Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:18, реферат
Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях.
Потребности в принадлежности и причастности – потребность в участии в совместных действиях, в дружбе, любви, участия в общественных мероприятиях и т.п. Такие люди смотрят на работу как на принадлежность к коллективу, как на возможность установления дружеских отношений с коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей необходимо создавать условия общения на работе, а также чаще напоминать, что на работе их ценят.
Потребности признания и самоутверждения – отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидерскому положению. При управлении ими нужно использовать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезны присвоение титулов, званий, почетные награды, публичные благодарности и т.п.
Потребности самовыражения – потребность наиболее полно использовать свои знания, способности, возможность творчества. Такие люди открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. Управлять ими нужно через оригинальные задания, предоставление свободы в выборе средств решения задачи.
Теория Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа потребностей. Основная задача теории показать – как потребности могут воздействовать на мотивацию.
На основании систематизации потребностей, форм их проявления и средств удовлетворения, может быть составлена следующая таблица.
Группы потребностей |
Форма проявленияпотребностей |
Средства удовлетворения потребностей |
Самовыражение |
Стремление к достижению результатов |
Предоставление творческой работы |
Признание и самоутверждение |
Желание занимать определенное положение в коллективе |
Присвоение рангов или званий |
Принадлежность и причастность |
Стремление к установлению дружеских отношений |
Поощрение создания неформальной группы |
Безопасность |
Стремление к предотвращению опасных изменений |
Создание системы страхования |
Физиологические потребности |
Желание регулярно и качественно питаться |
Создание легко доступных систем питания |
Теория ERG Альдерфера
Клейтон Альдерфер тоже считает, что потребности человека могут быть объединены в группы. У него их три.
Потребности существования – включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: физиологические потребности и потребность в безопасности.
Потребности связи – соответствуют потребностям принадлежности и причастности, а также признания и причастности, а также стремления к психологической безопасности.
Потребности роста – аналогичны потребностям самовыражения и включают потребности группы признания и самоутверждения.
Эти три группы расположены иерархически. Однако, между теориями Маслоу и Альдерфера есть существенное различие. У Маслоу продвижение по потребностям происходит только снизу вверх. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к появлению потребности более высокого уровня. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны. Вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом, в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня.
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации.
Потребность достижения можно отнести не только к отдельным людям, но и к обществу в целом. Для общества с высокой потребностью достижения характерна высоко развитая экономика.
Люди, которые стремятся к власти могут быть поделены на две группы:
Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Более того, влияние этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния. Учитывать это взаимовлияние необходимо при анализе поведения и выработке методов управления человеком.
Удовлетворенность человека тем, что он делает и неудовлетворенность находятся на разных полюсах, между которыми настроения и чувства человека. В зависимости от того, как осуществляется воздействие настроение человека может переходить из одного состояния в другое.
В конце 50-х годов ХХ века Фредерик Герцберг провел исследование, касающееся выяснения факторов, которые мотивируют и демотивируют поведение человека. Вывод оказался оригинальным.
Процессы
«удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности»
и «отсутствие
Процесс «удовлетворенность – отсутствие удовлетворенности» находится под влиянием внутренних факторов: иначе их называют мотивирующими (достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста). Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, к ним относятся достижение, признание, ответственность. Продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то человек испытывает удовлетворение.
Процесс «неудовлетворенность» - отсутствие неудовлетворенности» связан с внешними факторами, связанных с окружением. Их отсутствие вызывает у работника чувство неудовлетворенности. В то же время наличие этих факторов не обязательно вызывает чувство удовлетворенности. Обычно их называют факторами «здоровья». Это заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными.
Одним из главных парадоксальных выводов – заработная плата не является мотивирующим фактором.
Менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность.
Теории процесса мотивации
Существует целый ряд теория, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации.
Схему мотивационного процесса можно представить следующим образом.
|
Вход Задача и возможное вознаграждение |
|
НОВЫЕ ЗАДАЧИ |
Оценка Сравнение входа с потребностями, мотивами и возможностями |
ВОЗНАГ- РАЖДЕНИЕ |
Решение Выработка расположения и определение поведения | ||
Выход |
Теория ожиданий
Мы постоянно выбираем между двумя или более альтернативами. Почему мы делаем тот или иной выбор?
Теория ожидания – учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов:
Теория ожидания уходит своими корнями с разработками Курта Левина. Основными же разработчиками можно назвать В.Врума, а также Л.Портера и Э.Лоулера.
Процесс мотивации по теории ожидания складывается из трех блоков: 1)усилия, 2) исполнение, 3) результаты. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается как следствие и взаимодействие усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.
Выделяют две группы ожиданий:
В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению работы зависит от того, насколько он заинтересован или не заинтересован выполнять ее, насколько работа привлекательна.
Человек решает:
Основные положения теории ожидания в следующем:
1.исполнение работы человеком определяется произведением значений двух факторов: возможности человека и его мотивации;
Теория постановки целей
Поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой. Постановка елей – это сознательный процесс, а осознанные цели и потребности – это то, что лежит в основе поведения человека. Основным разработчиком данной теории является Эдвин Лок. Процесс постановки целей выглядит следующим образом:
|
Осознание окружения с учетом эмоционального состояния |
|
|
||
Определение цели, задающей направление и интенсивность действий |
||
|
||
Осуществление действий |
||
|
||
|
Удовлетворенность результатом |
|
Согласно этой теории уровень исполнения работы непосредственно зависит от 4 характеристик целей:
Сложность цели отражает степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения.
Специфичность цели отражает ясность, точности и определенность.