Эффективное управление карьерой менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 19:30, дипломная работа

Описание работы

Цель магистерской диссертации – предложить варианты оптимизации управления карьерой менеджеров малого предприятия с использованием комплексных инструментов, включая самообразование и саморазвитие.
Объектом исследования является малое предприятие ТОО «Premier Event»,а предметом – карьерное продвижение менеджеров малого предприятия ТОО «Premier Event».
В связи с поставленной целью в магистерской диссертации предполагается разрешение следующих конкретных задач:
- определить основные составляющие понятия «карьера», «менеджер» и «малое предприятие»;
- рассмотреть влияние обучения, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и самообразования менеджеров малого предприятия на карьерный рост;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ МЕНЕДЖЕРА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
6
1.1
Карьера: понятие, сущность, виды
6
1.2
Понятие, формы и нормативно-правовое обеспечение деятельности малого предприятия
17
1.3
Менеджер: роль на предприятии; обучение, переподготовка, повышение квалификации и самообразование; организация и механизмы управления карьерой менеджера
32
II
РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАРЬЕРОЙ МЕНЕДЖЕРА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
50
2.1
Характеристика и структура малого предприятия
ТОО «Premier Event»
50
2.2
Качественный состав менеджеров малого предприятия ТОО «Premier Event»
52
2.3
Служебно-профессиональное продвижение и карьерный рост менеджеров ТОО «Premier Event»
62
III
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ КАРЬЕРОЙ МЕНЕДЖЕРА
68
3.1
Анализ результатов социологического исследования готовности менеджеров ТОО «Premier Event» заниматься самообразованием и саморазвитием
68
3.2
Программа самообразования и саморазвития менеджеров ТОО «Premier Event»
78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
86

Файлы: 1 файл

Управление карьерой менеджера на малом предприятии.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

Рассмотрим подробнее профессиональную переподготовку и повышение квалификации менеджеров малого предприятия, а также порядок организации и проведения этих процессов.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации менеджеров малого предприятия осуществляется с целью:

    1. повышения эффективности исполнения менеджерами должностных обязанностей и полномочий;
    2. создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров;
    3. повышения качества работы малых предприятий для достижения стоящих перед ними целей и решения возникающих проблем.

Согласно Положению  о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденному  приказом Минобразования Казахстана от 06.09.2000 г. № 2571, профессиональная переподготовка специалистов – это самостоятельный вид дополнительного образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательным учреждением повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой – для получения дополнительной квалификации.

Переподготовка менеджеров малого предприятия осуществляется:

    1. при должностных перемещениях (назначение на должность иной специализации или более высокой группы должностей), требующих получения углубленных знаний в конкретных областях деятельности;
    2. при включении в состав резерва кадров на должность более высокой группы должностей;
    3. для лиц, впервые принятых на работу, в течении первого года работы (если они не имеют базового профессионального образования по специальности).

Формы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательным учреждением в зависимости от сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчиков на основании заключенного с ними договора.

В рамках переподготовки обучение может быть:

1) равномерным, с учетом  охвата всех должностных групп;

2) разовым, с учетом  охвата всех менеджеров какой-либо должностной группы;

3) периодическим, когда обучение менеджеров одних и тех же должностных групп предусматривается с циклом периодичности не менее 5 лет.

Под повышением квалификации менеджеров понимается непрерывное обновление теоретических и практических знаний в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных, управленческих задач и постоянным повышением требований к образовательным стандартам.

Повышение квалификации менеджеров малого предприятия осуществляется:

    1. для достижения и поддержания ими уровня квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных обязанностей;
    2. при должностных перемещениях без изменения профиля основной деятельности;
    3. для лиц, впервые принятых на предприятие в качестве менеджера по профилю деятельности;
    4. при включении в резерв кадров на замещение руководящих должностей малого предприятия;

Повышение квалификации осуществляется по программам трех основных уровней:

- проблемные (1-2-дневные)  семинары с отрывом от производства;

- краткосрочные (72-100 учебных  часов) программы с отрывом  или частичным отрывом от производства;

- среднесрочные (100-500 учебных часов) программы как  основная форма повышения квалификации  – с углубленным изучением отдельных проблем и с частичным отрывом от производства.

В рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджеров малого предприятия важное место занимает стажировка. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Она также осуществляется в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного  профессионального образования, так  и одним из разделов учебного плана  при повышении квалификации и  переподготовке специалистов. Она проводится как в Республике Казахстан, так и за рубежом, в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах.

Направление менеджеров на профессиональную подготовку или повышение квалификации предшествует работа кадровой службы малого предприятия. Как уже отмечалось ранее, профессиональная подготовка и повышение квалификации менеджеров малого предприятия, как правило, осуществляется за счет средств малого предприятия.

Процесс организации обучения менеджеров малого предприятия состоит из следующих основных этапов.

1. Определение контингента менеджеров, направляемых на обучение. В первоочередном порядке в состав рекомендуемых на обучение включаются менеджеры, являющиеся кандидатами на должностные перемещения и лица, впервые принятые на малое предприятие.

В числе принципа отбора менеджеров, направляемых на переподготовку и повышение квалификации, также следует назвать:

- личное желание менеджера;

- участие в конкурсах  на замещение вакантных должностей.

При формировании списков на переподготовку и повышение квалификации выполняются следующие мероприятия:

- оценка эффективности  исполнения менеджером функциональных обязанностей;

- оценка перспективности  и творческого потенциала менеджера;

- необходимость получения  дополнительных знаний и навыков с учетом требований квалификационных характеристик;

- утверждение кандидатов  на переподготовку и повышение  квалификации.

2. Выбор образовательных  учреждений, осуществляющих переподготовку  и повышение квалификации. Он  осуществляется на основе:

- анализа информационных  материалов, поступающих из образовательных  учреждений (направлений и графиков  проведения обучения);

- определения оптимальных  видов, форм, сроков, направлений обучения менеджеров;

- возможного выбора  образовательных учреждений для заключения с ними договоров (предварительное согласование с ними количества обучающихся, содержания учебных программ, видов, форм, продолжительности и сроков обучения менеджеров).

Переподготовку и повышение  квалификации менеджеров осуществляют образовательные учреждения, имеющие лицензию на дополнительное профессиональное образование. К таким учреждениям относятся:

  1. академии (за исключением академий, являющимися образовательными учреждениями высшего профессионального образования).
  2. институты повышения квалификации (усовершенствования) – отраслевые, межотраслевые, региональные.
  3. курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Академии, институты повышения  квалификации, организованные как самостоятельные  образовательные учреждения, могут  иметь факультеты, кафедры, лаборатории, вычислительные центры, опытные полигоны и хозяйства, учебные театры и  другие структурные подразделения. Также, они могут иметь филиалы (представительства).

3. Организация непосредственного  направления (командирования) менеджеров на обучение. На этом этапе осуществляется оформление необходимых документов на менеджера.

4. Формирование компьютерной  базы данных учета обучающихся менеджеров.

5. Контроль за своевременностью  и эффективностью обучения. В  рамках этого этапа осуществляется  как контроль за прохождением менеджерами обучения, так и контроль за выполнением образовательными учреждениями условий договора (контракта).

6. Отчет менеджеров о ходе и результатах обучения. Оценка уровня знаний менеджеров проводится, прежде всего, по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации в образовательном учреждении. Проведение итоговой аттестации осуществляется специально создаваемыми комиссиями.

Государственные образовательные  учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные  учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно закончившим  курс обучения, следующие документы государственного образца:

- удостоверение о повышении  квалификации – для лиц, прошедших  краткосрочное обучение или участвовавших  в работе тематических и проблемных  семинаров по программе в объеме  от 72 до 100 часов;

- свидетельство о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

- диплом о профессиональной  переподготовке – для лиц,  прошедших обучение по программе  в объеме свыше 500 часов;

- диплом о присвоении  квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Образовательные учреждения дополнительного профессионального  образования могут осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную  оценку их профессиональных знаний и  деловых качеств и на этой основе вырабатывать рекомендации кадровой службе малого предприятия по дальнейшему использованию специалистов.

У менеджеров, направленных на обучение, существуют права относительно учебного процесса.

  1. участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;
  2. пользоваться имеющейся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях образовательного учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом образовательного учреждения;
  3. принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях образовательного учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы;
  4. обжаловать приказы и распоряжения администрации образовательного учреждения в порядке, установленном законодательством РК.

Они также имеют и  другие права, определенные законодательством РК и уставом образовательного учреждения повышения квалификации.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка безусловно являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности менеджера. Без них было бы  невозможно «идти в ногу» со временем, соответствовать своей должности, своему профессиональному статусу.

Но в современных  условиях невозможно в процессе трудовой деятельности пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. И даже пополняя багаж знаний способами, рассмотренными выше (повышение квалификации, переподготовка кадров) нельзя обойтись без самообразования и саморазвития. Ведь только посредством самообразования специалист сможет получать те конкретные знания, которые необходимы именно ему для дальнейшего роста как профессионального, так и личностного.

Что же понимается под  самообразование, саморазвитием.

Самообразование – это  целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [56].

Данное определение  имеет следующие признаки: во-первых, самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система. Во-вторых, самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков. В-третьих, несмотря на то, что самообразование – процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.). И, наконец, в-четвертых, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.

Саморазвитие имеет ряд своих достоинств и недостатков. Рассмотрим сначала достоинства:

- нет четкой привязанности к графику, поэтому саморазвитием можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например  в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности;

- самостоятельность при выборе содержания и методов обучения в зависимости от личностных особенностей, требований профессии и желания.

С другой стороны и  имеет место существенные недостатки:

Информация о работе Эффективное управление карьерой менеджера