Эволюция развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях.

Файлы: 1 файл

menedzhment.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Эволюция  развития  менеджмента

Хорошие менеджеры  не только делают деньги, но и создают

 смысл существования  для людей (Т. Питере, Р. Уотермен)

Даже в самых древних  обществах требовались люди, которые умели координировать и направлять действия других людей на достижение общих целей и ценностей: в политической сфере (установление порядка, правил, законов); в экономической (добыча, распределение или производство благ), а также в оборонительной сфере (защита людей от врагов или стихии).

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях. Так, например, первая управленческая революция произошла три тысячи лет до новой эры, когда шумерские жрецы, регулирующее обмен различными товарами, научились записывать результаты успешных сделок и стали торговцами или первыми бизнесменами, управляющими своим делом для достижения личного и общественного интереса.

Вторая управленческая революция отразила необходимость установления общих правил уже для всего общества, которые были изданы вавилонским царем Хаммурапи (1750 дет до новой эры) как свод законов управления государством, защищающих его граждан и ограничивающих произвол владельцев и чиновников.

Через 1200 лет произошла третья управленческая революция, приведшая к соединению государственных методов правления с контролем за деятельностью в строительстве и производстве. Тем самым впервые выделилось и стало специальным отраслевое управление.

Зарождение капитализма  и начало индустриального прогресса  в европейской цивилизации потребовало  смены правил и методов управления во всех сферах общественной жизни. При  этом произошла четвертая управленческая революция как отделение управления организациями от владельцев собственностью, которые стали нанимать управляющих своими заводами, фабриками, банками. Так из общей управленческой деятельности выделился менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности наемных управляющих.

В конце XIX - начале XX века возникли очень крупные и громоздкие организации (тресты, синдикаты), неэффективные в управлении, что нередко приводило к кризисным ситуациям в экономике целых стран. Произошла пятая управленческая революция, получившая название бюрократической. Это объясняется тем, что в это время сформировались новые правила и методы бюрократического управления, основанные на разделении труда между разными уровнями и направлениями управления, описании должностных обязанностей, введении норм и стандартов, а также персональной ответственности каждого за результаты своего труда. Это позволило крупнейшим организациям некоторое время продолжать господствовать на мировых и национальных рынках. Однако постепенно жесткое бюрократическое управление потеряло свою успешность. Предельный рационализм классических школ менеджмента сковывал творческие силы трудовых коллективов, профессиональных менеджеров и опытных специалистов, что уменьшало прибыльность бизнеса и не позволяло организациям своевременно перестроиться при изменении условий производства или рынка.

Возникшие новые школы  системного и ситуационного подходов привели к шестой - «тихой» - управленческой революции во второй половине XX века. Современный менеджмент использует предвидение изменений в системе ценностей и условий во внешней среде и на этой основе применяет гибкие экстренные нестандартные решения. С этой целью организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления. Резкие изменения в технологиях производства, в конкурентной среде, в ценах рассматриваются менеджерами как реальности современной экономической и общественной жизни, которые требуют адекватных, т.е. соответствующих ситуации изменений в поведении и структуре организаций. Поэтому предпочтение отдается гибким организационным методам, ориентированным на выявление новых проблем и на выработку и принятие своевременных и адекватных решений. Поэтому совершенствовались современные методы руководства, основанные как на изучении научных принципов, различных научных подходов и моделей, так и на выработке личных управленческих качеств и стилей поведения в организации.

Развитие таких методов  уже невозможно лишь на основе личного  опыта и интуиции менеджеров. Поэтому в науке социального управления выделяются законы и принципы менеджмента и его особые методы, использующие достижения многих других наук: математики, психологии, экономики, права. В разработке принципов и методов менеджмента приняли участие крупные ученые, известные специалисты и предприниматели, которые не только обобщали опыт предшественников. но и сами ставили эксперименты, создавали управленческие теории и воплощали их на практике.  Впервые применил системный подход, обобщил мировой многовековой опыт управления и создал научный менеджмент американский инженер Фредерик У. Тейлор (1910).

Фредерик У. Тейлор (1856-1917) - американский инженер, автор работы «Основы научного менеджмента» (1911) и организатор движения «научного  менеджмента».  Под наукой Тейлор подразумевал систематические наблюдения и измерения, которые позволяют усовершенствовать работу за счет устранения ее лишних элементов, что могло резко повысить производительность и культуру труда, увеличить заработки и прибыль.

Его четыре принципа: разделения и кооперации труда, подбора персонала, разделения ответственности и оплаты труда за конечные результаты работы, развитые в других научных школах управления, - до сих пор остаются основными Источниками эффективного управления любой организацией. Благодаря его исследованиям в дальнейшем развился кадровый менеджмент, управление производительностью труда, усовершенствовались системы оплаты труда, оформилась научная организация труда и проектирование работы для рабочих и различных специалистов. Научный менеджмент позволил значительно повысить эффективность труда и капитала, поэтому фирмы, которыми руководили последователи менеджмента, стали источниками быстро нарастающего общественного богатства в Америке и Европе. Однако таких управляющих еще было мало. Большинство продолжали управлять на основе интуиции, своего опыта и личных предпочтений.

В нашей стране идеи научного управления развивались до и после  революции 1917 года. Наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным  структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Работы А.К. Гастева и других ученых посвящены способам повышения производительности труда за счет применения принципов научной организации труда и управления.

А.А. Богданов (1873-1928) - политический деятель, философ и экономист. Выдвинул идею создания науки об общих принципах  организации - тектологии. Основной труд -«Всеобщая организационная наука» (1913-1917).

А.К. Гастев (1882-1938) - русский ученый и поэт. Проповедник научной организации труда (НОТ). Организатор (1920) и директор Центрального Института Труда (ЦИТ). Труды по рациональной организации и культуре труда: «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1929) и др. Некоторые его идеи были впоследствии развиты в разделе науки об управлении - кибернетике.

Первую полную теорию менеджмента разработал французский горный инженер Анри Файоль.

Анри Файоль (1814-1925) - французский горный инженер, управляющий синдиката. Впервые  выделил деятельность по управлению (1916) и описал 6 групп производственной деятельности любого предприятия и 5 функций любого менеджера.

Он первый заметил  и выделил специфику работы менеджеров как выполнение ряда последовательных управленческих действий - функций. Опираясь на большой практический опыт и учитывая накопившиеся теоретические наработки предшественников, Файоль описал теоретические предпосылки метода менеджмента в виде системы принципов управления. С целью распространения научных основ управления организациями он предложил изучать менеджмент в высших учебных заведениях.

Менеджмент все в  большей степени опирался на профессиональные и личные качества персонала предприятий. Элтон Мэйо проводил социологические исследования на Хоторнской фабрике для изучения влияния внутригрупповых отношений на производительность труда. В результате выяснилась значительная роль групповых устремлений в формировании заинтересованного отношения к труду и более полного использования трудового потенциала работников для повышения эффективности производства. Так постепенно возникла школа «человеческих отношений» в менеджменте (1927). В данной школе получила развитие философия менеджмента Мэри Фоллетт, основанная на индивидуальной мотивации; она же развила концепцию группового подхода к решению проблем менеджмента. Она утверждала, что менеджмент - это управление организацией через людей. Немецкий социолог Макс Вебер обобщил опыт работы бюрократических организаций, показал источник их эффективности в виде жесточайшей регламентации деятельности всех служб и специалистов и тем самым обнаружил слабую сторону в их механистичности, жесткости, которая не позволяла им адаптироваться к изменениям.

 

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог,    экономист,    исследователь способов осуществления  власти, автор теории «бюрократии,  авторитета и власти».   Описал   бюрократию   как национальную организацию, обеспечивающую   эффективность   деятельности учреждений и предприятий эпохи капитализма.

Наступало время гибких, органических, приспосабливающихся организаций, более эффективно использующих человеческий фактор производства. В 60-е годы Дуглас Макгрегор создал теории «X» и «У», описывающие подходы к управлению персоналом организаций с учетом менталитета, т.е. сложившихся традиций и национальных ценностей европейского (американского) управления, как утверждение приоритета контролирующего менеджера, или японского менеджмента, как принцип распределения ответственности. В дальнейшем У.Оучи в теории «Зет» попытался найти компромиссный вариант.

Повышение неопределенности в управлении обусловлено не только социальными процессами, но в еще большей мере - глобальными процессами развития мировой науки технологий, международной торговли. Поэтому появилась необходимость долгосрочного планирования, а также и стратегического менеджмента, что связано с именем Игоря Ансоффа (1965). Кроме того, неопределенность породила ситуационный подход к управлению (1967) и к учету складывающейся конкуренции, теорию которой создал Майкл Портер (1980). Так сложилась школа социального подхода к управлению.

Рассмотренный материал позволяет сделать некоторые  обобщения о развитии управленческой мысли и характерных чертах школ управления (Рис. 1.3).

 Понятие менеджмента как  науки и искусства организации  людей

Менеджмент  — это наука и искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом

(Ф.У. Тейлор)

Менеджмент представляет собой особый вид деятельности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их интересов, а также оптимального соединения ресурсов, необходимых для выбранного бизнеса. Это - сложная форма деятельности, сочетающая в себе элементы науки и искусства. Так, наука об управлении изучает, почему люди, для того чтобы добиться цели, чаще всего объединяются в сообщества - организации. При этом выясняется, что люди объединяются по интересам, которые и приводят их к общим целям. Но чтобы вместе двигаться к цели и не перессориться, а дружно работать, люди должны выработать правила совместного поведения. Так возникают самые простейшие организации. Чтобы организация была прочной, сделать это нужно грамотно, профессионально. Для этого нужно изучить психологию, этику, культуру общения, науку принятия решений, науку исследования систем управления и др. Кроме того, этим людям понадобится искусство составления определенных сценариев поведения людей, играющих различные роли в организациях и распределить эти роли как обязанности между ними.

Следовательно, чтобы  использовать другие науки, менеджмент сам должен быть наукой, т.е. иметь свои теории, свои научные категории и понятия, свой предмет исследования, свои объекты и законы их взаимодействия и развития. Об этом студенты могут узнать при изучении курсов «Менеджмент» и «Теория организации». В данном учебном пособии представлен курс «Введение в специальность «Менеджмент». При этом попытаемся разделить профессию менеджера и учебную дисциплину менеджмент.

Менеджер - человек, профессионально осуществляющий управленческую функцию в организации. В чем же заключается эта функция?

Из курса психологии вы можете узнать, что работа - это вид целесообразной деятельности, которая обеспечивает человека средствами для жизни. Из курса экономики вы узнаете совокупность и разнообразие таких средств, как деньги, одежда, пища, орудия труда, жилище и т.д. Чтобы хорошо работать, человек должен иметь профессию, т.е. иметь знания об этом виде труда, иметь специальные навыки и опыт работы, что постепенно складывается в его квалификацию (землекоп -рыть землю, а землемер - уметь ее измерять, составлять чертежи и планы). Сама работа предполагает определенную подготовку - специальность, т.е. более узкое умение, имея которое человек привычно, умело, с меньшими затратами психических и физических усилий выполняет такую работу, которую новичок, необученный будет делать долго, трудно, неумело и некачественно.

Обычно, чтобы сделать  какую-то сложную работу, ее разделяют  на ряд простых специальностей. Например: землекоп, бетонщик, слесарь, сантехник, каменщик, электрик, маляр, - что они могут сделать, если их организовать для совместной работы? - дом. Их профессия, т.е. широкое понятие профессиональной подготовки, - строители. Или еще пример: токарь, слесарь, кузнец, сварщик, сборщик, электрик, - что они могут вместе сделать, если тоже объединить результаты их работы? - машину. Их профессия - машиностроители. Следовательно, если умело и правильно объединить людей разных профессий в форме организации, т.е. объединить их вокруг общего дела, сориентировать их интересы на общую цель, объяснить им правила поведения, то они смогут выполнять общую работу и добиться общей цели при наличии необходимых условий: материалов, энергии, станков, информации и т.д. А кто сможет их объединить и организовать? Конечно же, менеджер, как профессиональный организатор и регулятор деятельности специалистов других профессий и специальностей.

С другой стороны, люди вступают в организацию, чтобы исполнить  в ней свои личные интересы: заработать деньги, получить развитие как специалиста, найти интересное общение, а может, и друзей, т.е. сыграть определенную роль в организации. Из курса психологии известно, что люди, объединившись в группы по интересам, играют какие-то деловые роли: генераторов идей, исполнителей, критиков и т.п. И поскольку каждый вступающий в организацию ожидает, что получит роль, ему соответствующую, постольку он воспринимает менеджера как работодателя и как режиссера, который ему эту роль определяет и встраивает его в общий сценарий. Но организация чаще всего сама желает распределить роли для исполнителей с помощью менеджера. Чтобы из такого противопоставления ожиданий не возник производственный или межличностный конфликт, менеджер должен владеть искусством распределения ролей в соответствии с желаниями и возможностями работников.

Информация о работе Эволюция развития менеджмента