Эволюция и школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ПЕРИОДЫ
1. Эволюция управленческой мысли
2. Истоки возникновения современного менеджмента
3. Фазы и стадии становления американского менеджмента
4. Эволюция менеджмента в ХХ веке
РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Школы менеджмента

Файлы: 1 файл

ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

      РАЗДЕЛ  2. КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА 

      1. Школы менеджмента 

      Становление менеджмента как новой науки происходит неоднозначно; в виде ряда научных направлений, обозначаемых термином «школа». Появилась «научная школа», «классическая, или административная, школа», «школа человеческих отношений» («поведенческих наук»), «количественная школа». Такое разнообразие подходов, предназначенных для решения задачи повышения результативности работы организации, не случайно, оно связано со сложностью объекта исследования. Каждая школа высвечивала свой ракурс в организации, доказывая его важность для руководителя, вносила свой вклад в развитие теории, требуя в дальнейшем определения взаимосвязи с другими концепциями.

      Такая работа по систематизации накопленных знаний в области менеджмента была выполнена. Было доказано, что объектом изучения теории управления является организация как особое общественное устройство, предназначенное для производства товаров и оказания услуг в условиях коллективной деятельности. Развитие общества и его производственной ячейки — организации — взаимообусловленные явления. За XX столетие развитые страны превратились в общества организаций, доверив этим устройствам удовлетворение потребностей. 

      Консистентный – значит «соответствующий».

      Рис. 20. Классификация  школ менеджмента 

      2. Классические концепции  в менеджменте 

      Классические  концепции в менеджменте появились в конце XIX -  начале XX в. Фабричная система, зародившаяся в 1800-х гг., ставила задачи, которые ранее не принимались в расчёт. Возникшие проблемы были связаны с оснащением производства, созданием управленческой структуры, обучением рабочих, планированием сложных производственных операций и возрастающим недовольством рабочих, выливавшимся в забастовки.

      Это множество проблем, а также  развитие крупных и сложных организаций заставляли искать новые методы координации и контроля. В результате появился новый «подвид экономического человека» - оплачиваемый менеджер. Профессиональные менеджеры начали поиск решения проблем, связанных с повышением производительности труда, а также с организацией, координированием и контролем деятельности больших групп работников. Так началась эволюция современного менеджмента, в ходе которой была создана классическая концепция.

      Эта концепция охватывала три сферы, каждая из которых имела свою специфику:

       научный менеджмент,

      - бюрократические  организации,

      - административные  принципы (принципы  управления).

      Научный менеджмент – одно из направлений в рамках концепции классического менеджмента, в котором акцент делается на научно обоснованных изменениях методов.

      Суть  подхода:

      - Разработка стандартных методов  выполнения каждой работы, научное  нормирование;

      - Подбор сотрудников, обладающих  соответствующими каждой работе  способностями;

      - Обучение персонала выполнению  работы с помощью стандартных  приёмов;

      - Поддержка сотрудников путём  планирования их работы и устранения  помех;

      - Материальное стимулирование сотрудников  с целью повышения выработки.

      Вклад:

      - Продемонстрирована важность компенсаций (материального стимулирования) для достижения результатов;

      - Положено начало тщательному  исследованию производственных  заданий и работ;

      - Продемонстрирована важность отбора  и обучения персонала.

      Объект  критики:

      - Не учитывает социальный контекст работы и высшие потребности работников;

      - Не признаёт индивидуальных различий  между сотрудниками;

      - рассматривает сотрудников как  однородную группу и игнорирует  их идеи и предложения.

      Идеи  научного менеджмента существенно повысили производительность труда во всех сферах и не потеряли своей актуальности в наши дни.

      Разработанная в Европе модель бюрократической организации, рассматривающая организацию как единое целое, стала ещё одним разделом классического менеджмента.

      Бюрократическая организация раздел классического менеджмента, который переносит акцент управления на рациональную безличную основу благодаря таким элементам, как чёткое определение власти и ответственности, создание и хранение письменных документов, разделение менеджмента и владения организацией.

      В конце Х1Х в. многие европейские  организации управлялись на личной основе, похожей на семейные отношения. Сотрудники были преданы скорее конкретному индивиду (мастеру, бригадиру), чем самой компании или её миссии. Негативным последствием такого менеджмента стало то, что ресурсы использовались для удовлетворения скорее желаний индивидов, чем для достижения целей организации. Новая форма организации была названа бюрократией.

      Элементы  бюрократии:

      - труд разделяется на основе  ясных понятий власти и ответственности,  которые юридически определены  в качестве официальных служебных обязанностей;

      - должности образуют властную иерархическую структуру, в которой каждая нижестоящая должность находится под властью вышестоящей;

      - отбор и продвижение сотрудников  осуществляется исходя из их  технической квалификации, которая  оценивается путём тестирования или в соответствии с образованием и опытом;

      - административные акты и решения  письменно фиксируются. Хранение  документов создаёт организационную  «память» и преемственность;

      - менеджмент отделяется от владельцев  организации;

      - менеджеры обеспечивают выполнение правил и процедур, которые гарантируют надёжное, предсказуемое поведение. Правила не связаны с личностью работника и одинаково распространяются на всех сотрудников.

      Термин  бюрократия приобрёл в наши дни отрицательный смысл, ассоциируясь с бесконечными регламентациями и волокитой, с простаиванием в длинных кабинетных очередях или подвергаясь бессмысленным процедурам. С другой стороны, единые правила и бюрократические процедуры обеспечивают стандартные методы взаимодействия с сотрудниками. С каждым обращаются одинаково, и каждый знает, какие правила при этом должны соблюдаться. Это позволило многим организациям добиться высокой эффективности.

      Ещё одним важнейшим разделом классического менеджмента является подход, известный как административные принципы, или метод администрирования, или принципы управления. В то время как научный менеджмент уделяет основное внимание производительности отдельного рабочего, административные принципы охватывают всю организацию.

      Административные  принципыраздел классического менеджмента, фокусирующий внимание скорее на всей организации в целом, чем на отдельном работнике, и определяющий в качестве функций менеджмента планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

      Так возникли три школы классического менеджмента:

      1.  Школа «научного  управления» (1885 –  1920);

      2.  Школа «рациональной  бюрократии» (1920 –  1930);

      3.  «Административная»  или «классическая  школа управления»  (1920 – 1950). 

    3. Школа «научного  управления» (1885 –  1920) 

      Научное управление (1885—1920) наиболее тесно связано с работами Фредерика Уинслоу Тейлора, Генри Гантта, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Форда. Эти создатели школы научного управления занимались изучением труда отдельного рабочего и полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

      Проводя параллель, можно сказать, что как  теория Адама Смита дала начало всем ветвям экономической теории, так  и система Фредерика Тейлора – всему последующему менеджменту. Питер Друкер писал: «Тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем нашу дисциплину». Он предположил, что проблема низкой производительности труда, которая сдерживала экономическое развитие, вызвана скорее плохой организацией труда, связанной с некомпетентным разделением, кооперацией, специализацией труда, отсутствием научно обоснованного нормирования, т.е. слабым менеджментом, чем «нерадивостью» рабочих. Тейлор настаивал на том, что сам менеджмент должен измениться и эти изменения следует осуществлять только на основе результатов научных исследований. Тейлор говорил, что решения должны приниматься исходя не из старых правил и традиций, а из точных предписаний, которые даются после тщательного изучения конкретных ситуаций.

             Американский инженер-практик и менеджер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915):

    -   Создал первую систему научного управления.

       - Цель системы Тейлора — обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с максимальным напряжением сил.

      Основные  работы — «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

      Основные  положения системы  Тейлора:

    •    разложение трудового процесса на элементарные «частицы»;

    •    хронометраж трудовых операций;

    •    эргономические орудия труда;

    •    нормализация приемов и условий  труда;

    •    ориентация на лучшего рабочего;

    •    сдельная форма оплаты труда;

    •    точные инструкции каждому работнику;

    •    выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен;

    •    отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и  тренировка;

    •    учет и контроль всех видов работ;

•  отделение  административной работы от исполнительской, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

    •    попытка объединить сотрудничество администрации и работников.

      Как и всё принципиально новое, работы Тейлора были приняты в штыки:

  - профсоюзы увидели в тейлоризме средство усиления эксплуатации трудящихся;

  - не менее отрицательной была и реакция со стороны крупных предпринимателей, поскольку использование новой системы организации труда, предложенной Тейлором, требовало отказа от старых, традиционных, привычных способов и технологий управления производством, пересмотра собственного поведения, значительных усилий по внедрению новой системы.

      В развитие методов научного управления значительный вклад внесли  последователи Тейлора:

      - супруги Фрэнк и Лилия Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого - кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Ими было выделено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении);

      - Лилия Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами».Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров;

Информация о работе Эволюция и школы менеджмента