечет за собой рост ответственности в коллективе.
Эффективным методом укрепления дисциплины труда является поощрение за добросовестный труд.
Между формальным и неформальным статусом необходим минимальный разрыв. Формальный статус – это санкционированное положение морального стимула среди других моральных стимулов, его официальный авторитет, значимость. Неформальный – это фактическое положение стимула в иерархии стимулов в среде работников.
Чрезвычайно важный фактор, влияющий на эффективность морального стимулирования является частота его применения. Так чем более выдающиеся результаты показывает человек, тем реже должен встречаться причитающийся ему стимул. Чем ближе к средним показатель, тем более распространен.
Количество примененных поощрений еще не обеспечивает высокого авторитета и действенности. Поэтому необходимо обращать внимание на качественный отбор кандидатов на поощрение. Поощряться должны в строгом соответствии с положением о стимулах, лучшие люди коллектива. Моральные стимулы действенны в той степени, в какой их распределение оценивается работниками как справедливое. Справедливость зависит от того, с какой достоверностью они отражают уровень результатов работы.
Многочисленные
Отличительной чертой морального стимулирования является то, что его функция, связывающая стимулы с результатами деятельности, выражается дискретной формой соотношения стимулов. Взаимная упорядоченность различных стимулов повышает их совокупный стимулирующий эффект. Они по статусу располагаются да двух ступенях: менее значимые и более значимые. Достижение части поощренных работников, второй ступени, признается более высоким в сравнении с достижениями остальных.
Моральные стимулы различаются набором элементов, которые формируют пространственную и временную определенность оценочной информации о человеке и которые называется элементами стимулирующего механизма. Эти элементы наполняют форму и содержание вручения поощрения, создают кураж и праздничное настроение.
К внутренним элементам относятся: содержание, текст о заслугах и вид носителя – трудовая книжка, свидетельство, удостоверение, бланк; фотография; значок.