Эволюция и школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций

Описание работы

Развитие менеджмента в 19 – начале 20 века. Направления и тенденции развития современного менеджмента. Подходы к менеджменту.

Файлы: 1 файл

Эволюция и школы менеджмента.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

ЭВОЛЮЦИЯ И ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Лекция 1. Развитие менеджмента в 19 – начале 20 века

    1. Основные этапы развития менеджмента.
    2. Школа научного менеджмента.
    3. Административная школа.

 

 

1.


 

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

1 период  – древний период. Начиная  с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до 18 века. Первые, самые простые, формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. Происходит переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству. Производящая экономика и стала точкой отсчета в зарождении менеджмента.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В период 3000 – 2800 лет до н.э. сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживание.

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был  Сократ (470-399 гг. до н.э.) Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

2 период – индустриальный период (1776-1890).  Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.   Р. Оуэн оказал большое влияние на формирование многих научных направлений и школ менеджмента. Выделял необходимость обучения, улучшений условий труда и быта рабочих. Высказал идеи гуманизации управления производством.

Первый переворот  в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. английский математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

3 период  – период систематизации (1856-1960).  Формируются новые направления, школы, течения. Менеджеры изменили ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. В сущности, то, что сегодня называется менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в 19 веке. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей обусловило появление работников, представляющих интересы владельца на рабочих местах – первых менеджеров.

4 период  – информационный период (1960 –  по настоящее время). Начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата. Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации. Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности.

 

Тема 2. Направления  и тенденции развития современного менеджмента

2.1 Тенденции развития  менеджмента во второй половине 20 века.

2.2 Эмпирическая школа  управления.

2.3 Неоклассический менеджмент.

 

2.1 Тенденции  развития менеджмента в конце 20 века

 

В последние два десятилетия XX века продолжала развиваться как практика, так и теория менеджмента. Ученые различных школ во многом сходятся в оценке менеджмента последних лет XX века. Отметим ключевые моменты менеджмента рассматриваемого периода.

1) Усиливается  внимание к человеческому аспекту в менеджменте. В связи с усилением конкурентной борьбы человеческий фактор, способный генерировать и реализовывать инновационные идеи, становится ключевым ресурсом менеджмента организаций. Поэтому для современного менеджмента характерны повышение внимания к организационной культуре, демократизация управления, участие работающих в распределении прибыли и управлении предприятием, формирование новых отношений между организацией и работающими в ней людьми.

Постепенно основными  принципами управления персоналом становят-ся:

  • лояльность ко всем работающим в организации;
  • повышение качества внутриорганизационных коммуникаций;
  • формирование психологического климата, помогающего раскрыть способности работающих;
  • внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах деятельности организации;
  • разработка и внедрение более совершенных методов работы с людьми, обеспечение их удовлетворенности своей работой;
  • развитие этических норм бизнеса и др.

2) Управление  культурой организации получает бурное развитие. Культура организации - один из факторов прибыли и конкурентоспособности для коммерческой организации, а также фактор успеха и эффективности деятельности, а подчас и выживаемости для некоммерческой организации. Культура организации во все большей степени становится предметом заботы менеджеров всего мира. Культура организации – это сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. В отличие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может значительно изменяться в течение непродолжительного времени (месяцы, годы).

Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры многих организаций. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют культурной революцией в менеджменте. Перенос все большего числа наукоемких и «персоналоемких» технологий зависит от наличия соответствующей позитивной культуры организации. Примерами могут служить массовое изготовление технически сложных изделий, оказание высокотехнологичных услуг, успешное функционирование правительственных учреждений.


3) Стратегическое  управление и стратегическое  планирование находят свое применение во все более широком спектре социальных приложений. Во все большем числе региональных, национальных и международных программ применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, меру участия в процессе выработки целей всех занятых в их достижении, процедуру оценки эффективности и результативности.

Основные приемы и методы стратегического управления, используемые еще недавно лишь в рамках университетских курсов, становятся обычной технологией проработки любой коммерческой идеи. Приемы стратегического планирования используются и в маркетинге, и в рекламе, и в деятельности государственных учреждений.

4) Методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор. Так, например, маркетинговый подход к управлению распространяется на деятельность общественных организаций, администраций городов и районов (территориальный маркетинг). Многие некоммерческие организации с успехом применяют элементы бизнес-планирования своей деятельности. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.

5) Наряду с развитием теории общего менеджмента, исследующей законы и закономерности управления социально-экономическими процессами, принципы, методы и функции управления, формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, кризисное управление и пр. Все перечисленные и многие другие виды специального менеджмента получают самостоятельное развитие. Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в большей степени прикладной характер, и их развитие в значительной мере опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.

В рассматриваемый период менеджмент развивается на стыке многих наук и представляет собой органический сплав экономической науки, социологии и психологии управления, кибернетики, теории систем и принятия управленческих решений и др., изучающих различные аспекты управления.

6) Большое  значение для развития теории  и практики менеджмента приобретает  эмпирический опыт. Безусловно, изучение конкретного опыта менеджмента предприятий полезно с целью использования его в сходных ситуациях настоящего и будущего (идея бенчмаркинга). Ученые, придерживающиеся эмпирического подхода, являются не только теоретиками, но и крупными практиками в области менеджмента.

 

2.2 Эмпирическая  школа управления

 

Теоретики эмпирической школы непосредственно связаны  с американскими корпорациями и являются крупными менеджерами или консультантами фирм. Ее представителей характеризует прагматическая ориентация, преимущественно описательное изучение практики управления с целью обоснования рекомендаций, имеющих непосредственно практическое значение.

Для них характерно стремление приблизить теоретические  исследования к практике путем определения принципов организационного управления, которые обычно формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного устава менеджерской деятельности.

С другой стороны, в их трудах находит отражение стремление синтезировать главные идеи основных школ наряду с выработкой рекомендаций по вопросам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т.п. на основе принципов, разработанных «классической» школой научного управления.

Главным направлением исследований в эмпирической школе  является изучение содержания труда  и функций руководителей. Эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в его самостоятельный, специфический вид – в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется  двумя особенностями. Суть первой заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй – в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.

У представителей эмпирической школы сложились и  свои взгляды на выполнение функций  менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер должен выполнять следующие главные функции:

  • определение целей предприятия, путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до его работников;
  • классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;
  • стимулирование и координация деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между работниками и подчиненными;
  • установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа.

Рекомендуя  практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание акцентируют на умение налаживать взаимосвязи, установлении линий коммуникаций.

Теоретики эмпирической школы  не обошли своим вниманием и такие важные вопросы, как степень централизации и децентрализации в управлении, а также делегирование полномочий.

Среди представителей школы  экономисты, социологи, психологи, инженеры, сочетающие теоретические исследования с практической деятельностью по оптимизации менеджмента. Именно они разработали многие передовые технологии менеджмента организаций. Развитие научного и эмпирического подходов к менеджменту вкупе с прагматическим подходом, демонстрируемым лучшими менеджерами мира, создает условия для реализации эффективного менеджмента организаций.

К представителям этой школы можно  отнести П. Друкера – профессора менеджмента Высшей школы бизнеса при Нью-Йоркском университете и советника по вопросам управления в компаниях «General Motors», «Daimler Chrysler», «IBM»; Г. Саймона – профессора Технологического института Корнеги, лауреата Нобелевской премии, члена Национальной Академии в США, советника по вопросам социального управления многих организаций; Р. Дэвиса – профессора, декана факультета менеджмента в университете штата Огайо; А. Чандлера – профессора Массачусетского технологического института и др.


 

Герберт А. Саймон (1916-2001) – выдающийся американский ученый  в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла-Саймона.

Он оказал заметное влияние  на развитие теории организации, менеджмента и управленческих решений. Г. Саймон состоял членом Национальной академии наук США. Он долгое время работал профессором компьютерных наук и психологии в университете Карнеги-Меллона в Питсбурге. Его работы в области вычислительной техники и искусственного интеллекта оказали существенное влияние на развитие кибернетики.

Основные усилия Г. Саймона были направлены на фундаментальные исследования организационного поведения и процессов принятия решений. По праву считается одним из создателей современной теории управленческих решений (теория ограниченной рациональности). Основные результаты, полученные им в этой области, изложены в таких книгах, как «Организации» (совместно с Джеймсом Марчем), вышедшей в 1958 году, а также «Административное поведение» и «Новая наука управленческих решений» (1960).

Под понятием «ограниченной рациональности»  понимаются целенаправленные действия политического или экономического субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения.

Информация о работе Эволюция и школы менеджмента