Эволюция и школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ПЕРИОДЫ
1. Эволюция управленческой мысли
2. Истоки возникновения современного менеджмента
3. Фазы и стадии становления американского менеджмента
4. Эволюция менеджмента в ХХ веке
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Школы менеджмента

Файлы: 1 файл

ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

     РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ПЕРИОДЫ 

    1. Эволюция управленческой  мысли 

     Экономическая деятельность осуществляется человечеством  в течении многих тысячелетий. И  столько же времени осуществляется управление ею. Практика управления восходит к древнейшим временам, когда в третьем тысячелетии до н.э. в Шумере и Египте появились первые торговые, коммерческие и правительственные организации.

     Превращение управленческого труда в особый вид деятельности, отличный от непосредственного производства, связано с кооперацией труда, которая в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе, как простое соединение усилий многочисленных работников. Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах (Шумер, Египет и др.), где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути — менеджеров. Этому способствовало изменение религиозных принципов — вместо человеческих жертв стали приносить символические жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения ритуальных почестей заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса. Побочными результатами такой управленческой деятельности явились появление письменности, так как запомнить весь объем деловой информации было невозможно, и потребности в расчетах. Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.       

      О ранних периодах деятельности человечества в сфере управления до нас дошли  отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Так, например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000 -1500 гг. до н.э.) содержит советы начальнику - субъекту управления: "... Будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса".

        Очередной скачок в развитии  менеджмента связывают с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Для эффективного управления обширными владениями им впервые был выработан так называемый свод Хаммурапи, который содержал 285 законов управления государством, регулировал все многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. Нововведением было и то, что Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая образ самого себя как опекуна и защитника людей. Итак, впервые в период правления Хаммурапи появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отношений людей и, наконец, зарождаются первые ростки лидерского стиля. Был усилен контроль и ответственность за выполнение работ;

      Значительно позже царь Навуходоносор II (604-562 гг. до н. э.), автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля в текстильных мастерских и зернохранилищах, применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи. При его правлении произошло соединение государственных методов управления с управлением в сфере производства и строительства (прежде всего с его контрольными функциями).

     Значительное  количество управленческих нововведений имело место в Древнем Риме. Самые знаменитые среди них — система территориального управления Диоклетиана (243— 313гг.) и административная организация Римской католической церкви, которая сохранилась без изменений до сегодняшних дней.

           В Древней Греции:

      - о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон;

      - Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: "Главная задача - поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний".

      В Древнем Риме Катон Старший (234 - 149 гг. до н.э.):

      - советовал владельцу земли "посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена";

      -  предлагал также дать управляющему  план работ на год.

      Управленческие  ноу-хау передавались из поколения в поколение в рамках узкого круга управленческой элиты.

      Существенный  вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Николо Макиавелли (1469 — 1527), который, в частности, говорил:

      - "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность";

      - "Есть один безошибочный способ  узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю";

      - "Многие полагают, что кое-кто из государей, слывущих мудрыми, славой своей обязаны не себе самим, а добрым советам своих приближенных, но мнение это ошибочно. Ибо правило, не знающее исключения, гласит: государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы".

      В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени:

      - "Управителю по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно, оных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20-го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить; а ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне".

     Великая индустриальная революция XVII—XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более отдалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен тысячами акционеров, появились наемные менеджеры, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией.

     Именно  на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

      Дальнейшее  развитие управленческая мысль получила после промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIII в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к:

      -  внедрению сборочной технологии  и взаимозаменяемых частей машин;

      -  использованию методов контроля  качества (Э. Уитни);

      -  специализации производственных  рабочих (Ч. Бэббидж) и т. д.

     «Донаучный» период развития теорий менеджмента охватывает период с конца ХVIII по конец XIX столетия, т.е. со времени появления в Англии фабричной системы до момента возникновения в США научного менеджмента.

      Например, Адам Смит в своём капитальном труде «Богатство наций» (1776) приводит ряд усовершенствований, направленных на повышение производительности, которое может быть обеспечено благодаря разделению труда.

      Фабричная система производства породила новые  проблемы, связанные с соблюдением  работниками жёстких производственных требований, определяемых стремлением предпринимателей максимизировать уровень производительности, с тем чтобы оправдать свои капитальные вложения. В 30-е гг. XIX столетия размах и значение новых промышленных методов получили оценку в работах двух выдающихся деятелей – Чарльза Бэббиджа и Эндрю Юра.

      Ч. Бэббидж показал преимущества машинного производства над ручным трудом. Средство, предложенное Бэббиджем для снятия антагонизма между владельцами фабрики и рабочими, было развитием схем участия в прибылях. Эндрю Юр был рьяным сторонником фабричной системы производства, всячески превозносившим её высокую производительность и заявлявшим, что она обеспечивает лучшие производственные условия, чем небольшой цех или домашняя мастерская. Размах работ понуждал руководство использовать новые методы контроля и организации труда. Новые методики призваны были заменить собой вероятностную систему, основанную на суждениях и оценках работников и контролёров, надёжной системой, получившей название научного менеджмента. Следствием этих изменений был рост профессионализма руководителей, который был особенно характерен для машиностроения.

     К концу XIX — началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

      На  разных этапах развития человеческого  общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее компонентов.

     Достаточно  полная хронология развития управленческой мысли и систематизации управленческой деятельности дана Бенгтом Карлофом (табл. 6) [41].

      Таблица 6

      Этапы развития управленческой мысли

    Год Индивидуум  или этническая группа Основной  вклад в развитие менеджмента
    5000 до  н.э. Шумеры  Письменность, регистрация фактов
    4000 до  н.э. Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
    2600 до  н.э. Египтяне Децентрализация в организации управления
    1800 до  н.э. Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной  заработной платы, признание недопустимости перекладывания ответственности
    1491 до  н.э. Евреи Концепция организации, скалярный принцип
    600 до  н.э. Навуходоносор II Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
    400 до  н.э. Сократ Формулировка  принципа универсальности менеджмента
    400 до  н.э. Ксенофонт Признание менеджмента  как особого вида искусства
    175 до  н.э. Катон Использование описаний работ
    20 н.э.  Иисус Христос Единоначалие. Человеческие отношения
    1100 Газали Требования  к менеджеру
    1835 Маршалл, Логман Признание и  обсуждение относительной важности менеджмента
    1881 Джозеф Вартон Разработка  для колледжа курса предпринимательского менеджмента
    1900 Фредерик Уинслоу  Тейлор Научный менеджмент, системный подход, кадровый менеджмент, необходимость кооперации между трудом и менеджментом, функциональная организация, оценка
    1916 Анри Файоль Первая полная теория менеджмента, его функции, принципы, признание необходимости преподавания менеджмента
    1916 Александр Г. Черн Функциональная  концепция менеджмента
    1919 Моррис Л. Кук Различные области  использования менеджмента
    1927 Элтон Мейо Социологическая концепция групповых устремлений
    1943 Линделл Урвик Сведение воедино  и корреляция принципов менеджмента
    1949 Норберт Винер Разработка  системного анализа в теории информации
    1976 Ромари Стюарт Альтернатива  и ограничение действий менеджера  в различных ситуациях
    1985 Том Петерс Отношение к  потребителям как к людям, а к  персоналу организации – как  к важному ресурсу развития бизнеса

Информация о работе Эволюция и школы менеджмента