Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:02, курсовая работа
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Введение.
1. Эффективный менеджер.
2. Стили руководства.
3. Управленческие роли менеджера в организации.
4. Функции менеджера в организации.
5. Профессиональные и личные качества менеджера.
Заключение.
Список литературы.
Руководитель – либерал основывается на том, что сотрудники должны иметь полную свободу при выработке своих целей и сами же обязаны себя контролировать. В решении вопросов руководитель практически не принимает участия. Огромное значение отводится им созданию дружеского коллектива, некоей «единой семьи». Причем нередко при этом интересы организации отодвигаются на задний план. Именно поэтому для этого стиля руководства характерно нечеткое определение целей группы и ее роли в производственном процессе.
При выборе
стиля руководства каждый управленец
должен учитывать множество факторов,
таких как психологические
Другими
словами, ни один стиль управления не
может быть признан лучшим во всех
отношениях. Управление будет более
эффективным, если в каждом конкретном
случае руководитель будет действовать
в зависимости от ситуации. Только
тот лидер считается
Многие специалисты считают, что лидерство можно возвести в ранг настоящего искусства, именно поэтому от руководителя требуется прежде всего гибкость мышления, высокая приспособляемость к сложившимся обстоятельствам, тогда он сможет всегда ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды. ТО есть осуществить адаптивное руководство.
Прежде
чем осветить проблему разнообразия
стилей руководства, необходимо выяснить,
что же эти стили собой представляют.
Поэтому, прежде всего, дадим определение
стиля руководства: это совокупность
методов воздействия на подчиненных
и прочее окружение с целью
получения необходимых
Понятно, что руководство всегда нацелено на достижение успеха в своих замыслах, чаще всего заранее запланированных. Поэтому в зависимости от личных особенностей начальника и его представления о своей должности каждый формирует свой стиль руководства и пользуется им, ставя во главу угла успешность своей компании.
По общепринятой
шкале руководства принято
Теперь подробнее остановимся на стилях, составляющих две названные группы, рассмотрим каждый из них с его характерными особенностями.
Итак, одномерные стили руководства – это:
1. Авторитарный стиль (он может быть двух разновидностей: эксплутаторским и благожелательным).
2. Демократический
(его разновидности –
3. Либеральный
(две разновидности –
Многомерные стили руководства – это:
1. Так
называемая «управленческая
2. Ситуационная
модель Фидлера (выражающая
3. Теория жизненного цикла Херсли и Бланшара (выражающая зависимость стиля руководства от периодов жизни руководителя, связанных с повышением уровня энергии и т.п).
4. Модель
принятия решения Врума-
Итак, либеральный
стиль руководства может быть
попустительским и
Для наиболее
полного освещения отличий
1. Либеральный стиль руководства.
Попустительская
разновидность либерального стиля
руководства характеризуется
- со стороны
руководителя наблюдается
- подчиненный
самостоятельно работает и
Таким образом,
каждый в достаточной мере предоставлен
самому себе и занят выполнением
своих собственных обязанностей
при минимуме коммуникаций. Работа
движется как бы сама по себе, при
небольшом участии
Бюрократическая разновидность либерального стиля характеризуется ниже описанными особенностями:
- со стороны
руководителя наблюдаются
- подчиненный
формально выполняет задание
руководителя и создает
Таким образом, руководитель, подталкиваемый сознательными или подсознательными мотивами, окружает себя своеобразными бюрократическим аппаратом из ставленников, посредством которых и осуществляет правление организацией (причем часто ему не приходится даже планировать и принимать решения – все делают за него более расторопные «выдвиженцы»).
2. Авторитарный стиль руководства.
Авторитарный
стиль руководства
При эксплуататорской
разновидности авторитарного
При благожелательной
разновидности авторитарного
Однако, несмотря на внешнюю негативность описываемого стиля, у него все же есть положительные стороны. Самое главное – авторитарный стиль сводит к минимуму количество возможных ошибок в процессе производства, а так же позволяет выполнять большие объемы работ за сравнительно короткое время.
Но у
авторитарного стиля
Авторитарный стиль руководства может быть эксплуататорским и благожелательным. Различия между двумя манерами не настолько велики, чтобы говорить о том, что благожелательный руководитель предпочтительнее эксплуататорского. Однако, они все же заслуживают внимания.
Эксплуататорская
разновидность авторитарного
а) отсутствие доверия к подчиненным, единоличное решение всех вопросов включая кадровые;
б) взятие ответственности за все происходящее исключительно на себя;
в) мотивация необходимости срочного и эффективного выполнения работ возможным наказанием.
Эксплуататор авторитарного типа – это, конечно же, диктатор в душе, он скорее всего грезит всемирным господством, а на своем рабочем месте пытается выполнить хотя бы толику того могущества, желания для которого у него нет.
Эксплуататоры склонны использовать все средства для достижения цели. Они потребительски относятся к рабочему коллективу и видят в сотрудниках лишь средство для получения прибылей. Поэтому не приходится говорить о заботе подобного руководителя о своих подчиненных, их физическом и душевном здоровье. Использованного работника эксплуататор попросту выбрасывает на свалку, не беспокоясь о его потерянном здоровье и дальнейшей судьбе.
Со стороны подчиненных не стоит ожидать ничего, кроме безразличного и вовсе негативного отношения к решениям руководства (сотрудники воспринимают волю начальства как насилие), дистанцирования от руководителя и радости по поводу его неудач, рассматриваемых как неудачи неприятеля.
Естественно, что при авторитарном стиле руководства начальнику не приходиться рассчитывать на понимание и расположение сотрудников. Властность руководителя вызывает антипатию и, что самое опасное для работы, отрыв сотрудников и их устремлений от восприятия ими личности руководителя. В результате все рекомендации и задания, получаемые от него, воспринимаются не как производственная необходимость, а как проявление инородной власти, которой можно не подчиниться. Подчиненные либо игнорируют авторитарную личность, либо скрыто или явно бойкотируют ее.
Иногда в коллективах с подобной расстановкой сил можно наблюдать открытую конфронтацию сотрудников и начальства, выражающуюся в восприятии руководителем подчиненных как безличной рабочей силы, а подчиненными руководителя – как врага.
Такие ситуации могут решаться либо при помощи насилии, либо путем смены руководства.
Благожелательная
разновидность авторитарного
Со стороны руководителя наблюдаются:
а) отношение к подчиненным со снисходительностью;
б) руководитель может обращаться к подчиненным с вопросами или советом, иногда дает им ограниченную самостоятельность;
в) наказывает редко и за значительные нарушения.
Подобная разновидность руководителя встречается достаточно часто и представляет собой человека, стремящегося к власти и имеющего достаточные способности для того, чтобы управлять большим числом людей и производственным процессом, но при этом объективно оценивать себя на занимаемом посту.
Благожелательный авторитарист не выпускает из рук основные нити связей между людьми, но внутри системы позволяет выполнять работникам функции мелкого масштаба, особенно если эти люди вызывают его доверие по тем или иным причинам (возможно, вполне субъективным).
Такой руководитель вряд ли станет относиться к подчиненным, как безликой рабочей силе, которую можно лишь использовать по назначению, а затем утилизировать за ненадобностью. Однако, и большой свободы они не получат, так как для авторитариста более всего важно знать, что он – властитель, ощущать себя сильным, важным, необходимым.
Со стороны
подчиненного проявляется заинтересованность
в результатах проделанной
Сильная рука и в то же время благожелательность начальника позволяет сотрудникам чувствовать себя достаточно комфортно, с большой охотой выполнять его задания, соответствовать требованиям. Большинство подчиненных обычно испытывают уважение к такому руководителю и легко общаются с ним.
3. Демократический стиль руководства.
При демократическом стиле управления руководитель делегирует часть властных полномочий подчиненным, способствует их участию в управлении, при этом опираясь на экспертную (люди признают его превосходство в знаниях) и референтную (руководитель обладает каким- то уникальными личными качествами), т.е личную власть.
Безусловно, инициатива подчиненных всячески поощряется и активно используется. Руководитель, доводя задачу до конкретного исполнителя, не приказывает, а скорее предлагает варианты ее решения, причем ответственность распределяется в соответствии с со служебными полномочиями. Подбор кадров ориентирован на деловых, энергичных, способных людей, менеджер не препятствует карьерному росту подчиненных. Однако он постоянно учиться сам и требует того же от других. Дисциплина в коллективе не очень жесткая, отсутствует формализм.