Эволюция развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях.

Файлы: 1 файл

menedzhment.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Потребности в  принадлежности и причастности – потребность в участии в совместных действиях, в дружбе, любви, участия в общественных мероприятиях и т.п. Такие люди смотрят на работу как на принадлежность к коллективу, как на возможность установления дружеских отношений с коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей необходимо создавать условия общения на работе, а также  чаще напоминать, что на работе их ценят.

Потребности признания и самоутверждения – отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению. При управлении ими нужно использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезны присвоение титулов, званий, почетные награды, публичные благодарности и т.п.

Потребности самовыражения – потребность наиболее полно использовать свои знания, способности, возможность творчества. Такие люди открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. Управлять ими нужно через оригинальные задания, предоставление свободы в выборе средств решения задачи.

Теория  Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа потребностей. Основная задача теории показать – как потребности могут воздействовать на мотивацию.

На основании систематизации потребностей, форм их проявления и  средств удовлетворения, может быть составлена следующая таблица.

 

Группы

 потребностей

Форма проявления

потребностей

Средства удовлетворения потребностей

Самовыражение

Стремление к достижению результатов

Предоставление творческой работы

Признание и самоутверждение

Желание занимать определенное положение в коллективе

Присвоение рангов или  званий

Принадлежность и причастность

Стремление к установлению дружеских отношений

Поощрение создания неформальной группы

Безопасность

Стремление к предотвращению опасных изменений

Создание системы страхования

Физиологические потребности

Желание регулярно и  качественно питаться

Создание легко доступных систем питания


 

 

Теория ERG  Альдерфера

Клейтон Альдерфер тоже считает, что потребности человека могут быть объединены в группы. У него их три.

    • Потребность существования.
    • Потребность связи;
    • Потребность роста.

Потребности существования – включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические потребности и потребность в безопасности.

Потребности связи – соответствуют потребностям принадлежности и причастности, а также признания и причастности, а также стремления к психологической безопасности.

Потребности роста – аналогичны потребностям самовыражения и включают потребности группы признания и самоутверждения.

Эти три группы расположены иерархически. Однако, между теориями Маслоу и  Альдерфера есть существенное различие. У Маслоу продвижение по потребностям происходит только снизу вверх. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к появлению потребности более высокого уровня. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны. Вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом, в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня.

Процесс движения вверх  по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации.

Теория приобретенных  потребностей МакКлелланда

Автор изучает и описывает  влияние соучастия и потребности  властвования, так как считает, что  данные потребности сильно присутствуют у человека. При этом МакКлелланд считает, что это приобретенные потребности под влиянием жизненных обстоятельств.

Потребность достижения – проявляется в стремлении человека достигать своих целей более  эффективно, чем раньше. Такие люди предпочитают сами ставить перед собой цели, выбирая умеренно сложные задачи, ожидают немедленной обратной связи от принятых ими решений. Они одержимы решениями, которые принимают, легко берут на себя ответственность за них.

 

Потребность достижения можно отнести не только к отдельным людям, но и к обществу в целом. Для общества с высокой потребностью достижения характерна высоко развитая экономика.

Потребность соучастия – проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Такие люди стремятся получить одобрение от окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие люди.

Потребность властвовать – человек стремится контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия других людей. Есть два полюса этой потребности: 1) стремление контролировать все и вся, и 2) полный отказ от выполнения властных функций.

Люди, которые стремятся  к власти могут быть поделены на две группы:

  • Власть ради власти;
  • Власть ради решения групповых задач

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Более того, влияние этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния. Учитывать это взаимовлияние необходимо при анализе поведения и выработке методов управления человеком.

Теория двух факторов Герцберга

Удовлетворенность человека тем, что он делает и неудовлетворенность  находятся на разных полюсах, между  которыми настроения и чувства человека. В зависимости от того, как осуществляется воздействие настроение человека может переходить из одного состояния в другое.

В конце 50-х годов ХХ века Фредерик Герцберг провел исследование, касающееся выяснения  факторов, которые мотивируют и демотивируют поведение человека. Вывод оказался оригинальным.

Процессы  «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности» и «отсутствие неудовлетворенности  – неудовлетворенность» это два  различные процессы.

Процесс «удовлетворенность – отсутствие  удовлетворенности» находится под влиянием внутренних факторов:  иначе их называют мотивирующими (достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе,  возможность роста). Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, к ним относятся достижение, признание, ответственность. Продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение.

Процесс «неудовлетворенность» - отсутствие  неудовлетворенности» связан с внешними факторами, связанных с окружением.  Их отсутствие вызывает у работника чувство неудовлетворенности. В то же время наличие этих факторов не обязательно вызывает чувство удовлетворенности. Обычно их  называют факторами «здоровья». Это заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения  с коллегами и подчиненными.

Одним из главных парадоксальных выводов  – заработная плата не является мотивирующим фактором.

Менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность.

 

Теории  процесса мотивации

Существует  целый ряд теория, которые говорят  о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации.

Схему мотивационного процесса можно представить  следующим образом.

 

Вход

Задача и  возможное

вознаграждение

     

 

 

 

 

НОВЫЕ

ЗАДАЧИ

Оценка

Сравнение входа  с потребностями, мотивами и возможностями

 

 

 

 

ВОЗНАГ-

РАЖДЕНИЕ

 

Решение

Выработка расположения и  определение поведения

 

Выход

Осуществление действий и  получение результата


 

 

Теория  ожиданий

Мы  постоянно выбираем между двумя  или более альтернативами. Почему мы делаем тот или иной выбор?

Теория ожидания – учение, описывающее  зависимость  мотивации от двух моментов:

  • Как много человек хотел бы получить;
  • Насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого.

Теория  ожидания уходит своими корнями с  разработками Курта Левина. Основными  же разработчиками можно назвать  В.Врума, а также Л.Портера и  Э.Лоулера.

Процесс мотивации  по теории ожидания складывается из трех блоков: 1)усилия,  2) исполнение, 3) результаты. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается как следствие и взаимодействие усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.

Выделяют две  группы ожиданий:

  • Связывающие усилия и исполнение работы (насколько усилия человека определяют результат выполненной работы);
  • Связывающие исполнения работы и результаты, наступающие за этим (насколько человек связывает возможные для него последствия в виде вознаграждения, наказания с уровнем исполнения своей работы.

В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна.

Человек решает:

    • Нужно ли ему это делать и насколько нужно;
    • Что получит в результате успешного выполнения работы;
    • Насколько ценным будет для него результат.

Основные  положения теории ожидания в следующем:

1.исполнение  работы человеком определяется  произведением значений двух  факторов: возможности человека  и его мотивации;

  1. мотивация задается произведением величины ожидания результатов работы на величину привлекательности результатов работы;
  2. привлекательность результатов работы задается произведением величины привлекательности результатов последствий хорошо выполненной работы на ожидания отдельных последствий.

 

Теория  постановки  целей

Поведение человека определяется целями, которые  он ставит перед собой. Постановка елей – это сознательный процесс, а  осознанные цели и потребности –  это то, что лежит в основе поведения  человека. Основным разработчиком данной теории является Эдвин Лок. Процесс постановки целей выглядит следующим образом:

Осознание окружения  с учетом эмоционального состояния

 
 

 
 

Определение цели, задающей направление и интенсивность  действий

 
 

 
 

Осуществление действий

 
 

 

Удовлетворенность результатом

 
     

Согласно  этой теории уровень исполнения работы непосредственно зависит от 4 характеристик  целей:

  • сложность;
  • специфичность;
  • приемлемость;
  • приверженность.

Сложность цели отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения.

Специфичность цели отражает ясность, точности и определенность.

Информация о работе Эволюция развития менеджмента