Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:44, курсовая работа
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ПЕРИОДЫ
1. Эволюция управленческой мысли
2. Истоки возникновения современного менеджмента
3. Фазы и стадии становления американского менеджмента
4. Эволюция менеджмента в ХХ веке
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Школы менеджмента
Приведенная таблица иллюстрирует наиболее существенные этапы развития управленческой мысли. И если, по всей видимости, вехи, относящиеся к глубокой древности, не подвергаются сегодня сомнению, то акценты и интерпретация вклада в развитие управленческой мысли, более близкие к нам по времени, могут быть расставлены и по-другому.
При этом мы не можем не видеть явной активизации управленческой мысли именно в последнее время.
Управление как практика организации совместной деятельности людей зародилось в Древнем Египте при строительстве оросительных систем. Первые организации, занимающиеся бизнесом, появились в средневековой Европе в период распада феодальных хозяйств. Ими стали ремесленные мастерские, а несколько позднее — мануфактуры.
Разделение труда в технологическом процессе, осуществляемое в условиях мануфактуры, потребовало коренных изменений в устройстве управления. Появляются первые помощники — менеджеры, т.е. специально назначенные работники, которые, не являясь собственниками, получили право использовать ресурсы организации для достижения ее целей. Благодаря этим помощникам становится возможным рост масштабов организации.
Мануфактура создала благоприятные возможности для использования механизмов. В результате в XIX в. появляются фабрики. В основе фабричного технологического процесса лежало использование машины, которая не устает, что позволило перейти к посменной работе. Каждый раз благодаря разделению труда с переменой типа организации растут ее масштабы. Каждый менеджер берет на себя руководство определенным числом подчиненных, тем самым освобождая хозяина от решения рутинных вопросов.
Первая промышленная революция, произошедшая на переломе веков, создала новую технологическую базу. Теперь в основе технологического процесса лежало использование не отдельной машины, а технологически связанного комплекса машин. Бизнес становится крупным. Период интуитивного управления заканчивается, возникает потребность в науке, способной объяснять и помогать действиям практиков.
Таким образом, изменение технологии производства содействовало развитию практики управления, создавшей в свою очередь условия для роста масштабов организации и качественных изменений в обществе:
Таким образом, возникновение управления как самостоятельного вида деятельности связано с:
Рис.
19. Этапы возникновение
менеджмента как
самостоятельного вида
деятельности [70]
3.
Фазы и стадии
становления американского
менеджмента
Таблица 7
Фаза массового производства (начало XXв. – до 30-х гг.) | Фаза массового сбыта (30-60-е гг.) | Постиндустриальная фаза (середина 60-х гг.) |
1. Выпуск стандартной продукции | 1. Выпуск дифференцированной продукции | 1. Жесткая конкуренция |
2. Рынок неограничен | 2. Всплеск конкуренции | 2. Быстрое устаревание основного капитала |
3. Критерий – низкая себестоимость продукции | 3. Развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт | 3. Интернационализация производства |
4. Все внимание внутрь фирмы | 4. Внимание к имиджу фирмы | 4. Курс на решение стратегических задач и стратегического маркетинга |
Девиз Генри Форда: «Пусть машины будут любого цвета, лишь бы они были дешевые» | Состояние американского общества: «Машина в гараже и курица в кастрюле» | Питер Друкер: «Наступившее время – эпоха без закономерностей» |
Таблица 8
Стадии становления современного американского менеджмента
Стадии | Содержание метода управления | Характеристика и критерии управления |
Пионерская, 1820 – 1900 гг. | Традиционный метод управления, личные способности предпринимателя | Предприниматель управляет сам лично; всё зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя; нарастает потребность в систематизации опыта управления и в обучении профессии менеджера |
Организаци-онная, начало XX века | Научный подход к организации управления, администрирование | Возникает научная организация управления (НОУ) и отказ от традиционных методов; возрастает роль мастеров и инструкций; вводится учет времени и наблюдения; осуществляется нормирование труда; развиваются идеи сотрудничества работодателей с нанятым персоналом |
Интеграционная, с 30-х гг. ХХ века | Поведенческие подходы к организации управления | Параллельно с лавинообразным развитием техники открывается значение человека. Предприятия существуют как для человека в качестве покупателя, так и для человека в качестве партнера в производственной и предпринимательской деятельности |
4.
Эволюция менеджмента
в ХХ веке
В условиях индивидуальной или семейной организации производства управление осуществлялось традиционными наследуемыми приемами, не изменяющимися на протяжении многих поколений. В принятии многих решений преобладала интуиция. В развитии управления как научной дисциплины не было серии последовательных шагов. Скорее, это были несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - техника и люди. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях знаний, таких как: инженерные науки, математика, психология, социология и др. По мере того как развивались эти области знания, исследователи в области теории управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.
Развитие науки управления характеризуется множеством школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента. Ориентация той или иной школы менеджмента во многом зависит от факторов, доминирующих в науке и производстве на данный момент.
Доминирующие факторы первой половины XX в.:
• отделение управления от собственности;
• рост крупных организаций;
• развитие наук о человеке;
• развитие точных наук;
• утверждение рыночных отношений.
Ориентация научных школ управления первой половины XX в.:
• закономерности и принципы управления;
• разделение труда, функций и ответственности;
• человеческие отношения, мотивы и стимулы;
• социальные системы.
Доминирующие факторы второй половины XX в.:
• революционные перемены в технологии;
• сложность и наукоемкость производства;
• глобализация производства и рынков;
• информационные технологии;
• многообразие потребительского спроса.
Ориентация научных школ второй половины XX в.:
• системный подход к управлению;
• организационный потенциал и организационная культура;
• бихевиоризм;
• реинжиниринг;
• концепция внутренних рынков;
• теория институтов и институциональных изменений;
• теория альянсов;
•
приоритет социальных целей.
5.
Периоды развития
теории и практики
менеджмента
Предпосылки возникновения менеджмента. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали совместно (два и более человек). В первобытных племенах находились личности (вождь племени), которые направляли и координировали деятельность соплеменников в целях выживания сообщества, контроля за их работой, совершения различных ритуалов, и т. д.
Периодизация развития теории и практики менеджмента. Выделяются четыре периода развития теории и практики менеджмента:
Первый период — древний (с 9-го тысячелетия до н. э. и до примерно XVIII в.). Это период накопления знаний: переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производству; первый опыт в области управления (Ближний Восток); развитый государственный аппарат (Древний Египет); Сократ (470—399 гг. до н. э.) сформулировал принцип универсального управления; Платон (428—348 гг. до н. э.) сделал попытку разграничения функций управления; Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.) создал теорию управления войсками.
Второй период — индустриальный (1776—1830). Начало формирования научных направлений и школ менеджмента. Адам Смит (1723—1790) провел анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Роберт Оуэн (1771—1858) сформулировал идеи гуманизации производства, выдвинул программу создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», основал коммунистические колонии в США и Великобритании, но потерпел неудачу. Ч. Беббидж в 1833 г. разработал проект «аналитической машины» — прообраз современной вычислительной техники, что позднее произвело переворот в принятии управленческих решений.
Период систематизации (1856—1960). Формируются новые направления, школы, течения в управлении. В период промышленной революции в XIX в. в связи с необходимостью управления работой больших групп людей владельцы отошли от непосредственного наблюдения за деятельностью работников. Появились первые менеджеры. С течением времени менеджеры переключились на изучение способов управления, на поиск систематизированных на основе опыта подходов к управлению, сложились основные научные школы управления.
Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Возникла теория непредвиденных ситуаций.
В
70—80-е гг. сформировалась концепция
организации как открытой
системы. С точки зрения экономики
организации существенные результаты
получены в рамках ситуационного
подхода, идея которого внесла большой
вклад в развитие теории управления.