Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:18, реферат
Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях.
Тремя основополагающими личностными началами поведения человека являются: восприятие, критериальная основа и мотивация. Мотивацию мы рассмотрим на следующем занятии. А сегодня поговорим о первых двух составляющих.
1. Восприятие человеком окружения. Восприятие – это процесс получения из окружения и обработки информации. Восприятие всегда субъективно. Складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации. В этих процессах есть закономерности общие и есть влияние индивидуальных особенностей.
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит выборочный характер.
Человек получает информацию из окружения с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Если эта информация данного момента времени. То она всегда фактологична. Нельзя потрогать то, что было вчера и т.д.
Не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя воображение, человек может «видеть» то, что недоступно органам чувств. Эта информация связана с будущим, и носит предсказательный характер.
Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду. Обработка – расположение информации в определенном порядке, придание ей определенного смысла.
Выделяются три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:
Систематизация информации идет несколькими способами:
2. Критериальная основа поведения
К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор, принятие решений человеком по поводу его поведения. Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупности ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований, которых придерживается человек и принципов, которым он следует в своем поведении. Эти составляющие находятся в тесном взаимодействии.
Расположение человека – это априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. Расположение имеет три компоненты:
Ценности задают предпочтение человека по принципу «допустимо – недопустимо; « хорошо – плохо»; «полезно – вредно». Ценности – это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Они составляют сердцевину личности человека, они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Ценности бывают двух видов:
Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания.
Верования. Это устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. По поводу одного и того же человека могет быть следующие верования: 1) надежный человек; 2) хороший специалист; 3) человек, обладающий слабым здоровьем и т.д.
Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации. Поступающей от внешних источников.
Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно, но чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием.
Характерными особенностями
Формальная и неформальная группа.
Функционирование группы находится под влиянием трех факторов:
У человека имеются две степени свободы в выборе форм поведения: принимать или нет существующие в организации формы и нормы поведения, с другой – принимать или нет ценности организации. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти составляющие, может быть выделено 4 предельных типа поведения человека в организации.
Первый тип – полностью принимает ценности и нормы поведения. (Преданный и дисциплинированный работник)
Второй тип: человек не приемлет ценности организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. (Приспособленец).
Третий тип: человек приемлет ценности, но не примелет существующие в ней нормы поведения. (Оригинал).
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. (Бунтарь).
Человека возможно учить приемлемому поведению через:
Деятельность человека всегда связана и инициируется наличием у него определенных побуждающих начал. Стимулы – внешние воздействия на человека, направляют его деятельность в определенное русло.
Последствия действий человека зависят от тех, кто оценивая действия человека, осуществляет компенсацию за его действия и усилия. Есть 4 типа компенсации.
Первый тип – это положительная компенсация. Осуществляется вознаграждение, приводящее к приятным для человека последствиям.
Второй тип – это
отрицательная компенсация. Желаемое
поведение сразу же приводит к
устранению нежелаемых для человека
обстоятельств или
Третий тип – наказание. Это реакция на «неверное», нежелательное для руководства или организации поведение.
Четвертый тип компенсации – это гашение нежелательного поведения. Человек, осуществляющий какие-то нежелательные действия, на которые ранее поступала положительная реакция, через некоторое время прекращает их, если на эти действия перестает поступать положительная реакция, т.е. если прекратить положительно реагировать на какие-то действия, то через некоторое время они начнут сокращаться.
Тема 3. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации.
В самом общем виде мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки.
Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Для всестороннего раскрытия понятия мотивация, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
Рассмотрим некоторые понятия, которые будут нами рассмотрены в дальнейшем.
Потребности – это то, что возникает и находится внутри, это нужда в чем-то.
Мотив – это побудитель действия. Мотивы поддаются осознанию.
Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, создавая мотивационную структуру. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям.
Выделяют два основных типа мотивирования.
Первый – побуждают к определенным действиям, а второй тип – формирование мотивационной структуры человека.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
На что в деятельности человека оказывает влияние мотивация? Это: усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность.
Мало разработанная
область – соотношение «
Процесс мотивации может быть представлен в виде 6 стадий, следующих одна за другой.
Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде ощущения, что человеку что-то не хватает. Условно потребности разделяются на три группы:
Вторая стадия – поиск путей устранения потребностей. Это может быть: удовлетворение, подавление, игнорирование.
Третья стадия – определение целей (направления) действия. На этой стадии происходит согласование четырех моментов: что должен сделать, что получу, поможет ли это добиться желаемого, устранит ли это мою потребность.
Четвертая стадия – осуществление действия. Может проходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Определяется на сколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит сохранение, усиление или ослабевание мотивации.
Шестая стадия – устранение потребности.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен, существует достаточно большое количество теорий, в которых делается попытка объяснения данного процесса. Эти теории условно можно разделить на две большие группы. Первая группа выявляет и анализирует содержание факторов мотивации, вторая – динамику взаимодействия различных мотивов, т.е. как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий называется группой теорий содержания мотивации, вторая группа – теории процесса мотивации.
В данных теориях описывается структура потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Эти теории пытаются ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Теория иерархии потребностей Маслоу.
Существуют пять групп потребностей:
физиологические – потребность в пище, воде, воздухе, жилище и т.д. Люди, которые работают в основном по этой причине мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате труда, а также на условиях труда, удобстве рабочего места, возможности избегать переутомления и т.д. Для управления такими людьми необходимо, чтобы зарплата обеспечивала выживание, а работа была не слишком утомительной.
Потребности безопасности – потребность находиться в стабильном мире, без страха, боли, угроз. Такие люди стремятся избегать волнительных ситуаций. Любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Для них важны социальные гарантии: пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, гарантия работы и т.д. Для управления такими людьми необходимо создавать четкую и надежную систему социального страхования. Оплачивать их труд выше прожиточного минимума, не привлекать их к принятию рискованных решений.