Эволюция развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях.

Файлы: 1 файл

menedzhment.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

На предприятии, в организации  работают люди разных специальностей, с различным уровнем профессиональной подготовки. У всех этих людей есть свои интересы, личные цели, амбиции, которые  не всегда соответствуют производственным целям организации. А без цели, производственных задач организация не сможет существовать, ее сотрудники не смогут эффективно и профессионально выполнять свою работу. Цель предприятия, общее дело - вот что объединяет людей в организации. Но при этом менеджер должен уметь убедительно ориентировать людей на выполнение частных задач, которые обеспечили бы достижение общего конечного результата как условия достижения частных интересов. В таком случае люди будут стремиться работать ответственно и качественно, без лишнего контроля, самостоятельно организуя свой труд. В этом и заключается искусство менеджера.

Подведем некоторые  итоги и сделаем ряд выводов.

Менеджер - это специалист по организации других специалистов, руководитель и режиссер, специально обученный для управления организациями и фирмами, субъект, осуществляющий управленческие функции в рыночной системе отношений.

Менеджмент - понятие многогранное: это наука oб управлении организациями людей как объектами. Предметом менеджмента являются отношения управления и процесса управления, условия деятельности людей и подразделений.  Одновременно - это искусство режиссуры как расстановки людей согласно сценарию работы. В целом менеджмент - это сотрудничество профессионалов управления как их практическая деятельность, направленная на достижение целей организации и целей ее работников.

 Понятие  организации как инструмента  управления

Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из имеющихся  ресурса (А. Файоль)

Для того чтобы достигнуть своих целей, люди чаще всего ищут сообщников по своим интересам, товарищей, же лающих вместе с ними получить коллективный результат При этом сразу оговариваются некоторые ограничения в по ведении и деятельности, направленной на результат. Иначе говоря, помимо цели люди договариваются о правилах своего поведения в рамках возникающего сообщества. Этим правилам должны подчиняться все члены сообщества, принимающего форму конкретной организации. Больше того согласие с правилами означает вступление этих людей в организацию, а несогласие вынуждает покинуть организацию Это наиболее общий вид организации - социальная организация. Ее принципы применимы и обязательны практически для всех других видов организаций. Руководит социальной организацией чаще всего избранный ее членами человек способный выразить цели каждого, - это неформальный лидер, ведущий всех к единой цели, ради которой люди объединились.

Начинающий менеджер уже понимает, что начинать всякое коллективное дело нужно с создания неформальной группы. Объединенная схожими  ценностями и интересами, такая группа выбирает непротиворечащие цели и правила общего поведения. На основе этих правил происходит дальнейшее расширение круга участников общего дела, привлечение новых ресурсов и оформление организации. Так рождаются организации.

Чаще всего возникают  организации производственного, или  коммерческого направления, предназначенные  для производства и реализации каких-то товаров или услуг. А всякое товарное производство предполагает ресурсы: материалы, деньги, энергию, информацию, труд и, конечно же, предпринимательскую инициативу. Необходимые ресурсы с помощью какой-либо технологии перерабатываются в товар или услугу населению, а затем реализуются: продаются всем, кто пожелает.

Словом, для подобных целей организации создаются  на основе ресурсного подхода. Главной их задачей является оптимальное использование ресурсов при производстве товаров и услуг. При этом человек используется также как один из видов ресурсов - ресурс труда. По выражению автора теории трудовой стоимости К. Маркса, ресурсом выступает рабочая сила как способность к труду. Точнее было бы сказать: потенциальный источник труда конкретного человека как носи теля трудового потенциала. Объединяясь в организации, люди создают оптимальное сочетание их трудовых и интеллектуальных способностей в виде трудового потенциала организации. Руководителем такой ресурсной организации может быть как хозяин, собственник ресурсов, так и наемный специалист по управлению: управляющий, антрепренер, мeнeджер (см. рис. 1.5).

В 50-60-е годы в эпоху бурного развития кибернетики как науки, изучающей управление искусственным paзумом возникла информационная модель организации. Главной задачей такой организации было обеспечить успешное про хождение информации по всем подразделения и уровням. При этом все ресурсы рассматривались как некие разновидности информации, которые должны определенным образом участвовать в процессах входа, преобразования и выхода информации. Так на входе планировалось, что на выходе информация должна иметь вид «Ml». Если же обнаруживалось, что такого вида информации на выходе нет, то требовалось вмешательство управляющей подсистемы в работу управляемой подсистемы как части организации. Если же на выходе обнаруживалась информация вида «Ml», то вмешательства управляющей подсистемы не требовалось. Главной заботой информационной организации было обеспечить правильность процесса переработки информации в фазе производства (рис. 1.6).

Рассмотренные модели организаций  долгое время представляли собой некоторый замкнутый мир переработки ресурсов в товары. Влияние внешнего мира на эти процессы мало учитывалось. Но вот наступило время, когда ресурсы, информация стали трудно доступными, редкими по определению экономики. Одновременно реализация товаров также усложнилась из-за обилия их на мировом рынке. В этой ситуации возникла модель организации как открытой системы

При этом сама организация  представлена внутренней средой, состоящей  из отдельных компонентов: персонал, технология, структура, организационная  культура, управление пр. Организация как бы встраивалась в окружающую ее промежуточную среду, которая была представлена так называемыми агентами или субъектами рынка по определению экономической теории. Это банки - источники финансовых средств, биржи - источники ресурсов, профсоюзы, с которыми нужно договариваться о найме членов профсоюза на работу в данную организацию. Кроме того, покупатели товара или услуг фирмы, конкуренты, выпускающие сходную продукцию и стремящиеся вытеснить фирму с рынка этой продукции, а также средства массовой информации (СМИ), onисывающие события, дающие рекламу, обзоры.

Главной особенностью такой  организации является открытость для  процессов, идущих в национальной и  мировой экономике: падение или  подъем цен на ресурсы, безработица  в какой-либо стране, войны, экологические катастрофы, движение населения, рост или снижение его образованности профессиональной подготовки. Теперь организация как открытая система обязана уже в качестве субъекта управления воспринимать эти явления и приспосабливаться к ним. Это называется адаптацией к изменениям во внешней среде. Это новая способность организации необходима для выживания в новых социально-экономических условиях. Однако эти контакты с внешней средой осуществляются опосредованно, т. е. через агентов промежуточной среды путем взаимодействия субъектами рынка. Они извещают организацию об изменении ставки процента, инфляции, ценах и других сторонах рыночной действительности.

Главной задачей руководителей  и сотрудников так организации  становится адаптация к изменениям рыночной социальной среды. Ее руководители обязаны обеспечить своевременность этих приспособлений и тем самым создать оптимальные условия для деятельности работников и подразделений, для выживания и развития организации.

Итак, экономических целей  люди достигают, используя в качестве универсального инструмента организации различных моделей. В качестве такого универсального организационного средства в западной экономике используются фирмы. Это удивительный феномен: детище промышленной революции, позволяющее решать самые различные задачи именно потому, что она может воплощаться в различных моделях организаций. «Фирма обеспечивает благополучие всего общества», - утверждает А. Морита, создатель фирмы «Сони».

Так, для массового  освоения производства нового товара, имеющего

повышенный спрос, лучше  всего создать новую организацию  на базе ресурсной 

модели, ранее выпускающей  подобную продукцию.  Такая организация 

обеспечит оптимальность использования всех ресурсов, т.е. производство с

наименьшими  издержками и высокими  темпами новых видов продукции.

Для освоения принципиально  новых технологических процессов  понадобится фирма, созданная на базе информационной модели. Это связано с необходимостью изучения будущего рынка товаров, производимых по данной технологии. Поэтому потребуется использовать маркетинговые технологии. Кроме того, создание нового товара потребует изучения патентов, лицензий, организации работы конструкторов, дизайнеров и всех других специалистов, рабочих. В этой ситуации потребуется четкое прохождение различных видов информации, использование компьютерных технологий управления и организации производства, что и обеспечивает информационная модель.

Для реализации товаров  и услуг на различных рынках в  условиях жесткой конкуренции потребуется организация, построенная на принципах открытой системы, так как нужно будет иметь качественную информацию как от покупателей, так и от посредников, а также о конкурентах, о ценах. При этом нужно будет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям. На этих же принципах придется строить фирму, торгующую деньгами: банк, финансовую компанию, которые в большей мере способны учитывать влияние внешней среды и быстро перестраиваться к ситуации на финансовых рынках.

Но каждый раз при  создании новой организации нельзя игнорировать принципы социальной организации, где необходимо обеспечивать сочетание интересов всех участников, учредителя и исполнителей. Это - обязательный этап развития любой фирмы, которая затем приобретает черты выбранной модели организации для достижения соответствующей цели. Способы создания различных организаций изучаются специальной дисциплиной: «Теория организаций».

Итак, организация - это:

1) структура, в рамках  которой проводятся определенные мероприятия для достижения целей отдельных людей и всего предприятия;

2) одна из функций  менеджмента, направленная на  создание всех необходимых условий деятельности персонала.

Подведем некоторый  итог нашим знаниям об организациях.

 

Таблица 1.1 Типы организаций и их задачи

 

Типы организаций

Задачи организаций

Социальный тип организации

Объединение людей для  достижения их целей или коллективного результата

Ресурсная организация

Оптимальное использование  ресурсов при производстве товаров  или услуг

Информационная модель организации

Обеспечение прохождения информации по всем подразделениям и уровням как условие успеха

Организация как открытая система

Активное приспособление деятельности к условиям, возникающим  во внешней среде

 

 

Тема 2. СИСИТЕМНЫЙ  ПОДХОД  К  ОРГАНИЗАЦИИ

План

1. Сложность и ее представление

2. Системное мышление

3. Системные понятия

4. Разумный выбор границ  системы

5. Функционирование систем

 

  1. Что такое сложность и представление о сложности?

Как мы объясняем ситуацию: где  главный корпус ЮУрГУ? или Как  проехать в Ленинский район от ЮУрГУ?

Что используется при  объяснении «сложного»?

    • Жесты;
    • «видение» объекта;
    • использование схем.

Существует много определений  термина «сложность». Чаще всего  сложность связывают с количеством  элементов рассматриваемой ситуации  или с доступностью ее понимания. Во всех случаях понятие сложности применяется там, где не удается с помощью одной модели выразить полное понимание ситуации – некоторые  грани «ускользают» от исследователя. Таким образом, это понятие связано с задачами исследования – ведь одна и та же «вещь» может быть рассмотрена и просто и сложно. Поэтому управление или менеджмент чаще бывают сложными.

Чем характеризуется системный подход?

    • Целостность
    • Системные понятия
    • Уместные границы систем
    • Управление.

 

2. Для того, чтобы осуществлять системный подход к управлению организацией, менеджер должен как минимум обладать системным мышлением. Что это такое?

Системное мышление –  это целостное мышление (холистическое  направление в философии, подчеркивающее целостность мира), при котором  учитывается вся информация, необходимая для принятия конкретного решения.

Откуда берет начало системное мышление?

Некоторые менеджеры, сталкиваясь  с проблемой, пытаются ее решить сразу. Другие пытаются определить «затруднения», которые несложно выделить и исследовать отдельно. Системно мыслящие люди называют такой подход «редуционизмом» (упрощением). Но! Ситуации в организациях, как правило, связаны с какими-то внешними объектами или посторонними людьми. Последствия, характерные для редуционизма «простого» решения, предполагающего отсутствие связей с другими элементами организации, могут вполне устраивать человека, занимающегося конкретной простой задачей, однако они могут оказаться затрагивающими интересы других членов организации.

Информация о работе Эволюция развития менеджмента