Эволюция и школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций

Описание работы

Развитие менеджмента в 19 – начале 20 века. Направления и тенденции развития современного менеджмента. Подходы к менеджменту.

Файлы: 1 файл

Эволюция и школы менеджмента.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

В теории менеджмента  нет единства по поводу перечня функций  управления. А. Файоль, которому принадлежит  первоначальная разработка этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы разработали иные перечни функций. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В современной литературе по менеджменту чаще всего выделяются следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или краткосрочный характер.

Организация. Реализация планов требует организации, которая представляет следующую функцию управления. Под организацией понимается процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организован. Мало иметь хорошую идею о том, что делать, – необходимо, чтобы все части организации работали как единое целое.

В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование –  это средство, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Мотивация как функция  управления – процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.

Контроль как термин, используемый в деловом мире, означает постоянную проверку того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не про

исходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа:

  • постановка четких задач для исполнения;
  • проверка реального исполнения задач;
  • решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам.

Таким образом, представляясь  процессом проверки того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировки ее действий, контроль, состоящий из трех этапов, выступает одной из функций управления.

В соответствии с поставленными задачами определяются контрольные результаты. Эффективность контроля во многом зависит от информационной базы. Сегодня фирмы используют компьютеры, которые позволяют высшему менеджменту стоять на уровне современных требований, хотя компьютеры не могут решить все проблемы.

Перечисленные выше четыре функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль – имеют две общих характеристики – все они требуют принятия решений и коммуникации, т.е. обмена информацией, чтобы принять правильное решение и сделать его понятным для других членов организации. Так как эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

 

 

3.3 Системный  подход: понятие и характеристика

 

Системный подход (60-90-е гг. XX в.) – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход явился одной из наиболее существенных тенденций в развитии менеджмента во второй половине XX века. Он послужил общей методологической основой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в различных областях знания, в том числе и в управлении, трудно переоценить. Управленцы всегда имеют дело с объектами, являющимися совокупностью разнообразных взаимосвязанных элементов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.

Буквальное значение термина «система» – «целое, составленное из частей», «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии». Этот термин используется для описания самых различных явлений и трактуется как правильность в расположении частей (элементов), конкретный порядок, форма устройства, организация деятельности. Наиболее характерными признаками системы являются:

  • сложность объекта и его целостность;
  • способность делиться на подсистемы;
  • быть элементом системы более высокого порядка;
  • образовывать особое единство со средой.

Важнейшим интегративным признаком системы является эффект целостности или, по определению У. Эшби, «эмерджентности», то есть появление у данной совокупности объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Применительно к управленческой деятельности под системой понимают организованное множество структурных элементов, взаимосвязанных между собой и выполняющих определенные функции.

Необходимо отметить, что возникновение теории систем в первую очередь связано с именем Александра Александровича Богданова – крупного русского философа, экономиста и публициста (1873-1928 гг.), автора всемирно известного труда «Всеобщая организационная наука. Тектология». А.А. Богданов разработал основы теории строения систем и обосновал общие закономерности их развития. Он утверждал, что предметом изучения текто-логии должны являться организационные принципы и законы, общие для всех систем – сознательной деятельности людей, их психических и физических комплексов, живой и неживой природы. При разработке концепции тектологии А.А. Богданов высказал ряд смелых, опережающих эпоху идей: понятие управляющей и управляемой системы, обратной связи, моделирования, позднее развитых кибернетикой и общей теорией систем.

Систематическое изложение  принципов общего исследования систем, системного подхода, принадлежит Людвигу фон Берталанфи, Кеннету Болдингу, Стаффорду Биру, Норберту Винеру и другим ученым.

Системы изучались задолго  до середины XX века. Однако характерным для классического понимания систем было убеждение в том, что свойства, основные черты систем, законы их функционирования и развития детерминируются свойствами образующих их элементов. С этой точки зрения последовательное описание соответствующих элементов и их свойств рассматривалось, в конечном счете, как эквивалент описания системы в целом. Этот подход, сводящий свойства целого к свойствам элементов, называется редукционистским. До середины XX века он не ставился под сомнение. Затем ситуация резко изменилась: необходимость решать задачи нового типа, связанные с синтезом, организацией и управлением сложными техническими и социально-техническими системами, реализацией экономических и научных проектов, а также задач, ориентированных на изучение функционирования и развития сверхсложных биологических и социальных объектов, на решение глобальных экологических проблем привела к пониманию ограниченности редукционистского подхода.

Новый подход – системный – четко был сформулирован в новой методологической установке о том, что целое (система) не только не детерминируется свойствами его элементов и не сводится к ним, но, напротив, сами элементы детерминируются целым и лишь в рамках этого целого получают свое функциональное объяснение, то есть «право на существование».

Системный подход, впервые примененный в США  для достижения военных целей (создание атомной бомбы), получил широкое признание, распространение в различных областях деятельности, в том числе в менеджменте. Системный подход применяется при решении задач, предполагающих изучение или создание системных объектов высокой сложности, а также управления ими. В каждом конкретном случае он должен реализовываться в виде некоторого системного метода, то есть набора правил, процедур, инструкций, эталонов и приемов исследования данных конкретных объектов с учетом их количественного своеобразия.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в менеджменте и выработке эффективной стратегии их изучения. Важнейшие принципы системного подхода:

  • процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
  • восхождение от абстрактного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза, логического и исторического;
  • выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Системный подход применительно к управлению дает возможность:

  • с учетом всей совокупности экономических и социально-политических условий четко сформулировать цели и выяснить их иерархию до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением; установить конкретные, взаимосвязанные задачи для каждого уровня и звена управления, исходя из его планируемого вклада в достижение общей цели, с согласованием сроков, потребных и наличных ресурсов на единой информационной, методической и процедурной основе;
  • подготовить и всесторонне оценить альтернативные варианты управленческих решений для получения максимального эффекта в смысле достижения поставленных целей при минимальных затратах;
  • осуществить выделение и распределение материальных и финансовых ресурсов;
  • оценить управленческий потенциал системы и выяснить возможности делегирования полномочий по уровням иерархии управления.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой и вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

Существуют  два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой (рисунок 1). Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Организация  как открытая система

 

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Подходы, развиваемые  ранними школами в управлении, не могли охватить все возможные ситуации, поскольку, пусть и неявно, предполагали, что организации являются закрытыми системами, активно не рассматривали среду в качестве важной переменной управления.

На входе организация  получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются «входами». В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются «выходами» организации в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создается добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.д.

Теория систем сама по себе еще не говорит управляющим, какие именно элементы организации как системы наиболее важны, и конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Информация о работе Эволюция и школы менеджмента