Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Введение.
1. Эффективный менеджер.
2. Стили руководства.
3. Управленческие роли менеджера в организации.
4. Функции менеджера в организации.
5. Профессиональные и личные качества менеджера.
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение.
1. Эффективный менеджер.
2. Стили руководства.
3. Управленческие роли менеджера в организации.
4. Функции менеджера в организации.
5. Профессиональные и личные качества менеджера.
Заключение.
Список литературы.
Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Данная курсовая работа по менеджменту посвящена теме «Эффективный менеджер, стили руководства, роли и функции в организации, профессиональные и личные качества». Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менеджера, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Несомненно, и то, что менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.
Но прежде
чем говорить о менеджере и
его деятельности, надо ввести понятие
"менеджмента". Этот термин пошел
от американского management - управление.
Менеджмент - это самостоятельный
вид профессиональной деятельности,
направленный на достижение в ходе
любой хозяйственной
Если немного раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:
- изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;
- производство
продукции с минимальными
- управление
персоналом, следовательно знание
социологии, психологии, а также
анализ информации и
Ведь
основная функция менеджмента, я
считаю,- это умение достигать поставленных
целей. В мелких фирмах эту роль выполняет
сам директор, а в крупных - менеджер
(организатор, управляющий, руководитель).
Но сегодня фирмы выросли
Выполняя
эту обязанность, современный менеджер
выступает в нескольких ипостасях.
Во-первых, это управляющий, облеченный
властью, руководящий большим
В-четвертых, это - воспитатель, обладающий
высокими нравственными качествами, способный
создать коллектив и направляющий ею развитие
в нужное русло. В-пятых, это - инноватор,
понимающий роль науки в современных условиях,
умеющий оценить и без промедления внедрить
в производство то или иное изобретение
или рационализаторское предложение.
В-шестых, это - просто человек, обладающий
высокими знаниями и способностями, уровнем
культуры, честностью, решительностью
характера и в то же время рассудительностью,
способный быть во всех отношениях образцом
для окружающих.
Таким образом, работа менеджера характеризуется многообразием, напряженностью, постоянным ощущением ответственности и т.п. Это первые характеристики которые приходят в голову, когда возникает вопрос о том, что же все-таки делает менеджер, чем он занят целый день? И каким должен быть современный менеджер в управлении.
Умение дать оценку содержанию управленческого труда имеет весьма важное значение как для совершенствования его организации, повышения результативности и эффективности деятельности менеджера, так и для познания природы управления людьми вообще.
1. Эффективный менеджер
Для определения
факторов, влияющих на работу менеджера,
удобно использовать случайный (или
ситуационный) подход. Основная идея ситуационного
подхода заключается в
Эффективность менеджера, как и другие характеристики его работы, зависят от целого ряда факторов. Одним из них, влияющих на эффективность, является квалификация персонала. Метод менеджмента, направленный на повышение уровня квалификации, либо развивает персонал, либо блокирует развитие. Очень часто менеджер даже не представляет себе, какие скрытые ресурсы способны выявить при надлежащим способе работы с персоналом.
Один из основополагающих принципов психологии заключается в том, что каждая личность индивидуальна. Каждый человек обладает собственным мировосприятием, характером, жизненным опытом. У всех людей разные взгляды, разный уровень развития, показатель интеллекта. Существует великое множество факторов, могущих оказать влияние на личность и ее деятельность. В зависимости от индивидуальных особенностей этой личности повлиять на различные показатели, характеризующие ее работу, можно разными способами.
Верный выбранный метод менеджмента способен открыть множество не выявленных ранее талантов среди членов группы и открыть пути к решению значительного числа практических проблем, которые могут быть обнаружены только людьми, регулярно занимающимися выполнением соответствующих задач. Определенным образом подготовленный персонал, который не нуждается в кнуте и прянике для того, чтобы справляться с возложенными на него обязанностями, персонал, охотно принимающий ответственность и не требующий постоянного присмотра, освобождает время менеджера и позволяет ему направить свои силы на выполнение функций боле высокого порядка.
Определяющими факторами эффективности работы менеджера являются так же его личные способности и характер взаимоотношений, сложившихся у него с начальством и коллегами по работе. Такие факторы, как формальные и неформальные правила, тоже, безусловно, сказываются на работе менеджера, являя собой определенные ограничения его деятельности. В то же время эти правила, будучи одновременно и ограничением для подчиненных, могут облегчать его работу, способствуя процветанию компании.
Структура
объединения, т.е формальные признаки,
по которым группируются люди и виды
работ, оказывает влияние на выбор
стиля менеджмента в
В ряде случаев для понимания сущности процесса требуется более углубленное понимание организационного поведения сотрудников и групп, чем обычное исследование структурных параметров объединения.
Культура компании, т.е комплекс понятий, используемых отдельными лицами и группами при взаимодействии внутри производства и с внешним окружением, определяет соответствующие поведение и связи, способствует установлению неформальных правил. Параметры культуры могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на эффективность работы менеджера и трудового сообщества в целом.
Из внешних факторов, имеющих значение для эффективной работы менеджера, следует отметить его отношения с семьей и друзьями. Неблагополучие в личной жизни не может не сказываться на эффективности деятельности менеджера, а размышления о проблемах отнимают время, которое могло быть посвящено работе. Самоуважение, удовлетворение собой и своей жизнью во всех ее сферах и проявлениях неразделимы с эффективностью деятельности.
Такие внешние факторы, как изменения в политике, экономике и законодательстве, в значительной степени способны изменять условия работы организаций, групп и отдельных личностей, что заставляет менеджера изменять свой стиль работы, приспосабливаясь к новым обстоятельствам, и, разумеется, влияет на эффективность деятельности.
Итак, очевидно то, что для увеличения эффективности своей работы менеджер должен научиться контролировать влияние большого числа факторов, таких как начальство, коллеги, подчиненные, семья, организация и многое другое. Все эти факторы, сказываясь на менеджменте, могут, как помогать, так и мешать менеджеру. Так, можно видеть, что работа менеджера имеет под собой фундамент, напоминающий причудливый пазл, выложенный из столь разнообразных кусочков, что их с трудом удается объединить в одно целое. Тем не менее хороший менеджер способен создать единую картину из таких, столь не похожих друг на друга фрагментов, как отношения с семьей и друзьями, начальством и подчиненными, личных способностей и возможностей предприятия, специфики деятельности коллектива, находящегося под его руководством, и других факторов, оказывающих влияние на эффективность менеджмента, и построить на этом на этом фундаменте надежное задание процветающей компании.
2. Стили руководства
В процессе управления у руководителя непременно вырабатывается повседневная манера поведения с подчиненными. Именно она обуславливает влияние на сотрудников в целях решения задач. Данное поведение называется стилем руководства. Каждому стилю присущи свои способы влияния на подчиненных. Безусловно, каждый руководитель обладает определенной властью над подчиненными. Так какие же виды власти существуют? Законная власть, как правило, возникает, когда тот или иной человек начинает занимать ту или иную должность. Власть поощрения обуславливается правом руководителя поощрять своих подчиненных. Власть уважения появляется, когда он своими личными качествами начинает вызывать у подчиненных уважение, восхищение и желание безоговорочно выполнять его указания. Власть эксперта связана с особым знанием и умением руководителя, существенно превосходящим знания подчиненных.
Так что же такое стиль управления? Когда руководитель той или иной компании решает проблему выбора системы методов управления, то речь идет об определенном стиле руководства. То есть стиль руководства – это форма, манеры, правила, приемы. С другой стороны, стиль управления – выбор системы методов. То, как руководитель включает методы в систему, и определяет стиль его управления. Методы и стиль соотносятся друг с другом, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Каждому руководителю следует четко понять, что неудачно выбранным стилем руководства можно загубить даже самый замечательный метод.
Некоторые исследователи выделяют два стиля управления: «сосредоточенный на работе» и «сосредоточенный на человеке». Первый стиль предполагает, что перед подчиненными должна быть точно поставлена задача и должен наблюдать постоянный рост производительности труда. Второй также имеет цель повышения производительности труда, однако достигается это немного иначе – путем совершенствования человеческих отношений. Руководитель, придерживающийся этого стиля, старается удовлетворить нужды подчиненных, способствовать их профессиональному росту, исключив всякую мелочность. Безусловно, даже сосредоточившись на работе, руководитель не может вообще не обращать внимания на персонал. Он просто вынужден в той или иной степени удовлетворять потребности сотрудников, стимулируя их труд.
Исходя
из этого, поведение руководителя можно
разделить на два типа: понимающее
и плановое. В первом случае между
подчиненными и руководителем
Другие ученые придерживаются мнения, что стилей управления все же три: авторитарный, демократический, либеральный. Руководитель автократ, как правило, склонен к централизации власти и свои взаимоотношения с коллективом строит, полагаясь на законную власть, поощрения и наказания. По мнению американского ученого в области менеджмента Д. Мак – Грегора, руководители такого типа считают, что люди изначально не любят трудиться и при первой же возможности стараются избежать всяческих нагрузок, у них нет честолюбия и они как можно скорее стремятся избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. Именно поэтому автократ централизует полномочия и единовластно принимает решения. При психологическом воздействии на подчиненных этот человек может прибегать к угрозам.
Руководитель – демократ старается строить свою управленческую деятельность на распределении обязанностей, на поощрении активного участия подчиненных в управлении. Такой руководитель при принятии решений обязательно прислушивается к мнению экспертов. Он пользуется уважением у подчиненных. По мнению Д. Мак – Грегора, демократический лидер считает, что труд – естественный процесс для человека, поэтому если создать благоприятные условия, то каждый не только с радостью возьмет на себя ответственность, он даже будет активно стремиться к ней. Руководитель – демократ не навязывает свою волю своим подчиненным, а старается поддерживать в исполнителях стремление к самовыражению и высокой цели. Другими словами, роль «демократа» сводится к осуществлению связей между целями компании и целями группы, а затем, соответственно, и к оценке выполненной работы. В таком сообществе приветствуется открытость и доверие, сотрудники стараются решать свои проблемы самостоятельно, прибегая к помощи начальства только в серьезных случаях.