Эволюция и школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций

Описание работы

Развитие менеджмента в 19 – начале 20 века. Направления и тенденции развития современного менеджмента. Подходы к менеджменту.

Файлы: 1 файл

Эволюция и школы менеджмента.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Применение  системного подхода к управлению обеспечивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установление иерархического порядка подчинения и ответственность в рамках подсистемы, определение обязанностей и прав принятия решений.

Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стратегического менеджмента.

 

 

3.4 Ситуационный  подход: сущность и технология  реализации

 

В 70-е гг. XX в теоретический и практический менеджмент вошел еще один подход – ситуационный. Первой попыткой в области ситуационного подхода были выводы Тома Бернса и Г.М. Сталкера, которые основывались на исследовании, проведенном ими на 20 предприятиях, производящих и продающих разнообразную продукцию. Авторы рассматривали работу этих предприятий в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для разных условий приемлема разная организационная структура управления. Для стабильных условий – механистическая структура, для меняющихся условий – органическая структура.

Ситуационный  подход иногда называют кейсовым (от от англ. case — ситуация). Этот подход, скорее, способ мышления, чем набор конкретных действий. Научно ситуационный метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса. Он предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации и направлен на выработку у человека ситуационного мышления и непосредственного приложения полученных теоретических знаний к практике. Сущность ситуационного подхода заключается в понимании и умении действовать в конкретной ситуации. Ситуация же есть обобщенная характеристика состояния и взаимодействия среды и субъекта управления в конкретно-исторический временной интервал. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и технологий управления. В управлении нельзя искать универсальную технологию выхода из той или иной ситуации. Она всегда конкретна, уникальна, хотя и содержит некоторые общие приемы, формы и процедуры.

Ситуационный подход как методологическое направление теории менеджмента появился в противовес универсальным принципам классической теории управления, следование которым якобы давало наилучший результат.

Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что все  принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Растущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер. На Западе распространена «теория обстоятельств», сущность которой заключается в том, что в отличие от единственного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положения, что самый лучший путь – это не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоятельствам.

Смысл ситуационного подхода можно  свести к двум позициям:

  1. Неопределенность условий управления – важнейшая детерминанта, предопределяющая выбор методов и форм управления.
  2. Надо соотносить «контекстуальные» переменные обстоятельства (четко определенный набор) с главными внутренними характеристиками организационной системы (принципы, структура, процессы, поведение, лидерство, стиль руководства и т.п.).

Известные теоретики  ситуационного подхода Гарольд Кунц и Серил О'Доннел подчеркивают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям любой ситуации». При этом они уточняют, что «...не существует универсального, наилучшего способа достижения определенных результатов при любых обстоятельствах». С их точки зрения, «...эффективное управление – это всегда управление по обстоятельствам, ситуационное управление».

Основное  конструктивное положение ситуационного  подхода – проектирование (формирование) такой среды, в которой люди, совместно работающие в организациях, могут достичь поставленных целей.

Ситуационный  подход ориентирует субъект управления:

  • во-первых, на поиск движущей пружины ситуации;
  • во-вторых, на нахождение связей данной ситуации с предшествующими обстоятельствами (исторический метод) и прогноз развития ситуации в будущем. В противном случае поверхностное решение – очередное «изобретение велосипеда»; в-третьих, на соотношение управленческой ситуационной задачи с задачами глобального уровня. Иначе – «ситуационный плен», «текучка»;
  • в-четвертых, на обоснование и использование оптимальных методов, форм, технологий, решений управленческих проблем в данной ситуации. Иначе – обострение ситуации;
  • в-пятых, на формирование адаптивного стиля управления: новая тактика в новых обстоятельствах. Иначе – отставание, застой, регресс, крах.

Для менеджера  исключительно важным является механизм реализации ситуационного подхода. В этой связи возникает вопрос: возможна ли стандартная процедура принятия управленческих решений в различных обстоятельствах? Скорее всего, нет. Однако определенный алгоритм (набор правил), позволяющий решать конкретную задачу из класса однотипных задач, возможен. Этот алгоритм может быть представлен в виде технологической ситуационной матрицы:

  • анализ и диагностирование ситуации (определение главных проблем в ситуации, её главных противоречий, доминирующих тенденций);
  • выдвижение управленческих целей, методов и средств решения;
  • определение факторов, влияющих на принятие решений;
  • разработка альтернативных курсов действия;
  • оценка каждой альтернативы, определение наиболее соответствующей требованиям ситуации альтернативы;
  • разработка конкретного курса (программы действий), который будет эффективен с точки зрения перевода данной управленческой ситуации в более благоприятную для решения управленческой задачи.

Ситуационный  подход требует от менеджера особых качеств: гибкости мышления, эрудиции, дара предвидения. Таким образом, главный  тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту заключается в том, что не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях.

Ситуационный  подход не отвергает достижения других подходов и школ управления. В нем сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но, признавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что существуют специфические приемы, которые используются на практике для достижения целей предприятия.

Традиционные  школы управления заложили научный  фундамент менеджмента. Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусство управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внес значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.


Информация о работе Эволюция и школы менеджмента