Экономические методы мотивации труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать экономические методы мотивации труда.
Задачи:
Изучить правила мотивации, ее виды и типы;
Определить в чем заключаются механизмы мотивации;
Выявить особенности мотивационной структуры личности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….6
1. Теоретическая часть.
Стимулирование как основа мотивации…………………………………..8
Правила мотивации, ее виды и типы……………………………………...20
Механизмы мотивации……………………………………………………..30
Мотивация как фактор управления личностью…………………………36
Мотивационная структура личности……………………………………..41
Мероприятия по обеспечению собственной мотивации к жизни и работе……………………………………………………………………….……46

2. Опытно-эксперементальная часть.
2.1. Предложите систему материальных и моральных компонентов, определяющих динамику заработной платы сотрудника фирмы, банка, исходя из реалий современной России………………………………………………….49
2.2. Объясните, какие методы воздействия на сотрудников убеждение или принуждение вы считаете более результативными……………………………51
3.Заключение…………………………………………………………………….52
4.Литература…………………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 152.64 Кб (Скачать файл)

Предметом анализа механизма мотивации трудовой деятельности являются факторы, характеризующие состояние трудовой мотивации работников и детерминирующие их отношение к труду.

      Очень важно четко, ясно, корректно сформулировать проблему для установления целей и задач исследования механизма мотивации. Для этого необходимо понять, в чем состоят сильные и слабые стороны организации в сложившейся ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Мотивация как  фактор управления личностью

 

Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих мотивациях можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.

Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии.

Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые проблема мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление людей улучшать свое материальное положение. Но А. Смит разумел прежде всего мотивацию предпринимателя, что же касается мотивации рабочих, участников производственного процесса, то она А. Смита не интересовала совсем.

Этот пробел был восполнен американским теоретиком организации Ф. У. Тейлором. Создатель научной организации труда (НОТ) утверждал, что рабочими управляют только инстинкты удовлетворения потребностей физиологического уровня, поэтому их можно "приводить в действие" с помощью элементарных стимулов. Он предложил почасовую оплату труда. Повременная оплата труда не позволяет работнику распоряжаться своим временем, администрация же задает темп труда, запрещая самовольные остановки и перерывы. Избыток рабочей силы, неполная занятость населения явились мощным стимулом повышения производительности труда и, конечно же, влияли на мотивацию работников. Так продолжалось вплоть до 50—60-х годов, когда этот метод в рыночной экономике исчерпал себя.

Наиболее популярной из теорий мотивации в пособиях и работах по практическому менеджменту является концепция А.Маслоу (1908 — 1970). Он первый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Эта иерархия может быть представлена следующей схемой:

Данные потребности составляют пять основных уровней. Названия их, а также графическое их изображение могут быть несколько иными, но суть дела от этого не изменится.

Таким образом, согласно Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. Потребности физиологические, в безопасности, называемые первичными, потребностями нижнего уровня, служат основанием для удовлетворения потребностей высшего порядка — социальных, в успехе, в самовыражении (самоактуализации). Потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня.

Наряду с иерархией потребностей, предложенной А. Маслоу, в современных пособиях по менеджменту используются те дополнения, которые сделали к его классификации МакКленнанд и Герцберг. Первый дополнил ее, введя понятия потребностей во власти, успехе и принадлежности к группе; второй выделил гигиенические факторы (размеры оплаты труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей). Кроме этих подходов российскому предпринимателю предлагается руководствоваться также следующими теориями мотивации: процессуальными, теорией ожидании, справедливости, моделью Портера-Лоулера о справедливом вознаграждении.

На основе анализа и обобщения исследований Герцберга и других два английских ученых М. Вудкок и Д. Фрэнсис построили интересную таблицу, помогающую полнее использовать идеи мотивации для стимулирования эффективного трудового поведения. Полезно сравнить данную таблицу со схемой А. Маслоу (см. выше). Она как бы продолжает пояснять, почему не дадут желаемого эффекта "главные мотиваторы", если не решено с "регуляторами мотивации", т.е., не удовлетворив потребности низших уровней, как правило, нечего думать о включении в активное состояние высших. Теперь дадим некоторый комментарий к блокам в таблице Вудкока и Фрэнсиса.

 

 

 

 

 

Регуляторы мотивации

1. Рабочая среда

2. Вознаграждение

3.Чувство безопасности

Рабочее место

 Уровень шума

Фоновое звучание музыки

Эргономика Столовая

Дизайн Удобства Чистота

Физические условия работы

Зарплата и прочие выплаты, Выходные, Дополнительные выгоды, Системы медобслуживания Социальные проблемы

Опасение стать лишним, Ощущение своей принадлежности к компании, Уважение и одобрение окружающих, Приемлемый стиль управления, Отношения с окружающими, Осведомленность о том, как в компании обращаются с работниками

Главные мотиваторы

4. Личностное развитие

5. Чувство причастности

6. "Интерес и вызов"

Ответственность Экспериментирование

Новый опыт

Возможности для обучения

Владение информацией Консультации Совместное принятие решений Коммуникация Представительство

Интересные проекты

Развивающий опыт Возрастающая ответственность Обратная связь с продвижением к цели


 

1. Рабочая среда оказывает  мощное влияние на работника, поэтому организациям не стоит  жалеть средства и усилий на  создание благоприятной обстановки  для тружеников.

2. Вознаграждение сейчас  обычно включает не только  зарплату, но много других выплат, а также выходные дни и особенно  дополнительные выгоды: жилье, личное медицинское страхование, персональные автомобили, оплаченное питание и т.п.

3. Чувство безопасности. Это чувство связано с наличием  работы, с отсутствием неуверенности  в завтрашнем дне, с признанием  и уважением окружающих, принадлежностью  к группе и др.

4. Личностное развитие  и рост. Ныне происходит (как уже  сказано) эволюция взглядов менеджеров  на отношение к личности. Если  раньше главное внимание уделялось  повышению квалификации работников, то теперь — развитию человеческих  ресурсов.

5. Чувство причастности  к общему делу присуще каждому  работнику, он хочет ощущать свою "нужность" организации, поэтому  руководители должны по возможности  давать работающим полную информацию, иметь отлаженную обратную связь, знать мнение о коренных вопросах  производства.

6. "Интерес и вызов". Вудкок и Фрэнсис пишут, что  большинство людей ищет такой  работы, в которой бы содержался "вызов", которая бы требовала  мастерства и не была слишком  простой. Даже чисто исполнительские  работы надо стремиться превратить  в интересные, приносящие удовлетворение.

Факторы 1, 2 и 3 могут действовать как демотиваторы, если работники не удовлетворены ими, факторы 4, 5 и 6 могут увеличить заинтересованность работников и обеспечить организации крупные достижения.

Итак, рассматривая личность как объект управления, многие исследователи и практики признавали сложность и недостаточную изученность этого феномена. Здесь приведены лишь наиболее устоявшиеся представления о личности, о некоторых способах активизации ее поведения в процессе труда. Но нужно помнить, что личность зачастую не желает ощущать себя объектом чьего бы то ни было влияния, преднамеренного воздействия, что человек обычно стремится быть не пассивным участником совместной деятельности, а сознательным и активным существом, творящим и мир и самого себя.

 

    1. Мотивационная структура личности

Мотивационная сфера личности - это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества. В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут по-разному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разно­родных мотивов. Множественность отражает, прежде всего, развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие до­статочного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Иерархичность мотивации определяется на основании оценки "главенствования" различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, "присвоения", "принятия") потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере, большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения - усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы, как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:

• развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;

• достаточная сила мотивов;

• устойчивость мотивов;

• определенная структура мотивации;

• определенная иерархия мотивов.

Для анализа элементов мотивационной сферы личности    необходимы следующие элементы:

                                                                                                        Таблица № 1

Элементы мотивационной структуры

Разновидности, особенности

Формы представления

Потребности

Биологические,

психологические,

социальные

В виде актуальной в данный момент

иерархии по значимости и доступности

Интересы

Осознание соответствующей потребности

Имеют свою иерархию, доминирующее значение одних и вспомогательное значение других)

Чувства (по отношению к различным сторонам жизни и конкретным

объектам)

Любовь, ненависть, страх, сомнение, разочарование и т.д.

В виде актуальной в данный момент

системы доминант

Знания, представления

Нужно, нельзя, полезно, целесообразно, вредно, забавно, бессмысленно и пр.

Как индивидуальная система значимости в соответствии с собственной жизненной ориентацией, способностями и опытом

Убеждения, ценности

Нравственные, социально-политические, экономические, религиозные, правовые, эстетические и т.д.

В виде потенциальной или

“свернутой” целевой программы возможного поведения, но не обязательно воплощаются в поведение

Информация о работе Экономические методы мотивации труда